г. Казань |
|
23 октября 2012 г. |
Дело N А12-369/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 октября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 октября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Хомутниковой Т.А., доверенность от 27.07.2012 N 7/ю-2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованных лиц - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМастер", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2012 (судья Пономарева Е.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 (председательствующий судья Акимова М.А., судьи Жевак И.И., Луговской Н.В.)
по делу N А12-369/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМастер", г. Волгоград (ОГРН 1053460037993, ИНН 3445073841) к Комитету природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области, г. Волгоград (ОГРН 1093459000557, ИНН 3442103030) об оспаривании предписания от 14.10.2011 N 16/517-10-11, с участием заинтересованных лиц: администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403433822, ИНН 3444059139), Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, г. Волгоград, Департамента по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград (ОГРН 1023403446362, ИНН 3444074200),
УСТАНОВИЛ:
по результатам проведенной государственными инспекторами Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области плановой проверки соблюдения обществом с ограниченной ответственностью "ЭкоМастер" (далее - ООО "ЭкоМастер", общество) требований законодательства в сфере охраны окружающей среды вынесено предписание от 14.10.2011 N 16/517-10-11 о выполнении требований природоохранного законодательства.
ООО "ЭкоМастер" обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) с заявлением о признании незаконными отдельных пунктов данного предписания.
Суд первой инстанции привлек к участию в деле в качестве заинтересованных лиц администрацию Волгограда, Волгоградскую межрайонную природоохранную прокуратуру, Департамент по охране окружающей среды и природных ресурсов администрации Волгограда.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2012 по делу N А12-369/2012 признаны недействительными подпункты 1, 2, 5, 6 пункта 1 и подпункт 1 пункта 2 предписания от 14.10.2011, которые возлагали на общество обязанность:
- вести полный и достоверный учет за количеством и составом поступающих на свалку (свалка твердых бытовых отходов (далее - ТБО) и твердых промышленных отходов (далее - ТПО), расположенная в районе станции Бетонная и п. Гумрак) отходов, в журналах первичного учета, а именно - с учетом агрегатного состояния отходов согласно действующего федерального классификационного каталога отходов (далее - ФККО) - (твердое, пастообразное, шлам, пыль, порошкообразное, волокно, готовое изделие, потерявшее потребительские свойства и др.), производить взвешивание поступающих на свалку отходов, определять массу поступивших отходов в тоннах (подпункт 1 пункта 1);
- получить свидетельство о внесении вышеуказанной свалки в государственный реестр объектов размещения отходов (подпункт 2 пункта 1);
-включить в инвентаризацию источников выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух и проект нормативов предельно допустимого выброса (далее - ПДВ) на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от эксплуатируемой свалки ТБО и ТПО неучтенные вещества, выбрасываемые от стационарных источников выбросов, имеющихся на свалке, указанные в акте проверки (подпункт 5 пункта 1);
- получить в установленном порядке на основании переработанного проекта нормативов ПДВ, с учетом включенных вредных веществ, новое разрешение на выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов свалки (подпункт 6 пункта 1);
- провести контроль за состоянием и воздействием на окружающую среду, а также работы по восстановлению нарушенных земель на эксплуатируемой свалке ТБО и ТПО, расположенной в районе поселка имени Кирова (подпункт 1 пункта 2).
В удовлетворении остальной части требований общества отказано. Суд не нашел оснований для признания незаконными подпункта 3 пункта 1 и подпункта 7 пункта 1 предписания:
- получить в установленном порядке лимиты на размещение отходов производства и потребления, поступающих на эксплуатируемую свалку от сторонних предприятий и организаций (подпункт 3 пункта 1);
- производить расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов свалки и за размещение отходов, поступающих на свалку от сторонних организаций в установленном законом порядке в полном объеме по всем загрязняющим веществам и видам отходов.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения, апелляционная жалоба ООО "ЭкоМастер" без удовлетворения.
