г. Казань |
|
24 декабря 2012 г. |
Дело N А55-6736/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 19 декабря 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 24 декабря 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Сабирова М.М., Хабибуллина Л.Ф.,
при участии представителей:
заявителя - Черных А.А., доверенность от 16.12.2011 N 28-07/111,
ответчика - Маршовой Г.В., доверенность от 11.01.2012 N 94-6,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 (судья Мехедова В.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Драгоценнова И.С., Кувшинов В.Е.)
по делу N А55-6736/2012
по заявлению Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г. Самара, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о признании недействительным решения от 09.12.2011 N 15947/6, с участием третьего лица: общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити", с. Зеленовка Самарской области (ИНН 6322030064, ОГРН 1046301017290),
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - Министерство) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, УФАС по Самарской области) о признании недействительным решения от 09.12.2011 N 15947/6.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 29.02.2012 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити" (далее - ООО "Экспресс-Сити").
Как следует из материалов дела, антимонопольным органом 09.12.2011 вынесено решение N 15947/6 о признании Министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Основанием для вынесения оспариваемого решения явился вывод антимонопольного органа о том, что Министерство в нарушение действующего в рассматриваемый период правоотношений законодательства заключило с ООО "Экспресс-Сити" договор об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области без проведения конкурса.
Полагая решение антимонопольного органа не соответствующим действующему законодательству, нарушающим его права и законные интересы, Министерство обратилось в арбитражный суд с заявлением.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012, заявление Министерства удовлетворено.
УФАС по Самарской области, не согласившись с принятыми по делу судебными актами, обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права и нарушение норм процессуального права.
Министерство в представленном в порядке статьи 279 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отзыве на кассационную жалобу и представитель в судебном заседании просили решение суда первой инстанции и постановление апелляционной инстанции оставить без изменения, считают их законными и обоснованными.
Согласно статье 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная инстанция проверяет законность судебных актов, принятых арбитражными судами первой и апелляционной инстанций, исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.
Выслушав представителей лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, оценив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, проверив в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, правильность применения судами норм материального права и соблюдение норм процессуального права, а также соответствие выводов судов имеющимся в материалах дела доказательствам, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа приходит к следующему.
Подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа делятся на следующие виды: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
В соответствии со статьей 3 Закона Самарской области от 09.07.2002 N 53-ГД "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон N 53-ГД), действовавшего до 24.10.2010, различалось несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки, коммерческие перевозки по установленным маршрутам.
В силу пункта "д" части 2 Закона Самарской области N 53-ГД Министерство имело право привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, то есть, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения конкурса.
Удовлетворяя заявление Министерства, суды исходили из непредставления антимонопольным органом доказательств, опровергающих доводы Министерства о том, что спорный договор заключен с ООО "Экспресс-Сити" на осуществление коммерческих перевозок по установленному маршруту. По мнению судов, из рассматриваемого в рамках настоящего дела договора на осуществление пассажирских маршрутных перевозок не усматривается, что данные перевозки являются регулярными пассажирскими перевозками.
Так же судебные инстанции сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011 и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011, которое определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-4055/12 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра его в порядке надзора.
Вместе с тем, принимая обжалуемые по настоящему делу судебные акты, судами не учтено следующее.
Действительно, в период заключения договора на организацию перевозок между Министерством и ООО "Экспресс-Сити" действовал Закон N 53-ГД, которым предусматривалось несколько видов перевозок, в том числе регулярные пассажирские маршрутные перевозки - перевозки, для которых в соответствии с федеральным законодательством разработаны маршруты, графики и расписания движения пассажирских транспортных средств, пункты посадки и высадки пассажиров, иные условия перевозок; коммерческие перевозки по установленным маршрутам - перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах по маршрутам и расписаниям (графикам) движения транспортных средств в порядке, установленном федеральным и областным законодательством, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.
Между Министерством и ООО "Экспресс-Сити" 03.06.2010 заключён договор N 28/4-10 об организации междугородних внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области (далее - договор от 03.06.2010 N 28/4-10), предметом которого является деятельность сторон, направленная на обеспечение бесперебойного и качественного обслуживания населения перевозками транспортом общего пользования.
Данный договор от 03.06.2010 N 28/4-10 квалифицирован судами как заключённый для осуществления коммерческих перевозок. В то же время суды, классифицируя договор от 03.06.2010 N 28/4-10 как коммерческий, не указали, по каким именно характеристикам он подлежит отнесению к договорам на осуществление коммерческих перевозок.
В силу Закона N 53-ГД к коммерческим перевозкам по установленным маршрутам относятся, в первую очередь, перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах.
Из спорного договора не усматривается, какой именно коммерческий интерес ООО "Экспресс-Сити" состоял в осуществлении перевозок по предусмотренным договором маршрутам.
