г. Казань |
|
15 ноября 2012 г. |
Дело N А65-11259/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Гатауллиной Л.Р., Егоровой М.В.,
при участии:
заявителя - Иванова А.Н., паспорт от 10.11.2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Иванова Анатолия Николаевича, г. Казань (ОГРНИП 304165836601977)
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2012 (судья Нафиев И.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 (председательствующий судья Бажан П.В., судьи Рогалева Е.М., Марчик Н.Ю.)
по делу N А65-11259/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Иванова Анатолия Николаевича, г. Казань к государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани о признании недействительными требования от 29.02.2012 N 296, от 30.03.2012 N 01350540102103; признании за начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани систематического нарушения прав и законных интересов заявителя,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Иванов Анатолий Николаевич (далее - ИП Иванов А.Н., заявитель, предприниматель, налогоплательщик) обратился в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением к Государственному учреждению - Управление Пенсионного Фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан (далее - ответчик, Управление) о признании: 1) недействительными требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 29.02.2012 N 296, от 30.03.2012 N 01350540102103; 2) признании за начальником Управления систематического нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности предпринимателя - инвалида, незаконное возложение на него обязанности по уплате страховых взносов и создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012, в удовлетворении заявления ИП Иванова А.Н. в части признания недействительными требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 29.02.2012 N 296 и от 30.03.2012 N 01350540102103 отказано, а в остальной части производство по делу прекращено на основании пункта 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
ИП Иванов А.Н., не согласившись с принятыми судебными актами, обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит решение отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
Кассационная инстанция, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и заявления об изменении требований в ней, заслушав объяснения предпринимателя, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела, заявитель является действующим индивидуальным предпринимателем с 06.10.1998 по настоящее время, о чем свидетельствует запись в ЕГРИП за основным государственным регистрационным номером 304165836601977, а также выписка из ЕГРИП (т. 1 л.д. 16).
С 02.10.2003 заявителю назначена пенсия по инвалидности 2 группы бессрочно, согласно справки от 31.10.2006 серии МСЭ-2006 N 0005938260 филиала N 11 Главного бюро МСЭ по Республике Татарстан (т. 1 л.д. 11-12).
С 2003 года заявитель сдает ежеквартально и ежегодно отчетность в налоговый орган без начислений к уплате.
С 2007 года между заявителем и Управлением велась переписка по поводу начисления недоимок, пени и штрафов в Пенсионный фонд. Данную переписку Управление прекратило в одностороннем порядке.
В связи с неоплатой задолженности по страховым взносам, территориальный орган Пенсионного фонда направил в адрес предпринимателя требование от 29.02.2012 N 296 об уплате недоимки по пени за период с 29.03.2011 по 29.02.2012 в общей сумме 684,24 руб.
Кроме того, в связи с неоплатой предпринимателем задолженности по страховым взносам Управлением направлено требование от 30.03.2012 N 01350540102103 об уплате недоимки по страховым взносам и пеней на общую сумму 17 148,25 руб. за 2011 год.
ИП Иванов А.Н. считая, что начисление недоимки по страховым взносам и пени по указанным требованиям незаконно, так как он является инвалидом и не имел предпринимательской деятельности и информировал об этом территориальный орган Пенсионного фонда, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Отказывая налогоплательщику. в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.
В силу подпункта 2 статьи 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" предприниматель является страхователем по обязательному пенсионному страхованию и в силу пункта 2 статьи 12 Закона обязан своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ "О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования" плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования, к которым относятся индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой (далее - плательщики страховых взносов, не производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам), если в федеральном законе о конкретном виде обязательного социального страхования не предусмотрено иное.
В соответствии с пунктом 3 статьи 2 вышеназванного Закона для целей настоящего Федерального закона используются следующие понятия: индивидуальные предприниматели - физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.
ИП Иванов А.Н. полагая, что, поскольку он не осуществляет предпринимательскую деятельность, и кроме того, является инвалидом 2 группы, получающим пенсию по инвалидности, то не подпадает под категорию индивидуальных предпринимателей, предусмотренных вышеприведенными нормами законов и не должен уплачивать страховые взносы.
