г. Казань |
|
06 декабря 2012 г. |
Дело N А55-27161/2011 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Вильданов Р.А., Альмашева Г.Д.,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 (председательствующий судья Марчик Н.Ю., судьи Бажан П.В., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-27161/2011
по заявлению закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети", г. Самара (ИНН 6316004884, ОГРН 1026301152558) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, с участием третьего лица - Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара, г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Самарские городские электрические сети" (далее - ЗАО "СГЭС", общество, заявитель) обратилось с заявлением в Арбитражный суд Самарской области к Министерству имущественных отношений Самарской области (далее - Министерство) о признании незаконными действий, выразившихся в непринятии решения по заявлению в установленный законом срок и возврате документов, о понуждении ответчика устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем приема документов в работу и рассмотрения по существу обращения общества о предоставлении в аренду земельного участка в порядке и сроки, установленные статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации, и принятия мотивированного решения с учетом требований действующего законодательства Российской Федерации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.002.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012, заявленные требования общества удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, отказать в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
Лица, участвующие в деле о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, считает обжалуемые судебные акты подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, ЗАО "СГЭС обратилось в Министерство с заявлением о предоставлении в аренду земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Октябрьский район, ул. Кольцевая, у дома N 69, площадью 30,00 кв. м., под установку временной комплектной трансформаторной подстанцией (размер КТП: 2,45 м на 3,1 м) без укладки фундамента с дальнейшей эксплуатацией.
В отношении испрашиваемого земельного участка 14.06.2011 Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара вынесено распоряжение N РД-803 об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.
На основании заявки Министерства государственным автономным учреждением Самарской области "Многофункциональный центр по оказанию услуг в сфере оборота недвижимости" 15.08.2011 проведен осмотр земельного участка, в ходе которого было установлено, что на испрашиваемом земельном участке установлена комплектная трансформаторная подстанция.
Министерство письмом от 03.10.2011 N 12-4/1258/10 со ссылкой на акт осмотра земельного участка от 15.08.2011 N 348 отказало заявителю в предоставлении земельного участка, поскольку испрашиваемая цель использования указанного земельного участка не соответствует фактическому использованию данного земельного участка, и возвратила заявителю пакет документов.
Не согласившись с действиями Министерства, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
При рассмотрении дела суды пришли к выводу о том, что действия Министерства, выразившиеся в непринятия решения по заявлению ЗАО "СГЭС" в установленный законом срок и возврате документов противоречат требованиям статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации и нарушают права и законные интересы заявителя, так как расположение на испрашиваемом земельном участке комплектной трансформаторной подстанции не является основанием для возникновения каких-либо прав на земельный участок.
Между тем судами не принято во внимание следующее.
В силу пункта 1 статьи 34 Земельного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления обязаны обеспечить управление и распоряжение земельными участками, которые находятся в их собственности и (или) в ведении, на принципах эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности процедур предоставления таких земельных участков. Для этого указанные органы обязаны: принять акт, устанавливающий процедуры и критерии предоставления таких земельных участков, в том числе порядок рассмотрения заявок и принятия решений. Рассмотрению подлежат все заявки, поступившие до определенного указанными процедурами срока. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом; уполномочить на управление и распоряжение земельными участками и иной недвижимостью специальный орган; обеспечить подготовку информации о земельных участках, которые предоставляются гражданам и юридическим лицам на определенном праве и предусмотренных условиях (за плату или бесплатно), и заблаговременную публикацию такой информации.
На основании постановления правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, а также земельными участками, необходимыми для установки временных объектов, не предусматривающих наличие фундамента и не являющихся объектами недвижимого имущества, возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
Постановлением правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 утвержден Порядок предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, в редакции действовавшей на момент издания спорного приказа (далее - Порядок).
В соответствии с пунктом 2.1 Порядка граждане и юридические лица, заинтересованные в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, подают в Министерство заявление о предоставлении земельного участка по форме, указанной в приложении N 1 к настоящему Порядку.
В пункте 2.2 Порядка предусмотрено, что к заявлению, указанному в пункте 2.1 настоящего Порядка, прилагаются документы, указанные в приложении N 2 к настоящему Порядку. Документы должны быть надлежащим образом оформлены. Тексты документов должны быть читаемы, не должны содержать подчисток либо приписок, зачеркнутых слов и иных не оговоренных в них исправлений.
Согласно пункту 2.3 Порядка Министерство не позднее следующего дня с даты поступления документов, указанных в пунктах 2.1 и 2.2 настоящего Порядка, проводит их проверку на соответствие установленным требованиям.
Несоблюдение установленных требований является основанием для возвращения заявления о предоставлении земельного участка со всеми прилагаемыми документами заявителю.
Пунктом 2.4 Порядка установлено, что в двухнедельный срок, начиная с даты принятия заявления о предоставлении земельного участка Министерство направляет запросы в органы, осуществляющие ведение государственного кадастра недвижимости, государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, ведение водного и лесного реестров, а также в иные органы государственной власти и органы местного самоуправления с целью сбора информации об испрашиваемом земельном участке, позволяющей сделать вывод о наличии либо отсутствии правовых оснований для предоставления земельного участка, а также о наличии прав третьих лиц на испрашиваемый земельный участок.
