г. Казань |
|
20 ноября 2012 г. |
Дело N А55-30904/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Сафина Н.Н.,
судей Закировой И.Ш., Петрова А.Л.,
при участии:
третьего лица - Федерального государственного учреждения "Самарский научный центр РАН" - Лазарева Ю.Н., по доверенности от 01.03.2012 N 17700-12-2,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом, не явился,
ответчика - извещен надлежащим образом, не явился,
третьего лица - Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Федерального государственного учреждения "Самарский научный центр РАН" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2012 (судья Щетинина М.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи: Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-30904/2011
по заявлению Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, третьи лица: Федеральное государственное учреждение "Самарский научный центр РАН", г. Самара, Государственное унитарное предприятие Самарской области "Эксон", г. Самара, о признании незаконным бездействия, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области (далее - Теруправление) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконным бездействия, выразившегося в нерассмотрении вопроса о безвозмездной передаче в федеральную собственность в лице Теруправления нежилого здания, расположенного по адресу: г. Самара, Ленинский район, Студенческий пер., д. 3а, площадью 3412,30 кв.м, и обязании Министерства имущественных отношений Самарской области принять решение о его передаче в федеральную собственность в лице Теруправления по акту приема-передачи.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 16.03. 2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Теруправление и Федеральное государственное учреждение "Самарский научный центр РАН" (далее - ФГУ "СНЦ РАН") обратились в арбитражный суд с кассационными жалобами, в которых Теруправление просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, ФГУ "СНЦ РАН" просит судебные акты отменить, направить дело на новое рассмотрение.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как усматривается из материалов дела, руководствуясь частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", во исполнение поручения Федерального агентства по управлению государственным имуществом о безвозмездной передаче спорного здания из собственности Самарской области в федеральную, Теруправление письмом от 27.06.2011 N 18/421 обратилось в Министерство с просьбой направить в его адрес предусмотренный пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 необходимый пакет документов.
Министерство письмом от 13.07.2011 N 12/8959 сообщило об отсутствии необходимости в безвозмездной передаче спорного здания в собственность Российской Федерации.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения Теруправления в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из следующего.
Как следует из материалов дела, согласно свидетельству о государственной регистрации права от 09.11.2000 Серия 63-АА N 021894нежилое здание, расположенное по адресу: г. Самара, Ленинский район, Студенческий пер., д. 3а, находится в собственности Самарской области.
По договору о передаче государственного имущества Самарской области от 24.03.1995 N 74-0, заключенным между Комитетом по управлению имуществом Самарской области и ФГУ "СНЦ РАН", спорное имущество передано в оперативное управление ФГУ "СНЦ РАН" от Поволжского отделения Инженерной академии Российской Федерации, что подтверждается распоряжением от 05.05.1995 N 25 о принятии указанного здания на баланс ФГУ "СНЦ РАН", актом приемки-передачи основных средств от 27.04.1995, актом приемки-передачи имущества.
Распоряжением Губернатора Самарской области от 29.07.1998 N 343-р право оперативного управления указанным государственным имуществом было повторно закреплено за ФГУ "СНЦ РАН", на основании которого заключен договор от 28.10.1998 N 836 на использование недвижимого имущества областной собственности на правах оперативного управления, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 09.11.2000 Серия 63-АА N 021895.
Приказом Министерства от 14.12.2007 N 938 спорное здание было изъято из оперативного управления ФГУ "СНЦ РАН" на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 22.01.2007 N 15-р "О признании утратившим силу распоряжения Губернатора Самарской области от 29.07.1998 N 343-р.
Приказом Министерства от 18.05.2007 N 323 указанное здание передано на праве хозяйственного ведения государственному унитарному предприятию Самарской области "ЭКСОН" (далее - ГУП "ЭКСОН"). Право хозяйственного ведения ГУП "ЭКСОН" зарегистрировано в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, что подтверждается свидетельством о регистрации права от 28.01.2008 Серия 63-АВ N 557834, регистрационная запись N 63-63-01/014/2008.
Соглашением от 18.05.2007 N 7307 между Министерством и ФГУ "СНЦ РАН" договор на использование недвижимого имущества на правах оперативного управления от 28.10.1998 N 836 расторгнут, составлен акт от 18.05.2007 о возвращении нежилого здания.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 10.03.2009 по делу N А55-17552/2008, вступившим в законную силу, отказано в удовлетворении заявленных требований ФГУ "СНЦ РАН" о признании недействительными распоряжения Губернатора Самарской области от 22.01.2007 N 15-р и приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от.12.14.2007 N 938.
