г. Казань |
|
29 ноября 2012 г. |
Дело N А55-3506/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Арукаевой И.В.,
судей Мельниковой Н.Ю., Сибгатуллина Э.Т.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видеоконференц-связи помощником судьи Сабирзяновой Л.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующих в Арбитражном суде Самарской области представителей:
истца - Авиловой Н.П. (доверенность от 10.01.2012),
ответчика - Хуснутдинова Р.Р. (доверенность от 20.09.2012),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 (судья Пономарева О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (председательствующий судья Морозов В.А., судьи Балашева В.Т., Туркин К.К.)
по делу N А55-3506/2011
по исковому заявлению закрытого акционерного общества "Алкоа СМЗ" (ОГРН 1026300763389, ИНН 6310000160) к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" в лице филиала "Самарские распределительные сети" (ОГРН 1076450006280, ИНН 6450925977) о взыскании 7 407 255 руб. 53 коп.,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Алкоа СМЗ" (далее - ЗАО "Алкоа СМЗ", истец) обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к открытому акционерному обществу "Межрегиональная распределительная сетевая компания Волги" (далее - ОАО "МРСК Волги", ответчик) о взыскании неосновательного обогащения, выразившегося в сбережении денежных средств по оплате услуг по передаче электрической энергии в размере 7 407 255,53 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 05.08.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.11.2011, исковые требования удовлетворены.
Постановлением от 14.03.2012 Федеральный арбитражный суд Поволжского округа принятые по делу судебные акты отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении дела Арбитражный суд Самарской области определением от 27.04.2012 принял уточнение исковых требований, в соответствии с которым истец, руководствуясь статьями 309, 310, 314 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 7 407 255 руб. 53 коп. по оплате услуг по передаче электрической энергии, оказанных по договору оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2010 N 803 за период с 01.01.2010 по 31.05.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 исковые требования удовлетворены. Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд постановлением от 16.08.2012 оставил указанное решение без изменения.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, ответчик обратился с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении иска.
По мнению заявителя жалобы, судами нарушены нормы материального права, выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Истец представил отзыв на кассационную жалобу, просит оставить обжалуемые судебные акты без изменения.
Суд кассационной инстанции, рассмотрев материалы дела, заслушав явившихся в судебное заседание представителей сторон, проверив законность принятых по делу судебных актов в порядке, установленном главой 35 АПК РФ, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ОАО "МРСК Волги" и ЗАО "Алкоа СМЗ" являются смежными территориальными сетевыми организациями, осуществляющими деятельность по передаче и распределению электрической энергии на территории Самарской области.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 17.09.2010 по делу N А55-11190/2010 удовлетворены исковые требования ЗАО "Алкоа СМЗ" о понуждении ОАО "МРСК Волги" заключить договор оказания услуг по передаче электроэнергии в редакции истца.
Между ЗАО "Алкоа СМЗ" (исполнитель) и ОАО "МРСК Волги" (заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.03.2010 N 803, по условиям которого исполнитель оказывает услуги по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки путем осуществления комплекса организационных и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащим исполнителю на праве собственности или ином законном основании, а заказчик обязуется оплачивать услуги по передаче электрической энергии потребителям, сетевым организациям.
Величина заявленной мощности, в пределах которой исполнитель принял на себя обязательство обеспечить передачу электрической энергии и величина присоединенной мощности с распределением по точкам поставки установлена в Приложении N 2 к договору с распределением по точкам поставки (пункты 3.2., 3.2. договора)..
Величина заявленной мощности (договорная величина), применяемая для определения в расчетном периоде стоимости услуг исполнителя по передаче электрической энергии с разбивкой по месяцам согласована заказчиком и исполнителем в Приложении N 1 к вышеназванному договору.
Пунктом 9.1 договора предусмотрено, что договор вступает в силу с момента подписания и распространяет свое действие на отношения сторон, возникшие с 00-00 часов 01.01.2010 и действует до 24-00 часов 31.12.2010.
В период с 01.01.2010 по 31.05.2010 истец оказал ответчику услуги по передаче электрической энергии на сумму 7 407 255,53 руб.