При выявлении на основании указанной информации препятствий для предоставления земельного участка Министерство в двухнедельный срок направляет отказ в предоставлении земельного участка в адрес заявителя с указанием причин невозможности его предоставления.
В случае если испрашиваемый земельный участок состоит на государственном кадастровом учете, а также в случае, если в порядке, установленном действующим законодательством, ранее был утвержден проект его границ, обращение об утверждении схемы расположения земельного участка Министерством не направляется.
Пунктом 2.7 настоящего Порядка предусмотрена обязанность Министерства обеспечения публикации информации о предоставлении земельного участка на определенном праве в газете "Волжская коммуна" и размещения указанной информации на официальном сайте Правительства Самарской области.
Пунктами 2.9-2.13 Порядка определен порядок проведения торгов в форме аукциона по продаже земельного участка либо права на заключение договора аренды земельного участка.
Заявление общества о предоставлении в аренду спорного земельного участка было рассмотрено Министерством по существу и 03.10.2011 Министерство отказало в предоставлении земельного участка, ссылаясь на несоответствие цели использования испрашиваемого земельного участка фактическому использованию, согласно акту осмотра земельного участка от 15.08.2011 N 348.
При этом вывод судов о том, что Министерством не завершена процедура рассмотрения заявления общества противоречит имеющимся в деле доказательствам, поскольку в материалах дела имеется отказ Министерства в предоставлении испрашиваемого земельного участка, выраженный в письме от 03.10.2011 N 12-4/1258/10.
Основанием для принятия оспариваемого отказа в предоставлении земельного участка и направления его заявителю послужило то, что Министерством при рассмотрении вопроса о возможности предоставления земельного участка, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, для целей, не связанных со строительством, с учетом постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, было выявлено препятствие для предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка в виде расположения на нем комплектной трансформаторной подстанции, что свидетельствует о том, что испрашиваемый земельный участок не свободен.
При этом абзацем 3 пункта 4 приложения N 2 к Порядку предусмотрено, что в случае если на земельном участке располагаются временные объекты, заявители представляют акт уполномоченного органа государственной власти или органа местного самоуправления о предоставлении испрашиваемого земельного участка, принятый до 01.07.2006, или акт принятия в эксплуатацию временного объекта, выданный уполномоченным органом местного самоуправления после предоставления в установленном законодательством порядке земельного участка, на котором расположен временный объект, а также заверенные в установленном порядке копии договоров (иных документов), на основании которых к заявителю перешло право собственности на временные объекты, расположенные на испрашиваемом земельном участке. При этом к заявлению должно быть приложено заключение органа, осуществляющего технический учет объектов капитального строительства, о том, что данный объект, расположенный на испрашиваемом земельном участке, не подлежит постановке на технический учет в качестве объекта капитального строительства.
Однако данные документы приложены к заявлению не были, что является самостоятельным основанием для возврата пакета документов обществу.
Ссылка ЗАО "СГЭС", что комплектная трансформаторная подстанция не принадлежит обществу, не является основанием для признания оспариваемого отказа незаконным.
Из системного толкования положений статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков или земельных участков, на которых расположены временные объекты, принадлежащие заявителю.
Таким образом, оспоренный отказ Министерства не противоречит установленному порядку предоставления земельных участков, положениям статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им не представлены доказательства незаконности возведения на испрашиваемом земельном участке другого сооружения, не представлены доказательства незаконности возведения имеющейся постройки, с учетом указаний ЗАО "СГЭС" о том, что имеющееся на испрашиваемом земельном участке сооружение ему не принадлежит.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2012 по делу N А55-27159/2011.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия считает, что обжалованные судебные акты подлежат отмене, как принятые с нарушением норм материального права.
Поскольку судами первой и апелляционной инстанций были исследованы все обстоятельства дела, однако, неправильно применены нормы материального права, судебная коллегия считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных ЗАО "СГЭС" требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.02.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.07.2012 по делу N А55-27161/2011 отменить.
По делу принять новый судебный акт.
В удовлетворении заявленных требований закрытого акционерного общества "Самарские городские электрические сети" отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Из системного толкования положений статьи 34 Земельного Кодекса Российской Федерации и постановления Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74 "О Порядке распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" следует, что указанными нормами предусмотрено предоставление гражданам и юридическим лицам, заинтересованным в предоставлении земельных участков для целей, не связанных со строительством, в собственность или в аренду из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, свободных земельных участков или земельных участков, на которых расположены временные объекты, принадлежащие заявителю.
Таким образом, оспоренный отказ Министерства не противоречит установленному порядку предоставления земельных участков, положениям статьи 72 Земельного кодекса Российской Федерации и не нарушает законные права и интересы заявителя, поскольку, вопреки требованиям статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, им не представлены доказательства незаконности возведения на испрашиваемом земельном участке другого сооружения, не представлены доказательства незаконности возведения имеющейся постройки, с учетом указаний ЗАО "СГЭС" о том, что имеющееся на испрашиваемом земельном участке сооружение ему не принадлежит.
Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18.09.2012 по делу N А55-27159/2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 декабря 2012 г. N Ф06-8636/12 по делу N А55-27161/2011
Хронология рассмотрения дела:
06.12.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-8636/12
06.07.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-5896/12
27.04.2012 Определение Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3690/12
17.02.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-27161/11