В кассационной жалобе ООО "ЭкоМастер просит отменить состоявшиеся судебные акты в части отказа в удовлетворении заявления об оспаривании подпункта 7 пункта 1 предписания. Считает, что суды пришли к ошибочному выводу о наличии у общества обязанности по внесению платы за негативное воздействие на окружающую среду, так как право собственности на поступающие от сторонних организаций отходы к обществу не переходит, организации, от которых общество принимает отходы производства и потребления, не уполномочивали общество вносить такую плату. Действующее природоохранное законодательство, регулирующее вопросы внесения платы за негативное воздействие на окружающую среду, устанавливает правила, требование которых не может быть выполнено обществом, как лицом, осуществляющим деятельность по размещению отходов, поскольку оно рассчитано на лиц-природопользователей, в результате деятельности которых образуются отходы. Общество производит расчет и вносит плату за негативное воздействие на окружающую среду только в отношении отходов, которые образуются в результате его деятельности. При этом и организации, чьи отходы размещаются на принадлежащих обществу полигонах, в соответствии с действующим законодательством также уплачивают платежи за негативное воздействие на окружающую среду за те же отходы, правомерность уплаты ими таких платежей подтверждено полученным обществом ответом Управления Росприроднадзора от 29.06.2012. Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации в своем ответе на запрос общества от 08.06.2012 сообщило, что общество не обязано платить за размещенные на принадлежащем ему полигоне отходы других организаций.
В суд поступил отзыв на кассационную жалобу от Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры, в котором прокурор просит изменить решение суда первой инстанции, признав подпункт 1 пункта 2 предписания действительным, в остальной части судебные акты оставить без изменения. Поддерживает вывод судов первой и апелляционной инстанций о том, что обязанность вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду лежит на лицах, размещающих отходы производства и потребления.
В судебном заседании представитель обществ поддержал кассационную жалобу по изложенным в ней доводам. Иные участвующие в деле лица, извещенные о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 АПК РФ, в судебное заседание не явились.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя заявителя, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для отмены обжалованных судебных актов.
Оспоренный подпункт 7 пункта 1 предписания от 14.10.2011 содержит два требования к обществу:
- производить расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников выбросов свалки в установленном законом порядке в полном объеме по всем загрязняющим веществам;
- производить расчет платы за размещение отходов, поступающих на свалку от сторонних организаций в установленном законом порядке в полном объеме по видам отходов.
Суд первой инстанции установил, что ООО "ЭкоМастер" на арендуемом им полигоне занимается деятельностью по размещению и захоронению твердых бытовых и промышленных отходов I-IV классов опасности, в том числе отходов, произведенных третьими лицами.
Суд пришел к выводу, что данная деятельность общества оказывает негативное воздействие на окружающую среду, и общество обязано уплачивать соответствующие платежи, предусмотренные статьей 16 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды). Суд также пришел к выводу, что принимая от сторонних организаций для размещения на полигоне отходы, общество становится собственником данных отходов.
Суд апелляционной инстанции указал, что общество, как собственник поступивших от сторонних организаций отходов, обязано вносить плату за негативное воздействие на окружающую среду в порядке, установленном приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 05.04.2007 N 204, на основании поквартального расчета фактической массы размещенных отходов, в том числе включая массу отходов, полученных от сторонних организаций.
В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона об охране окружающей среды к платным видам воздействия на окружающую среду относятся (в том числе) выбросы в атмосферный воздух загрязняющих и иных веществ, размещение отходов производства и потребления.
Действительно, до вступления в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 309-ФЗ "О внесении изменений в статью 16 Федерального закона "Об охране окружающей среды" и отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 30.12.2008 N 309-ФЗ) под обращением с отходами понималась деятельность, в процессе которой образуются отходы, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов.
В Федеральном законе от 30.12.2008 N 309-ФЗ образование отходов как стадия обращения с отходами отсутствует, вместе с тем введено понятие "накопление отходов", под которым понимается временное складирование отходов (на срок не более шести месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, в целях их дальнейшего обезвреживания, транспортирования, размещения.
Федеральным законом от 30.12.2008 N 309-ФЗ также внесены изменения в Федеральный закон от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности", согласно которым лицензированию не подлежит деятельность по накоплению отходов I-IV класса опасности, а также деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов V класса опасности.
Таким образом, под обращением с отходами, после внесенных в Закон об отходах производства и потребления изменений, следует понимать деятельность по накоплению, сбору, использованию, обезвреживанию, транспортированию, размещению отходов, при этом названные виды деятельности (за исключением накопления отходов) вправе осуществлять специализированные организации, имеющие специальное разрешение (лицензию). Деятельность, в процессе которой образуются отходы, выведена законодателем из деятельности по обращению с отходами.
ООО "ЭкоМастер", как организация, осуществляющая деятельность по размещению отходов производства и потребления, является субъектом платы за негативное воздействие на окружающую среду.
