• ТЕКСТ ДОКУМЕНТА
  • АННОТАЦИЯ
  • ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ ДОП. ИНФОРМ.

Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 4 октября 2012 г. N Ф06-6224/12 по делу N А12-23425/2011

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

"Сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади являются негативным воздействием на окружающую среду в силу статьи 16 Закона об охране окружающей среды. Для предотвращения негативного воздействия на окружающую среду устанавливаются нормативы допустимого воздействия, в том числе нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов. Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 10.12.2002 N 284-О, плата за негативное воздействие на окружающую среду является необходимым условием получения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями права осуществлять хозяйственную и иную деятельность, оказывающую негативное воздействие на окружающую среду, определяется в качестве индивидуально-возмездного платежа на основе дифференцированных нормативов допустимого воздействия на окружающую среду, с тем чтобы обеспечивалось возмещение ущерба и затрат на ее охрану и восстановление. За превышение установленных нормативов допустимого воздействия субъекты хозяйственной и иной деятельности в зависимости от причиненного окружающей среде вреда несут имущественную, дисциплинарную, административную и уголовную ответственность в соответствии с законодательством.

Таким образом, предприятия, производящие сбросы загрязняющих веществ в водные объекты, обязаны платить за пользование природными объектами, размер такой платы устанавливается государством в зависимости от норматива допустимого воздействия. Предметом спора является взыскание платы за негативное воздействие на окружающую среду, размер которой, как установлено судом, определен уполномоченным органом на основании отчетности самого предприятия-природопользователя. Спор не связан с возмещением вреда окружающей среде (абзац 11 статьи 14 Закона об охране окружающей среды), при рассмотрении которого обязательному установлению подлежит факт причинения вреда и размер ущерба.

Ссылка ответчика на пункты 7, 8 Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 подлежит отклонению, поскольку, определяя источник платы за сверхлимитное загрязнение окружающей среды, названный Порядок не предусматривает такого основания для освобождения от внесения платежей, как отсутствие прибыли или убыточность деятельности природопользователя."