г. Казань |
|
15 июля 2014 г. |
Дело N А65-26824/2013 |
Резолютивная часть постановления объявлена 08 июля 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 июля 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Королёвой Н.Н.,
судей Александрова В.В., Смоленского И.Н.,
при участии представителя:
ответчика (общество с ограниченной ответственностью "АВАНТЕХ") - Гумеровой А.Р. (доверенность от 10.12.2013),
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Исполнительного комитета муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны,
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 (судья Адеева Л.Р.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Захарова Е.И., Юдкин А.А.)
по делу N А65-26824/2013
по исковому заявлению индивидуального предпринимателя Щелокова Евгения Евгеньевича, г. Набережные Челны (ИНН 165036050887, ОГРН 313165022400058) к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан, г. Набережные Челны, обществу с ограниченной ответственностью "АВАНТЕХ", г. Набережные Челны (ИНН 1650093678, ОГРН 1021602010726) о признании незаконными действий, выразившихся в проведении конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок, о признании недействительным протокола оценки и сопоставления заявок на участие в конкурсе, о признании договора на право осуществления пассажирских перевозок недействительным, при участии третьего лица: Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан, г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Щелоков Евгений Евгеньевич (далее - истец, ИП Щелоков Е.Е.) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с иском (с учетом уточнения) к Исполнительному комитету муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан о признании недействительными конкурса на право заключения договора на осуществление пассажирских перевозок и договора на право осуществления пассажирских перевозок по муниципальному автобусному маршруту N 27 города Набережные Челны.
Исковые требования заявлены участником конкурса в соответствии с положениями Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ (в редакции Федерального закона от 02.07.2013) "О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 94-ФЗ), Закона Республики Татарстан от 13.11.2006 N 70-ЗРТ (в редакции Закона от 02.11.2012) "Об организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Республики Татарстан" (далее - Закон РТ от 13.11.2006 N 70-ЗРТ), Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 23.07.2013) "О защите конкуренции", статьями 448, 449, 166, 168 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) и мотивированы тем, что первым ответчиком при проведении открытого конкурса от 12.11.2013 на заключение договора на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по муниципальному маршруту N 27 на конкурс выставлен не существующий, не обследованный и не утвержденный в установленном порядке маршрут; критерии отбора и оценки участников конкурса, указанные в конкурсной документации, поставили в неравное положение хозяйствующих субъектов на рынке услуг пассажирских перевозок; конкурсная документация не содержит четких требований к участникам конкурса, противоречит антимонопольным требованиям, предъявляемым к торгам, извещение о проведении конкурса не размещалось на официальном сайте в срок, установленный законом.
Определением от 27.11.2013 Арбитражный суд Республики Татарстан привлек Управление Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора.
Решением от 27.12.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014, Арбитражный суд Республики Татарстан иск удовлетворил, признав недействительными конкурс от 12.11.2013 на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования по регулярному автобусному маршруту N 27 г. Набережные Челны, а также договор от 25.11.2013 N 6-27, заключенный по результатам этого конкурса.
В кассационной жалобе Исполнительный комитет муниципального образования город Набережные Челны Республики Татарстан просит состоявшиеся судебные акты отменить как не соответствующие нормам права, в удовлетворении требования - отказать.
Заявитель кассационной жалобы считает неприменимыми положения Закона N 94-ФЗ, поскольку порядок проведения оспоренного конкурса соответствует Закону РТ от 13.11.2006 N 70-ЗРТ, конкурс не предусматривает расходов средств городского бюджета и осуществляет отбор перевозчиков, предложившие лучшие условия перевозки пассажиров, и не является размещением муниципального заказа.
В отзыве на кассационную жалобу ИП Щелоков Е.Е. просит в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя второго ответчика, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Признавая оспоренный конкурс и договор, заключенный по его результатам, недействительными, суды обеих инстанций исходили из того, что в нарушение требований Закона РТ от 13.11.2006 N 70-ЗРТ на конкурс выставлен не утвержденный в установленном порядке маршрут без определения потребности населения в транспортном обслуживании и обследования дорожных условий (постановление от 01.10.2013 N 5928); конкурсная документация содержала дискриминационные критерии отбора победителя конкурса.
У суда кассационной инстанции отсутствуют основания для переоценки выводов судов обеих инстанций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 448 ГК РФ если иное не предусмотрено законом, извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.
Согласно пункту 1 статьи 449 ГК РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица.