Однако данный довод ИП Иванова А.Н. правомерно не принят судами по следующим основаниям.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 5 Закона N 212-ФЗ индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В соответствии с частью 1 статьи 14 Закона N 212-ФЗ плательщики страховых взносов, указанные в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Закона, уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и фонды обязательного медицинского страхования в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года.
Как следует из статьи 1 Закона N 27-ФЗ, к физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, относятся застрахованные лица, в том числе индивидуальные предприниматели, уплачивающие страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года, в порядке, установленном Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования в Российской Федерации".
В соответствии с разъяснениями Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в информационном письме от 11.08.2004 N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании" индивидуальный предприниматель, зарегистрированный в установленном законом порядке, обязан уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа и в том случае, когда предпринимательскую деятельность он фактически не осуществляет и дохода от предпринимательской деятельности не имел (п. 4).
Данная обязанность возникает в силу факта регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и прекращается с момента государственной регистрации прекращения деятельности в таком качестве (разъяснения в информационном письме Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.04.2006 N 107).
Следовательно, суды пришли к правильному выводу о том, что доводы Иванова об отсутствии у него обязанности уплачивать страховые взносы, и ссылки на свои налоговые декларации по НДС без начислений к уплате бюджет, а также ссылки на не имеющую отношение к предмету спора ст. 6 Федерального закона от 04.01.1999 N 1-ФЗ об установлении тарифов страховых взносов на 1999 год, противоречат закону, разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации и Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации.
Кроме того, судами отмечено, что на обязанность уплатить страховые взносы, и на правомерность взыскания недоимок по страховым взносам и пени, ИП Иванову А.Н. также указывалось прокуратурой города Казани по результатам проверки по жалобе заявителя на руководителя территориального органа Пенсионного фонда (письмо от 10.02.2011 N 2740ж-2010).
Также судами были проверены представленные сторонами доказательства в отношении оспариваемых требований об уплате недоимки по страховым взносам и пени (являющихся предметом заявленных требований).
Так, согласно требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени от 29.02.2012 N 296 Управлением начислены пени в сумме 684,24 руб. на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии. Согласно требования от 30.03.2012 N 01350540102103 предъявлена к уплате недоимка по страховым взносам и пеней на общую сумму 17 148,25 руб. за 2011 год.
В соответствии с пунктом 6 части 1 статьи 29 Закона N 212-ФЗ органы контроля за уплатой страховых взносов имеют право взыскивать недоимку, а также пени и штрафы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
Статьей 18 данного Закона установлено, что плательщики страховых взносов обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы.
В случае неуплаты или неполной уплаты страховых взносов в установленный срок производится взыскание недоимки по страховым взносам в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
Взыскание недоимки по страховым взносам с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, предусмотренном статьями 19 и 20 настоящего Закона, за исключением случаев, указанных в части 4 настоящей статьи.
Согласно статье 25 вышеназванного Закона пенями признается установленная настоящей статьей денежная сумма, которую плательщик страховых взносов должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными настоящим Федеральным законом сроки.
Сумма соответствующих пеней уплачивается помимо причитающихся к уплате сумм страховых взносов и независимо от применения мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации о страховых взносах.
Пени начисляются за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным настоящим Федеральным законом сроком уплаты сумм страховых взносов.
Пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм страховых взносов или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Статьей 22 названного Закона установлено, что требованием об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов признается письменное извещение плательщика страховых взносов о неуплаченной сумме страховых взносов, пеней и штрафов, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму страховых взносов, пеней и штрафов.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно содержать сведения о сумме задолженности, размере пеней и штрафов, начисленных на день направления указанного требования, сроке уплаты причитающейся суммы, сроке исполнения этого требования, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требования плательщиком страховых взносов, подробные данные об основаниях взыскания недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, а также ссылки на положения настоящего Федерального закона, которые устанавливают обязанность плательщика страховых взносов уплатить страховой взнос.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов, в котором плательщик страховых взносов состоит на учете.
Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов может быть передано руководителю организации (ее законному или уполномоченному представителю) или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под расписку, направлено по почте заказным письмом или передано в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
В случае направления указанного требования по почте заказным письмом оно считается полученным по истечении шести дней с даты отправления заказного письма. Форматы, порядок и условия направления плательщику страховых взносов требования об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются органами контроля за уплатой страховых взносов.
Оспариваемые требования об уплате недоимки по страховым взносам и пени, соответствуют приведенным нормам Закона, содержат сведения о суммах задолженности, размере недоимок и пеней, начисленных на день направления указанных требований, сроках уплаты причитающейся суммы, сроках исполнения этих требований, мерах по взысканию недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов, которые применяются в случае неисполнения требований плательщиком страховых взносов.
Как видно из расчетов начисленных пени в размере 684,24 руб., данная сумма представляет собой начисление пени за период с 29.03.2011 по 29.02.2012 на неуплаченные своевременно остатки задолженности по страховым взносам на страховую часть пенсии за 2008 год (в сумме 2 576 руб.) и за 2009 год (в сумме 4 850 руб.).
Своевременное предъявление ответчиком к уплате предпринимателю недоимки по страховым взносам в сумме 3 902,87 руб. за 2008 (в том числе и недоимки в сумме 2 576 руб.) подтверждается представленным в материалы дела требованием N 174 по состоянию на 11.03.2009, и доказательством направления его в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением.
Своевременное предъявление ответчиком к уплате предпринимателю недоимки по страховым взносам в сумме 6 195,64 руб. за 2009 год (в том числе и недоимки в сумме 4 850 руб.) подтверждается представленным в материалы дела требованием N 2217 по состоянию на 29.03.2010, и доказательством направления его в адрес заявителя заказным письмом с уведомлением.
В связи с неуплатой заявителем данных сумм недоимок органом Пенсионного фонда были обоснованно начислены пени на оставшиеся суммы задолженности.
Процедура взыскания этих недоимок проведена ответчиком в соответствии со статьями 25.1, 26 Закона N 167-ФЗ, действовавшими до 01.01.2010, и применявшимся к правоотношениям по уплате страховых взносов до этой даты.
Прав и законных интересов заявителя при этом ответчиком не нарушено, как видно из представленных ответчиком документов, помимо службы судебных приставов, постановления от 11.05.2009 N 148 и от 22.06.2010 N 462 о взыскании недоимок по страховым взносам, пени были направлены также в адрес должника заказными письмами с уведомлением.
30 марта 2012 года Управлением было вынесено требование N 01350540102103 на сумму 17 148,25 руб. Требование содержит недоимку по страховым взносам за 2011 год в сумме 13 509,60 руб. на страховую часть трудовой пенсии, 2 649,96 руб. - на обязательное медицинское страхование, а также пени в сумме 845,75 руб., начисленные на недоимки по страховым взносам на страховую часть за 2010 и 2011 года.
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона N 212-ФЗ страховые взносы за расчетный период уплачиваются плательщиками страховых взносов не позднее 31 декабря текущего календарного года, если иное не предусмотрено ч. 8 настоящей статьи.
За несвоевременную уплату заявителем страховых взносов по страховой части за 2010 год пени начислено 557,54 руб., за несвоевременную уплату заявителем страховой части взносов в ПФР за 2011 год пени начислено 288,21 руб. Итого - 845,75 руб.
За несвоевременную уплату заявителем взносов в ФФОМС и ТФОМС за 2010 и 2011 года, Управлением обоснованно и в соответствии с приведенными выше нормами закона начислены пени в суммах 65,02 руб. и 77,92 руб.
Судами проверены представленные Управлением таблицы расчетов начисленных пени, указанные в оспариваемых требованиях. Данные расчеты признаны верными, периоды начисления пени соответствуют периодам просрочки уплаты взносов, и ставкам рефинансирования ЦБ РФ, действовавшим в эти периоды.