Вступившими в законную силу судебными актами, принятыми по спорам между теми же лицами, подтверждено, что право оперативного управления ФГУ "СНЦ РАН" погашено на основании распоряжения Губернатора Самарской области от 22.01.2007 N 15-р, приказа Министерства имущественных отношений Самарской области от 14.12.2007 N 938, соглашения от 18.05.2007 N 7307 о расторжении договора на использование спорного недвижимого имущества на правах оперативного управления от 28.10.1998 N 836, акта приема-передачи от 18.05.2007.
Факт наличия у ФГУ "СНЦ РАН" подлинника свидетельства о регистрации права оперативного управления и отсутствие на нем отметки о погашении, не свидетельствуют о наличии права оперативного управления и не подтверждают его непрекращение.
Таким образом, ФГУ "СНЦ РАН" утратило право оперативного управления и владеет спорным имуществом без правоустанавливающих документов.
Вместе с тем, решением Арбитражного суда Самарской области от 24.08.2009 по делу N А55-2568/2009 отказано в удовлетворении иска Межрегионального территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом по управлению имуществом Российской академии наук к Правительству Самарской области и к Министерству имущественных отношений Самарской области о признании права собственности Российской Федерации на нежилое здание площадью 3412,3 кв.м, расположенное по вышеуказанному адресу, кадастровый номер объекта 63:01:000000:0000(0) //1:4115300:Б//0001:06:1019:003:а:0, а также о признании недействительным зарегистрированного права Самарской области на указанное нежилое здание (запись о государственной регистрации права от 09.11.2000 N 63-01-2/2000-13422.1).
При этом судами установлено, что на момент принятия Верховным Советом Российской Федерации постановления от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" спорный объект находился на балансе (в собственности) Куйбышевского областного Исполнительного комитета.
Кроме того, судами первой и апелляционной инстанций отказывая в удовлетворении заявленных требований, принято во внимание, что судебными актами по делу N А55-6934/2011 удовлетворен иск Министерства об обязании ФГУ СНЦ РАН" освободить спорный объект недвижимости. В удовлетворении встречного иска о признании права оперативного управления зданием и обязании исполнить договор от 28.09.1998 N 836 отказано.
Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества.
В данном случае Самарская область согласия на передачу спорного здания не давала, следовательно, оснований для понуждения дать такое согласие с учетом принятых по спору между теми же лицами судебных актов, а также норм действующего законодательства, у суда не имелось.
Судами первой и апелляционной инстанций правомерно применен предусмотренный частью 4 статьи 198 АПК РФ трехмесячный срок исковой давности.
Согласно части 4 статьи 198 АПК РФ заявление о признании ненормативных правовых актов недействительными, решений, действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов незаконными может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.
Ответ Министерства имущественных отношений Самарской области получен заявителем 18.07.2011, а в суд с соответствующим заявлением он обратился только 16.12.2011, то есть с пропуском установленного законом срока. Доказательств уважительности причин пропуска срока суду не представлено.
Поскольку пропуск установленного статьей 198 АПК РФ срока для обращения в суд ввиду отсутствия уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05), судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 16.03.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2012 по делу N А55-30904/2011 оставить без изменения, кассационные жалобы Федерального государственного учреждения "Самарский научный центр РАН" и Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Н.Н. Сафин |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в федеральной собственности может находиться имущество, необходимое для обеспечения осуществления федеральными органами государственной власти полномочий в рамках их компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации, а также нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус этих органов, в том числе имущество федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, отнесенных решениями Правительства Российской Федерации к предприятиям и учреждениям, подведомственным федеральным органам исполнительной власти; имущество, необходимое для обеспечения стратегических интересов Российской Федерации в области обороны и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации, в соответствии с перечнем, утверждаемым Президентом Российской Федерации по представлению Правительства Российской Федерации; имущество, необходимое для обеспечения деятельности федеральных органов государственной власти, государственных служащих Российской Федерации, работников федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений, включая нежилые помещения для размещения указанных органов, предприятий и учреждений.
Вместе с тем, согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 30.06.2006 N 8-П права собственника находятся под защитой статьи 35 Конституции Российской Федерации, закрепляющей право каждого иметь имущество в собственности и гарантии для субъектов данного права в случаях лишения их имущества.
...
Поскольку пропуск установленного статьей 198 АПК РФ срока для обращения в суд ввиду отсутствия уважительных причин является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявления (постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.04.2006 N 16228/05), судами первой и апелляционной инстанций обоснованно отказано в удовлетворении заявленных требований."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 20 ноября 2012 г. N Ф06-8319/12 по делу N А55-30904/2011
Хронология рассмотрения дела:
20.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8319/12
16.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4695/12
11.05.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-4303/12
16.03.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-30904/11