Факт оказания услуг подтверждается сводными актами снятия показаний приборов учета электрической энергии, балансами электрической энергии по сетям ЗАО "Алкоа СМЗ", актами об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности за расчетные месяцы, счетами-фактурами. Указанные документы истцом ежемесячно направлялись в адрес ответчика.
Однако, ответчиком указанные документы не возвращены и оплата оказанных услуг не произведена, в то время как пунктом 7.2. договора стороны определили, что непредоставление или несвоевременное представление заказчиком мотивированных разногласий подписанных документов свидетельствует о согласии заказчика со всеми положениями, содержащимися в документах (в том числе актах), представленных исполнителем.
Указанное послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском о взыскании суммы задолженности.
Удовлетворяя исковые требования, суды правомерно исходили из следующего.
Согласно части 2 статьи 26 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" оказание услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании договора возмездного оказания услуг.
Как следует из пункта 34 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказания услуг, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861) по договору между смежными сетевыми организациями одна сторона договора обязуется предоставлять другой стороне услуги по передаче электрической энергии с использованием принадлежащих ей на праве собственности или на ином законном основании объектов электросетевого хозяйства, а другая сторона обязуется оплачивать эти услуги и (или) осуществлять встречное предоставление услуг по передаче электрической энергии. Услуга предоставляется в пределах величины присоединенной (заявленной) мощности в соответствующей точке технологического присоединения объектов электросетевого хозяйства одной сетевой организации к объектам другой сетевой организации. Потребитель услуг, предоставляемых по такому договору, определяется в соответствии с пунктом 41 настоящих Правил.
В соответствии с пунктом "г" пункта 41 Правил N 861 при исполнении договора между территориальными сетевыми организациями, обслуживающими потребителей, расположенных на территории одного субъекта Российской Федерации, сторонами договора осуществляется взаимное предоставление услуг по передаче электрической энергии, при этом потребителем услуг являются обе стороны.
Пунктом 42 Правил N 861 установлено, что расчеты по заключаемому территориальными сетевыми организациями в соответствии с настоящим разделом договору осуществляются по тарифу на услуги по передаче электрической энергии, который определяется в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов, в отношении каждой из сторон такого договора и носит индивидуальный характер. При этом расходы территориальной сетевой организации на оплату предоставляемых в соответствии с указанным договором услуг включаются в экономически обоснованные расходы, учитываемые при установлении тарифа на услуги по передаче электрической энергии для иных потребителей ее услуг, а доходы другой стороны указанного договора от предоставляемых ею по этому договору услуг и доходы от услуг по передаче электрической энергии, предоставляемых иным потребителям, должны в сумме обеспечивать необходимую валовую выручку данной организации.
Письмом Федеральной службы по тарифам от 04.09.2007 N ЕЯ-5133/12 "О введении котлового метода расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии" определено, что в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки необходимо обеспечить перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных Приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2). Все сетевые организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов обязаны провести расчеты строго в соответствии с утвержденными Методическими указаниями.
Пунктом 52 Методических указаний N 20-э/2 предусмотрено, что индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются одновременно в двух вариантах: двухставочный и одноставочный. При этом расчет двухставочного индивидуального тарифа предусматривает определение двух ставок:
- ставки на содержание электрических сетей в расчете на МВ-А (МВт) суммарной присоединенной (заявленной) мощности без разбивки СОД по напряжениям ТС;
- ставки на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии на ее передачу в расчете на МВтч без разбивки по напряжениям ТС.
Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на содержание электрических сетей является присоединенная (заявленная) мощность сетевой организации. Базой для расчета ставки индивидуальных тарифов на оплату технологического расхода (потерь) электрической энергии является плановый сальдированный переток электроэнергии между сетевыми организациями. Оплата услуг осуществляется за фактический объем сальдированного перетока.
В случае если сетевая организация по заключенным договорам получает плату от нескольких сетевых организаций, ее избыток/недостаток должен учитывать совокупные платежи от всех таких организаций. При этом НВВ (суммарный расчет необходимой валовой выручки, обеспечивающий компенсацию экономически обоснованных расходов) любой сетевой организации региона должен суммарно обеспечиваться за счет платежей от потребителей, а также от сетевых организаций.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" государственное регулирование цен (тарифов) осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утвержденными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы) могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен.