Кроме того, как отмечено судебными инстанциями, требование об уплате недоимки по страховым взносам за 2010 год Управлением были предъявлены заявителю требованием от 14.09.2011 N 01350540230003. Копия требования и доказательства его направления заказным письмом представлены в материалы дела.
Суммы недоимок по страховым взносам на страховую часть, в ФФОМС, ТФОМС за 2010 и 2011 годы, содержащиеся в оспариваемых требованиях, соответствуют тарифам страховых взносов, установленных в статьях 12, 13, 14 Закона N 212-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443, от 31.03.2011 N 238 об утверждении стоимости страхового года 2010, 2011.
Следовательно, судами правомерно не принят довод заявителя о том, что с него было взыскано 4 176,07 руб. через службу судебных приставов в конце 2010 года, что не было учтено ответчиком при расчетах недоимок и пеней.
Как видно из письма Управления от 20.12.2010 N 01-17/3845, постановления от 28.09.2010 N 6443 Московского РОСП города Казани УФССП по РТ с заявителя были взысканы суммы недоимки по страховым взносам за 2008 год, указанные в требовании от 11.03.2009 N 174, постановлении об их взыскании от 11.05.2009 N 148.
Как следует из представленного Управлением расчета сумм пени от 19.06.2012 все периоды взыскания сумм недоимок были учтены при расчетах пени, тем самым прав ИП Иванова А.Н. при этом не нарушено.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу о том, что оспариваемые требования приняты Управлением законно и обоснованно, а поэтому заявление Иванова в этой части не подлежит удовлетворению.
Кроме того, ИП Иванов А.Н. также просил суд признать за начальником Управления Пенсионного фонда Российской Федерации в Московском районе города Казани Республики Татарстан систематического нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности предпринимателя - инвалида, незаконное возложение на него обязанности по уплате страховых взносов и создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности.
Суд первой инстанции пришел к выводу, что производство по делу в этой части подлежит прекращению в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 АПК РФ, на основании которого арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц.
Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности,
незаконно возлагают на них какие - либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 2 статьи 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Предпринимателем не приведено норм АПК РФ и иных федеральных законов, которые давали возможность рассматривать споры о "признании за начальником Управления Пенсионного фонда РФ в Московском районе города Казани Республики Татарстан систематического нарушения прав и законных интересов в сфере предпринимательской деятельности предпринимателя - инвалида, незаконное возложение на него обязанности по уплате страховых взносов и создание препятствий для осуществления предпринимательской деятельности", так как они не относятся к исключительной компетенции арбитражных судов, а поэтому дело в этой части не может быть рассмотрено в арбитражном суде.
Следовательно, суд первой инстанции правильно указал, что производство по делу в этой части требований подлежит прекращению в силу пункта 1 части 1 статьи 150 АПК РФ. С данным выводом правомерно согласился апелляционный суд.
Таким образом, доводы кассационной жалобы не опровергают правильность сделанных судами первой и апелляционной инстанций и подтвержденных материалами дела выводов.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции отсутствуют основания для удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 28.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.08.2012 по делу N А65-11259/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суммы недоимок по страховым взносам на страховую часть, в ФФОМС, ТФОМС за 2010 и 2011 годы, содержащиеся в оспариваемых требованиях, соответствуют тарифам страховых взносов, установленных в статьях 12, 13, 14 Закона N 212-ФЗ, постановлениям Правительства Российской Федерации от 16.06.2010 N 443, от 31.03.2011 N 238 об утверждении стоимости страхового года 2010, 2011.
...
В соответствии со статьей 29 АПК РФ арбитражные суды рассматривают в порядке административного судопроизводства возникающие из административных и иных публичных правоотношений экономические споры и иные дела, связанные с осуществлением организациями и гражданами предпринимательской и иной экономической деятельности, в том числе об оспаривании затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностных лиц."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 ноября 2012 г. N Ф06-8231/12 по делу N А65-11259/2012