г. Казань |
|
22 ноября 2012 г. |
Дело N А12-6803/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Филимонова С.А., Салиховой З.И.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Мачтаковой Л.И.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Волгоградской области представителей:
истца - Саповой А.В. (удостоверение от 02.12.2011 N 112094),
ответчика - Хомутецкой О.А. (доверенность от 10.10.2012 б/н),
третьих лиц: Правительства Волгоградской области - Варламовой А.Е. (доверенность от 05.05.2012 N 62), Комитета ветеринарии администрации Волгоградской области - Варламовой А.Е. (доверенность от 22.08.2012 N 01/06-5070),
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу заместителя прокурора Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 (судья Аниськова И.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Клочкова Н.А., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-6803/2012
по иску заместителя прокурора Волгоградской области (ИНН 3444048120, ОГРН 1033400323560) в интересах индивидуального предпринимателя Бреусовой Ирины Николаевны (ИНН 342603218847, ОГРН 30634807900016), субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Волгоградской области к Государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (ИНН 3443058781, ОГРН 1043400244359) о признании недействительным в части договора оказания ветеринарных услуг,
третьи лица: Управление ветеринарии администрации Волгоградской области (ИНН 3444067980, ОГРН 1023403439278), Правительство Волгоградской области (ИНН 3444051965, ОГРН 1023404444547), Управление Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области (ИНН 3444051210, ОГРН 1023403460596),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратился заместитель прокурора Волгоградской области в интересах индивидуального предпринимателя Бреусовой Ирины Николаевны (далее - ИП Бреусова И.Н.) с иском к Государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных") о признании недействительным по признаку ничтожности приложения N 1 к договору об оказании ветеринарных услуг от 17.08.2011 N 207, заключенного между ИП Бреусовой И.Н. и ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", в части установления стоимости услуг по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 в удовлетворении исковых требований отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного от 28.09.2012 решение суда первой инстанции от 22.06.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, заместитель прокурора Волгоградской области обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить и дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Заявитель кассационной жалобы считает, что в обоснование принятых судебных актов суды указали, что размер платы за оказываемые услуги установлен ответчиком в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным приказом Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4 (далее - Порядок определения платы).
По мнению судов предыдущих инстанций, приказ Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4 вступил в силу с момента его подписания и распространил свое действие с 01.01.2011. Вместе с тем согласно пункту 2 приказа Управления ветеринарии администрации Волгоградской области от 31.01.2011 N 4 абзац 4 пункта 1 данного приказа, которым утвержден Порядок определения платы, вступает в силу с 01.01.2012. Таким образом, судами сделан неверный вывод о наличии у ответчика на день заключения договора полномочий по самостоятельному определению стоимости платных услуг в соответствии с Порядком определения платы.
Указание на иные нормативные правовые акты, позволяющие учреждению самостоятельно рассчитывать стоимость оказываемых платных ветеринарных услуг, в оспариваемых судебных актах отсутствует.
Пунктом 3.1 договора определено, что стоимость оказываемых услуг определяется согласно смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью договора, в соответствии с Положением о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 (далее - Положение N 562).
Согласно пункту 10 указанного Положения N 562 с юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, индивидуальными предпринимателями в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации заключаются договоры на оказание платных ветеринарных услуг с приложением сметы. Прилагаемая смета должна быть составлена в соответствии с требованиями закона, то есть на основании действующего прейскуранта.
Между тем ответчиком в приложении N 1 к договору (смете) установлена стоимость платных ветеринарных услуг, которая не предусмотрена прейскурантом, а рассчитана учреждением на основании Порядка определения платы, не вступившего в законную силу на день заключения договора.
Также необоснованными являются выводы судов о том, что прокурор предъявил иск в защиту конкретного юридического лица, что недопустимо в силу пункта 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 23.03.2012 N 15 "О некоторых вопросах участия прокурора в арбитражном процессе" (далее - постановление ВАС РФ N 15), и не доказал нарушение прав публично-правового образования.
В соответствии с пунктами 9, 10 постановления ВАС РФ N 15 (опубликованного на сайте Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации 18.04.2012, то есть после подачи прокурором иска в суд) прокурор в исковом заявлении обязан обосновать наличие у него полномочий по обращению в арбитражный суд, а по делам, названным в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, - указать публично-правовое образование, в интересах которого предъявляется иск, и уполномоченный орган, действующий от имени публично-правового образования. В случае несоблюдения этих требований арбитражный суд оставляет заявление без движения в соответствии со статьей 128 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Прокуратура Волгоградской области в соответствии с предоставленными частью 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации полномочиями обратилась в арбитражный суд с иском 23.03.2012, до опубликования постановления ВАС РФ N 15. Данный иск принят судом к производству, следовательно, соответствовал предъявляемым Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации требованиям.
