г. Казань |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А65-15114/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Сабирова М.М.,
в отсутствии лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Татарстан
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.07.2012 (судья Шайдуллин Л.Ф.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 (председательствующий судья Апаркин В.Н., судьи Бажан П.В, Марчик П.В.)
по делу N А65-15114/2012
по заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Татарстан к индивидуальному предпринимателю Алексеевой Ирине Вениаминовне (ИНН 165000689285, ОГРНИП 304164316500017) о взыскании пени в размере 2217 рублей 46 копеек,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Татарстан (далее - инспекция) обратилась в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о взыскании с индивидуального предпринимателя Алексеевой Ирины Вениаминовны (далее - предприниматель, Алексеева И.В.) 2217 рублей 46 копеек пени по налогу на доходы физических лиц.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.07.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Инспекцией проведена выездная налоговая проверка предпринимателя по вопросам правильности исчисления и своевременности уплаты налогов и сборов, по результатам которой принято решение от 28.11.2008 N 08-20/23/596 о привлечении предпринимателя к налоговой ответственности, доначислении, в том числе 6266 рублей налога на доходы физических лиц и 1881 рублей 11 копеек пени по названному налогу.
На основании вышеназванного решения инспекцией выставлено требование N 390 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 24.03.2009.
Данное требование предпринимателем не исполнено.
Поскольку у Алексеевой И.В. отсутствовали открытые счета в банке, налоговым органом в соответствии со статьей 47 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) в адрес Азнакаевского районного отдела судебных приставов Управления Федеральной службы судебных приставов Российской Федерации по Республике Татарстан направлено постановление о взыскании налогов, сборов, пеней, штрафов за счет имущества налогоплательщика по требованиям от 05.11.2008 N 30151, от 24.03.2009 N 390, от 08.08.2008 N 94972. В связи с отсутствием имущества у должника службой судебных приставов вынесено постановление о прекращении исполнительного производства.
Доначисленный по результатам выездной налоговой проверки налог на доходы физических лиц в размере 6266 рублей Алексеевой И.В. не уплачен, поэтому инспекцией вновь начислены пени за каждый день просрочки исполнения обязанности по уплате налога за период с 29.11.2008 по 31.12.2011 в размере 2217 рублей 46 копеек.
Налоговым органом выставлено требование N 646 об уплате налога, сбора, пени и штрафа по состоянию на 19.01.2012.
В связи с неисполнением в добровольном порядке указанного требования, инспекция обратилась в арбитражный суд с заявлением о взыскании с предпринимателя указанной суммы пени.
Согласно пункту 4 статьи 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды рассматривают, в частности, дела о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
В силу части 1 статьи 213 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы, наделенные в соответствии с федеральным законом контрольными функциями, вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о взыскании с лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, установленных законом обязательных платежей и санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания.
На основании пункта 2 статьи 45 Кодекса в случае неуплаты или неполной уплаты налога в установленный срок взыскание налога с организации или индивидуального предпринимателя производится в порядке, определенном статьями 46 и 47 Кодекса.
Взыскание налога в судебном порядке производится:
1) с организации, которой открыт лицевой счет;
2) в целях взыскания недоимки, числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации зависимыми (дочерними) обществами (предприятиями), с соответствующих основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий) в случаях, когда на счета последних в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) зависимых (дочерних) обществ (предприятий), а также за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации основными (преобладающими, участвующими) обществами (предприятиями), с зависимых (дочерних) обществ (предприятий), когда на их счета в банках поступает выручка за реализуемые товары (работы, услуги) основных (преобладающих, участвующих) обществ (предприятий);
3) с организации или индивидуального предпринимателя, если их обязанность по уплате налога основана на изменении налоговым органом юридической квалификации сделки, совершенной таким налогоплательщиком, или статуса и характера деятельности этого налогоплательщика.
Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 2 статьи 45 и пункте 3 статьи 46 Кодекса представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.
Судебная коллегия находит обоснованными выводы судов, что в рассматриваемом случае право инспекции на взыскание как самого налога, так и начисленных за его несвоевременную уплату пеней было реализовано ею во внесудебном порядке, в результате которого исполнительное производство прекращено в связи с отсутствием имущества у должника.
Повторное начисление пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц и обращение в суд за их взысканием является неправомерным, как нарушающим равновесие интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 17832/09.
При таких обстоятельствах у суда кассационной инстанции оснований для изменения либо отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Доводы заявителя, изложенные в кассационной жалобе, судом кассационной инстанции рассмотрены и отклоняются, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм права и сводятся лишь к переоценке установленных по делу обстоятельств. Суд кассационной инстанции считает, что все обстоятельства, имеющие существенное значение для дела, судами установлены, все доказательства исследованы и оценены.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 23.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.09.2012 по делу N А65-15114/2012 оставить без изменения кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 15 по Республике Татарстан - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 3 статьи 46 Кодекса решение о взыскании налога принимается после истечения срока, установленного в требовании об уплате налога, но не позднее двух месяцев после его истечения. Решение о взыскании, принятое после истечения этого срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В таком случае налоговый орган может обратиться в суд с иском о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) - организации или индивидуального предпринимателя - причитающейся к уплате суммы налога. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
В пункте 2 статьи 45 и пункте 3 статьи 46 Кодекса представлен исчерпывающий перечень случаев для обращения налогового органа в суд.
...
Повторное начисление пеней за несвоевременную уплату налога на доходы физических лиц и обращение в суд за их взысканием является неправомерным, как нарушающим равновесие интересов участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.
Аналогичная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.05.2010 N 17832/09."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. N Ф06-9076/12 по делу N А65-15114/2012