Следовательно, выводы судов первой и апелляционной инстанций о законности подпункта 7 пункта 1 предписания в части обязания ООО "ЭкоМастер" уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду в том числе и за размещаемые на полигонах отходы производства и потребления, принятые от сторонних организаций, соответствуют закону.
Соответствуют закону и выводы судов об обязанности общества уплачивать платежи за негативное воздействие на окружающую среду за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух. Плательщиками данных платежей являются любые предприятия, чья деятельность связана с природопользованием. В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 04.05.1999 N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" при проектировании, размещении, строительстве, реконструкции и эксплуатации объектов хозяйственной и иной деятельности, при застройке городских и иных поселений должно обеспечиваться непревышение нормативов качества атмосферного воздуха в соответствии с экологическими, санитарно-гигиеническими, а также со строительными нормами и правилами в части нормативов площадей озелененных территорий. Статья 12 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" предусматривает специальные требования к расположению и эксплуатации объектов размещения отходов. В частности, на территориях объектов размещения отходов и в пределах их воздействия на окружающую среду собственники объектов размещения отходов, а также лица, во владении или в пользовании которых находятся объекты размещения отходов, обязаны проводить мониторинг состояния и загрязнения окружающей среды в порядке, установленном федеральными органами исполнительной власти в области обращения с отходами в соответствии со своей компетенцией. Это корреспондирует со статьей 67 Закона об охране окружающей среды, обязывающей осуществление субъектами хозяйственной деятельности осуществлять производственный экологический контроль и представлять его результаты в органы государственного надзора.
Требования к производственному контролю в отношении полигонов ТБО установлены Санитарными правилами "СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7. Почва, очистка населенных мест, отходы производства и потребления, санитарная охрана почвы. Гигиенические требования к устройству и содержанию полигонов для твердых бытовых отходов. Санитарные правила", утвержденными постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 30.05.2001 N 16. В соответствии с данными правилами, на полигонах ТБО должна действовать лабораторная служба, осуществляющая контроль по приему отходов на полигон, а также контроль за состоянием подземных и поверхностных водных объектов, атмосферного воздуха, почв, уровней шума в зоне возможного неблагоприятного влияния полигона.
В соответствии с пунктом 6.8 Санитарных правил, система производственного контроля должна включать постоянное наблюдение за состоянием воздушной среды. В этих целях ежеквартально производятся анализы проб атмосферного воздуха над отработанными участками полигона и на границе санитарно-защитной зоны на содержание соединений, характеризующих процесс биохимического разложения ТБО и представляющих наибольшую опасность. Объем определяемых показателей и периодичность объема проб обосновываются в проекте производственного контроля полигонов и согласовываются с контролирующими органами. Следовательно, требования Комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды администрации Волгоградской области производить расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух от стационарных источников свалки в полном объеме по всем загрязняющим веществам, включая трихлорметан, четыреххлористый углерод, хлорбензол, основаны на законе, так как эти вещества предусмотрены в качестве загрязняющих в перечне, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления".
Таким образом, подпункт 7 пункта 1 предписания в части обязания общества производить расчет платы за выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух в установленном законом порядке в полном объеме по всем загрязняющим веществам соответствует нормам материального права. Перечень загрязняющих веществ, подлежащих производственному контролю, может быть дополнительно согласован обществом с уполномоченным органом в области охраны окружающей среды в соответствии с пунктом 6.8 СП 2.1.7.1038-01. 2.1.7.
Тот же подпункт 7 пункта 1 предписания в части, обязующей ООО "ЭкоМастер" производить расчет платы за размещение отходов, поступающих на свалку от сторонних организаций в установленном законом порядке по видам отходов, не противоречит нормам материального права.
Под видом отхода, согласно ст. 4.1 Закона об отходах производства и потребления, постановления Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 подразумевается класс опасности отходов (I-V классы).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду, в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 28.08.1992 N 632 "Об утверждении Порядка определения платы и ее предельных размеров за загрязнение окружающей природной среды, размещение отходов, другие виды вредного воздействия" определяется путем умножения соответствующих ставок платы на разницу между лимитными и предельно допустимыми выбросами, сбросами загрязняющих веществ, объемами размещения отходов, уровнями вредного воздействия и суммирования полученных произведений по видам загрязнения. Сверхлимитное размещение отходов влечет применение пятикратного повышающего коэффициента.
Нормативы платы за каждую тонну размещенных отходов установлены тем же постановлением Правительства Российской Федерации от 12.06.2003 N 344 "О нормативах платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления", и варьируются в зависимости от класса опасности отходов.