В силу подпункта 20 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 28.08.1995 N 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", подпункту 7 пункта 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" организация транспортного обслуживания населения находится в ведении муниципальных образований; создание условий для предоставления транспортных услуг населению и организация транспортного обслуживания населения в границах городского округа относится к вопросам местного значения городского округа.
Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
К вопросам организации дорожного движения, которые органы местного самоуправления в пределах своей компетенции решают самостоятельно (статьи 2, 4, 5, 6 Закона о безопасности дорожного движения), отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах города, в том числе организация транспортного обслуживания населения.
В соответствии со статьей 1 Закона РТ от 13.11.2006 N 70-ЗРТ настоящий закон регулирует отношения в сфере организации пассажирских перевозок, осуществляемых автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по транспортному обслуживанию населения по регулярным межмуниципальным и муниципальным маршрутам.
Согласно статье 4 указанного Закона основными задачами настоящего закона являются: обеспечение удовлетворения потребностей населения в пассажирских перевозках; повышение уровня качества пассажирских перевозок; укрепление транспортной дисциплины перевозчиков; повышение безопасности дорожного движения при осуществлении пассажирских перевозок; обеспечение добросовестной конкуренции между перевозчиками; повышение эффективности государственного и муниципального управления пассажирскими перевозками.
В соответствии со статьей 10 названного Закона заказчик пассажирских перевозок с учетом требований законодательства выполняет функции по организации пассажирских перевозок, в том числе: определяет потребность населения в транспортном обслуживании автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования по регулярным маршрутам; формирует маршрутную сеть в соответствии с параметрами качества транспортного обслуживания населения в пределах выделенных на эти цели бюджетных ассигнований; организует проведение конкурса на право осуществления пассажирских перевозок транспортом общего пользования; по результатам конкурса заключает с перевозчиками договоры на осуществление пассажирских перевозок; ведет реестр перевозчиков, осуществляющих пассажирские перевозки по регулярным маршрутам; формирует и утверждает соответственно межмуниципальную и муниципальную маршрутную сеть.
В силу статьи 12 этого Закона маршрутная сеть Республики Татарстан формируется из муниципальных и межмуниципальных маршрутов.
Открытие новых маршрутов, изменение и закрытие существующих маршрутов, входящих в межмуниципальную или муниципальную маршрутную сеть, осуществляется соответственно уполномоченным органом исполнительной власти Республики Татарстан в сфере организации пассажирских перевозок, органами местного самоуправления в соответствии с законодательством.
Принятие решения об открытии новых маршрутов допускается после проведения на маршруте в установленном порядке предварительного обследования дорожных условий на предмет их соответствия требованиям безопасности движения.
Учет маршрутов маршрутной сети ведется в реестре маршрутов.
Каждому маршруту присваивается определенный номер в соответствии с установленным порядком нумерации маршрутов.
Учитывая, что на конкурс выставлен не утвержденный в установленном порядке маршрут без определения потребности населения в транспортном обслуживании и обследования дорожных условий, а конкурсная документация содержала дискриминационные критерии отбора победителя конкурса, суд правомерно признал, что проведенный конкурс не соответствует установленным законом правилам.
В соответствии с частью 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
Поэтому договор, заключенный по результатам названного конкурса, правомерно признан недействительным.
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении норм Закона N 94-ФЗ при рассмотрении спора не влияют на законность выводов судов обеих инстанций и не являются основанием для отмены судебных актов.
При таких условиях оснований для отмены судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 27.12.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.03.2014 по делу N А65-26824/2013 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Королёва |
Судьи |
В.В. Александров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации определены в Федеральном законе от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (далее - Закон о безопасности дорожного движения).
К вопросам организации дорожного движения, которые органы местного самоуправления в пределах своей компетенции решают самостоятельно (статьи 2, 4, 5, 6 Закона о безопасности дорожного движения), отнесен комплекс организационно-правовых, организационно-технических мероприятий и распорядительных действий по управлению движением на дорогах города, в том числе организация транспортного обслуживания населения.
...
В соответствии с частью 2 статьи 449 ГК РФ признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
...
Доводы кассационной жалобы о необоснованном применении норм Закона N 94-ФЗ при рассмотрении спора не влияют на законность выводов судов обеих инстанций и не являются основанием для отмены судебных актов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 июля 2014 г. N Ф06-12376/13 по делу N А65-26824/2013
Хронология рассмотрения дела:
15.07.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-12376/13
15.05.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11518/13
13.03.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-1940/14
27.12.2013 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-26824/13