Пунктом 1 статьи 23.1 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" установлено, что государственному регулированию в электроэнергетике подлежат цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность) и на услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках, в соответствии с настоящим Законом.
Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 вышеназванного Закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов (пункт 3 статьи 24 Федерального закона от 26.03.2003 N 35-ФЗ "Об электроэнергетике").
На основании Методических указаний N 20-э/2 Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области был издан приказ от 28.12.2009 N 80, которым с 01.01.2010 установлен индивидуальный двухставочный тариф на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "МРСК Волги" и ЗАО "Алкоа СМЗ", включающий ставку за содержание электрических сетей в размере 81 941,05 руб./МВт-мес. и ставку на оплату технологического расхода (потерь) в размере 41,62 руб. МВт-ч.
При этом, в соответствии с примечанием к указанному приказу, в паре смежных сетевых организаций первая организация является плательщиком, а вторая - получателем платы.
Таким образом, судами сделан правильный вывод о том, что поскольку ОАО "МРСК Волги" является первой организацией в паре, то ответчик обязан оплачивать оказанные ему истцом услуги по передаче электрической энергии и мощности по тарифу, установленному вышеназванным приказом от 28.12.2009 N 80.
В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
Пунктом 7.3 договора сторонами установлено, что при определении стоимости услуг исполнителя по договору применяется тариф на услуги по передаче электрической энергии, установленный уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов для взаиморасчетов между заказчиком и исполнителем.
Изменение органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования установленных тарифов не требует внесения изменений в договор, а измененный тариф применяется со дня его установления, указанного в решениях уполномоченного органа тарифного регулирования.
Объем электрической энергии и мощности, переданной в период с 01.01.2010 по 31.05.2010 через технические устройства электрических сетей, принадлежащих ЗАО "Алкоа СМЗ" на праве собственности или ином законном основании, в размере 32 530,336 МВт*ч, подтвержден сводными актами снятия показаний приборов учета электрической энергии, балансами электрической энергии по сетям ЗАО "Алкоа СМЗ", актами об оказании услуг по передаче электрической энергии и мощности за расчетные месяцы и ответчиком не опровергнут.
Расчеты истца соответствуют тарифно-договорной модели, принятой Управлением по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области на 2010 год, а также условиям пункта 7.3. заключенного сторонами договора.
Стоимость услуг по передаче электрической энергии, подлежащих оплате ответчиком в спорный период, в соответствии с принятыми индивидуальными тарифами составляет 7 407 255 руб. 53 коп.
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности в заявленной сумме подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суды, исходя из представленных сторонами доказательств, на основании статей 307, 309, 310, 779, 781 ГК РФ обоснованно удовлетворили исковые требования.
При таких обстоятельствах оснований для отмены принятых по делу судебных актов коллегия не находит, так как судебные инстанции правильно применили нормы материального и процессуального права, их выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, были предметом исследования суда апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку.
Указанные доводы также всесторонне исследованы судебной коллегией суда кассационной инстанции, но в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отклонению, поскольку основаны на ошибочном толковании закона, не опровергают обстоятельств, установленных судами при рассмотрении настоящего дела, а фактически направлены на их переоценку, не влияют на законность обжалуемых судебных актов и не подтверждены надлежащими доказательствами.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу N А55-3506/2011 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.В. Арукаева |
Судьи |
Н.Ю. Мельникова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 136 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530, оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утвержденными федеральными органами исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса.
...
Принимая во внимание, что факт оказания услуг, наличие и размер задолженности в заявленной сумме подтверждены документально и ответчиком не опровергнуты, доказательства оплаты задолженности в материалы дела не представлены, суды, исходя из представленных сторонами доказательств, на основании статей 307, 309, 310, 779, 781 ГК РФ обоснованно удовлетворили исковые требования."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 ноября 2012 г. N Ф06-8634/12 по делу N А55-3506/2011
Хронология рассмотрения дела:
29.11.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8634/12
16.08.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-8562/12
14.06.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-3506/11
14.03.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-11618/11
09.11.2011 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-10848/11