Таким образом, возложенное на общество предписанием обязанность производить расчет платы за размещение отходов в установленном законом порядке, с учетом массы и класса размещенных отходов, соответствует нормам материального права.
Предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованных судебных актов суд кассационной инстанции не находит.
Вместе с тем судебная коллегия принимает во внимание доводы ООО "ЭкоМастер" о существующей неопределенности в законодательстве относительно исполнимости установленного порядка расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду за размещение отходов для владельцев объектов размещения отходов производства и потребления.
Так, документом, удостоверяющим принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе, является паспорт отходов. Паспортизацию отходов в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 26.10.2000 N 818 "О порядке ведения государственного кадастра отходов и проведения паспортизации опасных отходов" осуществляет Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации. Подтверждение отнесения отходов к конкретному классу опасности статья 14 Закона об отходах производства и потребления, Приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 15.08.2007 N 570 "Об организации работы по паспортизации опасных отходов" возлагает на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в процессе деятельности которых образуются отходы I-IV класса опасности. Владельцы объектов размещения отходов не участвуют в паспортизации отходов, порядок определения владельцем объекта размещения отходов класса отходов, размещаемых в таком объекте, законодательно не определен.
Закон об отходах производства и потребления, установив понятие лимита размещения отходов, как предельно допустимое количество отходов конкретного вида, которые разрешается размещать определенным способом на установленный срок в объектах размещения отходов с учетом экологической обстановки на данной территории. Статья 11 данного закона возложила на индивидуальных предпринимателей и юридических лиц при эксплуатации предприятий, зданий, строений, сооружений и иных объектов, связанной с обращением с отходами, обязанность разрабатывать проекты нормативов образования отходов и лимитов на размещение отходов в целях уменьшения количества их образования. Однако в соответствии со статьей 18 того же Закона нормативы образования отходов и лимиты на их размещение устанавливаются уполномоченными органами власти индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы (за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства).
Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", установив порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, предусматривает также утверждение нормативов образования отходов и лимиты размещения отходов на срок действия лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы. Однако порядок утверждения лимитов размещения отходов для владельцев объекта размещения отходов также не установлен.
С учетом наличия правовой неопределенности в вопросах уплаты владельцами объектом размещения отходов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО "ЭкоМастер" вправе, с учетом статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, обратиться в уполномоченный орган за разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации, регулирующего уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на принадлежащих ему полигонах. Исчисление и уплата природоохранных платежей в соответствии с такими разъяснениями не может быть квалифицирована как нарушение природоохранного законодательства и неисполнение требований оспоренного предписания.
Процессуальных оснований для рассмотрения судом кассационной инстанции изложенного в отзыве Волгоградской межрайонной природоохранной прокуратуры требования об изменении состоявшихся судебных актов в части признания недействительным подпункта 1 пункта 2 предписания от 14.10.2011 судебная коллегия не имеет, так как прокурор правом на кассационное обжалование судебных актов в установленном главой 35 АПК РФ порядке не воспользовался.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 20.03.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.07.2012 по делу N А12-369/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Приказ Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 25.02.2010 N 50 "О Порядке разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение", установив порядок разработки и утверждения нормативов образования отходов и лимитов на их размещение для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, в результате хозяйственной и иной деятельности которых образуются отходы, предусматривает также утверждение нормативов образования отходов и лимиты размещения отходов на срок действия лицензии на осуществление деятельности по размещению отходов I-IV класса опасности для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, которые размещают отходы. Однако порядок утверждения лимитов размещения отходов для владельцев объекта размещения отходов также не установлен.
С учетом наличия правовой неопределенности в вопросах уплаты владельцами объектом размещения отходов платы за негативное воздействие на окружающую среду ООО "ЭкоМастер" вправе, с учетом статьи 21 Налогового кодекса Российской Федерации, обратиться в уполномоченный орган за разъяснениями по вопросам применения законодательства Российской Федерации, регулирующего уплату платежей за негативное воздействие на окружающую среду при размещении отходов на принадлежащих ему полигонах. Исчисление и уплата природоохранных платежей в соответствии с такими разъяснениями не может быть квалифицирована как нарушение природоохранного законодательства и неисполнение требований оспоренного предписания."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 октября 2012 г. N Ф06-6815/12 по делу N А12-369/2012
Хронология рассмотрения дела:
15.04.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1808/13
06.03.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1808/13
12.02.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-1808/13
23.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6815/12
18.07.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-3838/12