Впоследствии с учетом положений пунктов 9, 10 постановления ВАС РФ N 15 прокуратура области дополнила исковые требования, обосновав нарушение оспариваемым договором прав субъекта Российской Федерации - Волгоградская область в лице Правительства Российской Федерации.
Так, из Положения N 562 следует, что прейскурант на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, утвержден в целях обеспечения единой государственной политики в области ценообразования на товары (услуги) на территории Волгоградской области. Самостоятельное установление учреждением цен на платные услуги препятствует реализации единой государственной политики в области ценообразования на территории Волгоградской области, является вмешательством в нее, что нарушает права публично-правового образования.
Кроме того, полномочия по определению цен на ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями Государственной ветеринарной службы Волгоградской области, отнесены Законом Волгоградской области от 13.09.1999 N 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции, действовавшей до 26.05.2012) к полномочиям главы администрации Волгоградской области, в связи с чем установление ответчиком в договоре стоимости услуг, не соответствующей утвержденному им прейскуранту, является вмешательством в компетенцию высшего должностного лица Волгоградской области и нарушает права публично-правового образования (субъекта Российской Федерации - Волгоградская область).
В отзыве на кассационную жалобу ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" просит оставить без изменения вынесенные судебные акты, ссылаясь на их законность и обоснованность.
В отзыве на кассационную жалобу Правительство Волгоградской области просит также оставить без изменения вынесенные судебные акты, поскольку считает, что ответчик при заключении договора действовал в соответствии с представленными полномочиями, установленными действующим законодательством Волгоградской области.
Проверив обоснованность доводов, изложенных в кассационной жалобе, отзывах на нее, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов исходя из следующего.
Из материалов дела видно, что 17.08.2011 между ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - ветстанция) и ИП Бреусовой И.Н. (далее - предприятие) заключен договор N 207 об оказании ветеринарных услуг, согласно пункту 1.1 которого ветстанция обязуется оказать ветеринарные услуги, а предприятие принять на себя обязательство оплачивать эти услуги на условиях настоящего договора.
В пункте 3.1 указанного договора установлено, что в соответствии с Положением N 562 стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, определяется согласно смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора. Смета составляется по объемам предыдущего года на срок действия договора и является приблизительной. Учет объемов сметы ведется отдельно по каждой номенклатуре услуг.
17.08.2011 сторонами согласована смета на платные услуги (приложение N 1), в которой определена стоимость услуг ветстанции по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий: партия до 100 кг - 6,92 руб., партия 101-200 кг - 10 руб., партия 201-300 кг - 13,07 руб., партия 301-400 кг - 16,15 руб., партия 401-500 кг - 19,22 руб., каждая последующая партия в 100 кг - 5,77 руб.
Требования о признании недействительным приложения N 1 к договору от 17.08.2011 N 207 об оказании ветеринарных услуг заявлены на основании статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и мотивированы тем, что в силу положений статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации указанное приложение является недействительным (ничтожным), как несоответствующее требованиям прейскуранта, утвержденного постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 565 в связи с тем, что стоимость на оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области услуги определена нормативным правовым актом и не может быть произвольно изменена сторонами договора.
Пунктом 1 статьи 166 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что сделка недействительна по основаниям, установленным Кодексом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такового признания (ничтожная сделка).
В силу части 1 статьи 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Соответственно, у ответчика не имеется полномочий по установлению в договоре цен на ветеринарные услуги, цены, указанные в приложении N 1 к договору от 17.08.2011 N 207 об оказании ветеринарных услуг, являются завышенными.
Вместе с тем в соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, станции по борьбе с болезнями животных входят в систему органов государственного ветеринарного надзора.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" установлено, что ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями Государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержден Минсельхозом России от 20.01.1992 N 227-145 и согласован с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф. К платным ветеринарным услугам относятся ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов, реализуемых на рынках, ярмарках и в других местах торговли (кроме исследования мяса на трихинеллез) и выдача ветеринарных документов (ветеринарного свидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения).
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии предусмотрены в статье 3 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии".
