г. Казань |
|
18 декабря 2012 г. |
Дело N А12-8163/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 13 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Мосунова С.В., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная служба"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2012 (судья Пятернина Е.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Александрова Л.Б., Жевак И.И.)
по делу N А12-8163/2012
по заявлению муниципального учреждения "Хозяйственно-эксплуатационная служба" (ИНН 3422008973, ОГРН 1083453000179,) к Отделению надзорной деятельности по Ольховскому району Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении, с участием третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (ИНН 3444118546, ОГРН 1043400340356), прокуратуры Ольховского района Волгоградской области, общества с ограниченной ответственностью "АВ-Техно" (ИНН 3408009968, ОГРН 1083455000639),
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось муниципальное учреждение "Хозяйственно-эксплуатационная служба" (далее - учреждение) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Отделения надзорной деятельности по Ольховскому району Управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Волгоградской области (далее - административный орган) от 29.03.2012 N 16 о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012, в удовлетворении требований учреждения отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, учреждение обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение от 07.06.2012 и постановление от 05.09.2012 отменить, принять по делу новый судебный акт, которым требования учреждения удовлетворить.
При проверке законности и обоснованности принятого по делу решения суда в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Из материалов дела следует, что в период с 10.02.2012 по 02.03.2012 прокуратурой Ольховского района Волгоградской области совместно с сотрудниками административного органа проведена проверка требований противопожарной безопасности помещений, в которых располагается комплекс средств автоматизации (ГАС "Выборы") избирательной комиссии Волгоградской области, расположенных по адресу: Волгоградская область, Ольховский район, село Ольховка, улица Комсомольская, дом 9.
В ходе данной проверки установлено, что административное здание N 9 по улице Комсомольская села Ольховка Ольховского района Волгоградской области находится в муниципальной собственности Ольховского муниципального района Волгоградской области и по договору от 20.02.2008 закреплено на праве оперативного управления за МУ "Хозяйственно-эксплуатационная служба". В серверном помещении данного здания отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а пожарная сигнализация оборудованная в кабинете, где располагается рабочее место системного администратора неисправна, периодическое техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации в помещениях не производится.
Это, по мнению прокуратуры, является нарушением пунктов 3, 96 Правил пожарной безопасности Российской Федерации ППБ 01-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 313, пункта 3 статьи 52, пункта 2 статьи 54 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Федеральный закон N 123-ФЗ), пункта 9 обязательного приложения 1 норм пожарной безопасности НПБ 110-03, утвержденных приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315.
Данные нарушения зафиксированы в акте проверки от 10.02.2012.
02.03.2012 года прокурором Ольховского района Волгоградской области в отношении учреждения возбуждено дело об административном правонарушении по признакам части 4 статьи 20.4 КоАП РФ.
На основании материалов административного дела главным государственным инспектором административного органа вынесено постановление от 29.03.2012 N 16 о привлечении учреждения к административной ответственности, предусмотренной частью 4 статьи 20.4 КоАП РФ, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей.
Не согласившись с постановлением административного органа от 29.03.2012 N 16, учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций пришли к выводу об обоснованности привлечения общества к административной ответственности по части 4 статьи 20.4 КоАП РФ за совершение установленных административным органом правонарушений, соблюдении административным органом порядка привлечения к административной ответственности и отсутствии признаков малозначительности правонарушения, предусмотренных статьей 2.9 КоАП РФ.
В соответствии со статьей 54 Федерального закона N 123-ФЗ системы обнаружения пожара (установки и системы пожарной сигнализации), оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны обеспечивать автоматическое обнаружение пожара за время, необходимое для включения систем оповещения о пожаре в целях организации безопасной (с учетом допустимого пожарного риска) эвакуации людей в условиях конкретного объекта. Системы пожарной сигнализации, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре должны быть установлены на объектах, где воздействие опасных факторов пожара может привести к травматизму и (или) гибели людей. Перечень объектов, подлежащих обязательному оснащению указанными системами, устанавливается нормативными документами по пожарной безопасности.
В соответствии с положениями пункта 9 приложения N 1 к утвержденному приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 18.06.2003 N 315 "Перечень зданий, сооружений, помещений и оборудования, подлежащих защите автоматическими установками пожаротушения и автоматической пожарной сигнализацией" помещения административного здания N 9 по улице Комсомольская села Ольховка, где и располагается комплекс средств автоматизации (ГАС "Выборы") избирательной комиссии Волгоградской области должны быть оборудованы автоматической пожарной сигнализацией.
Судами обеих инстанций установлено и объективно подтверждается материалами дела, что в нарушение вышеизложенных нормативных правовых актов в административном здании N 9 по улице Комсомольская села Ольховка Ольховского района Волгоградской области, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением, а именно в серверном помещении данного здания отсутствует автоматическая пожарная сигнализация, а пожарная сигнализация оборудованная в кабинете, где располагается рабочее место системного администратора неисправна, периодическое техническое обслуживание и планово-предупредительный ремонт автоматической пожарной сигнализации в помещениях не производится.
Согласно договору от 11.08.2011 N 3, заключенному между обществом с ограниченной ответственностью "АВТехно" (далее - ООО "АВ-Техно") и учреждением, ООО "АВ-Техно" приняло на себя обязательство ежемесячно проводить определенные данным договором регламентные работы по техническому надзору за правильным содержанием и организацией установок; плановые регламентные работы необходимые для установок в исправном состоянии. При этом проведение работ по техническому обслуживанию должно подтверждаться записью в "Журнале регистрации работ по техническому обслуживанию". Из журнала регистрации работ по плановому техническому обслуживанию следует, что данные работы по техническому обслуживанию пожарной сигнализации в помещениях избирательной комиссии в доме N 9 по ул. Комсомольская села Ольховка проводились только один раз, а именно 11.08.2011 при заключении вышеуказанного Договора N 3.
Доказательств обратного судам первой и апелляционной инстанций не представлено.
Кабинет административного здания по ул. Комсомольская села Ольховка Ольховского района в котором размещен комплекс средств автоматизации (ГАС "Выборы") избирательной комиссии Волгоградской области (серверная), в нарушение вышеуказанных норм не оборудован автоматической системой пожаротушения. Указанное обстоятельство учреждением не опровергнуто.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
Никаких доказательств того, что учреждением были приняты все зависящие от него меры по соблюдению правил пожарной безопасности, а так же по устранению имеющихся нарушений правил пожарной безопасности в материалах дела не имеется.
Суды обеих инстанций при принятии решения правомерно исходили из содержания статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), в силу которой ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества. Материалами дела подтверждается, что на момент проверки здание закреплено на праве оперативного управления за учреждением.
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом возможных последствий допущенных нарушений правил пожарной безопасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для квалификации административного правонарушения, как малозначительного в силу статьи 2.9 КоАП РФ.
Вина общества в совершении вмененных ему правонарушений административным органом доказана и материалами дела подтверждается, следовательно, суды обеих инстанций сделали правомерный вывод об отсутствии оснований для удовлетворения требований учреждения.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах первой и апелляционной инстанций и направлены на переоценку выводов арбитражных судов первой и апелляционной инстанций, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в полномочия суда кассационной инстанции.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалованного судебного акта суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 07.06.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 05.09.2012 по делу N А12-8163/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
С.В. Мосунов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность.
...
Суды обеих инстанций при принятии решения правомерно исходили из содержания статьи 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" (далее - Закон о пожарной безопасности), в силу которой ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут как лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, так и собственники имущества. Материалами дела подтверждается, что на момент проверки здание закреплено на праве оперативного управления за учреждением.
Суды первой и апелляционной инстанций, с учетом возможных последствий допущенных нарушений правил пожарной безопасности, пришли к выводу об отсутствии оснований для квалификации административного правонарушения, как малозначительного в силу статьи 2.9 КоАП РФ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 декабря 2012 г. N Ф06-9713/12 по делу N А12-8163/2012