В силу части 4 статьи 7 Закона Волгоградской области от 13.09.1999 N 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции от 26.03.2010 N 2 017-ОД) глава администрации Волгоградской области утверждает прейскурант на ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 утверждены прейскурант на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области и Положение о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
В последующем постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726 внесены изменения в постановление главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 "Об утверждении прейскуранта на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области", а именно Положение о порядке оплаты услуг дополнено пунктом 10 следующего содержания: с юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (без образования юридического лица), индивидуальными предпринимателями заключаются договоры на оказание платных ветеринарных услуг с приложением сметы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор от 17.08.2011 N 207 в части определения стоимости услуг в смете (приложении N 1), являющейся неотъемлемой частью настоящего договора, соответствуют пункту 10 постановления главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726.
Ветеринарные услуги не включены в перечень услуг, на которые установлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляющее органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").
Из представленных в материалы дела документов следует, что учредителем ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" является Управление ветеринарии администрации Волгоградской области. В пунктах 3.1, 3.3, 4.8 устава ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (в редакции 2004 года) закреплено, что целью создания и предметом деятельности учреждения являются осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчёл (далее - животных), обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения.
К основным видам деятельности учреждения относятся, в том числе, оказание платных услуги по лечению животных, лабораторной диагностике и ветеринарному обслуживанию предприятий, учреждений, организация, иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм собственности, а так же населению по договорным ценам и другую разрешенную законом деятельность (пункт 3.3 устава).
Источниками финансирования имущественных и финансовых ресурсов учреждения являются бюджетные и внебюджетные средства; доход, полученный в результате оказания платных ветеринарных услуг; кредиты банков и иные займы, добровольные пожертвования и другие источники, не запрещенные законом (пункт 4.8 устава).
В соответствии с пунктом 2.1 устава ГБУ ВО "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (в новой редакции 2011 года) учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и настоящим уставом, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере ветеринарии.
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п Управление ветеринарии издало приказ от 31.01.2011 N 4 "Об утверждении порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а так же в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания". Согласно данному порядку стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных расходов на их оказание.
Настоящий приказ вступил в силу со дня его подписания и распространил свое действие с 01.01.2011. В этой связи ошибочным является довод прокуратуры Волгоградской области о том, что действие указанного документа вступает в силу с 01.01.2012.
Данные обстоятельства свидетельствуют о том, что на дату подписания договора от 17.08.2011 N 207 об оказании ветеринарных услуг и составления сметы к нему действовал порядок определения платы, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п, приказом Управления ветеринарии Волгоградской области от 31.01.2011 N 4.
Размер платы за услуги по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий, указанный в смете (приложении N 1) к договору от 17.08.2011 N 207, установлен учреждением в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а так же в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным начальником Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, что свидетельствует о нормативной обоснованности оказания учреждением услуг.
Судами предыдущих инстанций правомерно сделан вывод о том, что прокуратурой Волгоградской области не доказано, что оспариваемое приложение N 1 (смета) к договору от 17.08.2011 N 207 об оказании ветеринарных услуг не соответствуют действующему на дату его подписания законодательству.
Судами предыдущих инстанций также правомерно указано на то, что предъявление заместителем прокурора области иска в интересах конкретного лица - ИП Бреусовой И.Н. недопустимо в соответствии со статьей 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. По порядку применения указанной нормы права даны разъяснения в постановлении ВАС РФ от 23.03.2012 N 15.
Согласно абзацу 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Из пункта 10 постановления ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 следует, что предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования путем представления дополнения к исковому заявлению, указав, что исковое заявление о признании недействительным договора предъявлено прокуратурой Волгоградской области, в том числе, в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградская область.
Вместе с тем в силу названного пункта 10 постановления ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 публично-правовое образование не воспользовалось своим правом вступить в дело в качестве истца, и заместитель прокурора Волгоградской области не представил доказательства того каким образом нарушаются права и законные интересы публично-правового образования - Волгоградской области в лице Правительства Волгоградской области.
С учетом того, что нормы материального права, регулирующие спорные отношения, судами предыдущих инстанций применены правильно, процессуальных нарушений не допущено, суд кассационной инстанции не находит оснований для отмены или изменения принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 22.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.08.2012 по делу N А12-6803/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
С.А. Филимонов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно абзацу 2 части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в арбитражный суд с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований.
Из пункта 10 постановления ВАС РФ от 23.03.2012 N 15 следует, что предъявляя иск о признании недействительной сделки или применении последствий недействительности ничтожной сделки, названными в абзацах втором и третьем части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, прокурор обращается в арбитражный суд в интересах публично-правового образования путем представления дополнения к исковому заявлению, указав, что исковое заявление о признании недействительным договора предъявлено прокуратурой Волгоградской области, в том числе, в защиту интересов субъекта Российской Федерации - Волгоградская область."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2012 г. N Ф06-8456/12 по делу N А12-6803/2012