Как установлено судами, указанные в договоре маршруты включены в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом Министерства от 21.09.2009 N 41.
Заключение договора на организацию перевозки в 2010 году по маршрутам, утверждённым Министерством в 2009 году, свидетельствует об осуществлении ООО "Экспресс-Сити" перевозок в интересах обеспечения потребности лиц, проживающих в населённых пунктах по маршруту следования, транспортными услугами.
Представленные в материалы дела паспорта маршрутов, утверждённые Министерством, содержат сведения о пути следования по маршруту, акт замера протяжённости маршрута, стоимость проезда и провоза багажа, характеристику маршрута, сведения о трассе маршрута, сведения о начале и окончании движения, интервалы движения.
Содержащиеся в паспортах маршрутов сведения свидетельствуют о том, что указанные маршруты относятся к регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, поскольку включены в маршрутную сеть, утверждённую Министерством до заключения спорного договора с ООО "Экспресс-Сити", и содержат разработанные маршрут, график, расписание движения пассажирских транспортных средств, пункты посадки и высадки пассажиров, иные условия перевозок.
Судами при квалификации договора от 03.06.2010 N 28/4-10 как заключенного для осуществления коммерческих перевозок не дана надлежащая оценка пункту 2.4.7 данного договора, в соответствии с которым на исполнителя (ООО "Экспресс-Сити") возложена обязанность осуществлять перевозки по тарифам, не превышающим предельный уровень тарифа, установленным постановлением Правительства Самарской области от 20.06.2008 N 244.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что перевозки осуществляются по установленному тарифу. Перевозки, осуществляемые лицом в собственном коммерческом интересе, не подлежат тарифному регулированию.
Ссылку судебных инстанций на практику рассмотрения аналогичных споров суд кассационной инстанции считает необоснованной, поскольку указанные судами дела рассмотрены в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам.
Аналогичным можно было бы признать спор по делу N А55-4314/2011, в рамках которого судом кассационной инстанции были отменены вынесенные судами первой и апелляционной инстанций судебные акты и удовлетворено требование Министерства о признании не соответствующим закону решения антимонопольного органа, вынесенного в связи с нарушением Министерством Закона о защите конкуренции.
Между тем, при рассмотрении дела N А55-4314/2011 суд кассационной инстанции, квалифицируя договор, как заключённый для осуществления коммерческих перевозок, исходил из фактических обстоятельств дела, в том числе, из установления стоимости проезда по тарифу для коммерческих перевозок.
В рамках настоящего дела отсутствуют какие-либо сведения о коммерческом характере стоимости проезда и перевозки багажа. Напротив, стоимость проезда и провоза багажа по спорным маршрутам установлена на основании регулируемого тарифа, утверждённого уполномоченным органом.
Кроме того, судами не учтено то обстоятельство, что пунктом 6.1 договора от 03.06.2010 N 28/4-10 срок его действия определён до 04.09.2015, что даже при признании в последующем утратившим силу Закона N 53-ГД не влечёт прекращения взаимоотношений между Министерством и ООО "Экспресс-Сити" вплоть до 2015 года и свидетельствует о фактическом предоставлении преимущества ООО "Экспресс-Сити".
Кассационная инстанция считает, что выводы судов основаны на неполном исследовании материалов настоящего дела, поскольку суды в нарушение статей 71, 168, 170, 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не дали полную правовую оценку всем доказательствам и изложенным в оспариваемом решении выводам антимонопольного органа.
Вышеприведенные нарушения норм процессуального права могли привести к принятию неправильного судебного акта, поэтому обжалуемые судебные акты по делу в силу части 3 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
При новом рассмотрении суду надлежит устранить данные нарушения, всесторонне, полно и объективно исследовать все имеющиеся в материалах дела доказательства, дать надлежащую правовую квалификацию спорному договору на осуществление перевозок, дать надлежащую правовую оценку всем доводам сторон и в зависимости от установленного - принять законный и обоснованный судебный акт, а также распределить судебные расходы, в том числе и по кассационной жалобе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 3 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.08.2012 по делу N А55-6736/2012 отменить.
Дело N А55-6736/2012 направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.М. Сабиров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Удовлетворяя заявление Министерства, суды исходили из непредставления антимонопольным органом доказательств, опровергающих доводы Министерства о том, что спорный договор заключен с ООО "Экспресс-Сити" на осуществление коммерческих перевозок по установленному маршруту. По мнению судов, из рассматриваемого в рамках настоящего дела договора на осуществление пассажирских маршрутных перевозок не усматривается, что данные перевозки являются регулярными пассажирскими перевозками.
Так же судебные инстанции сослались на правовую позицию, изложенную в постановлении Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.08.2011 по делу N А55-382/2011 и в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011, которое определением Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 04.06.2012 N ВАС-4055/12 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра его в порядке надзора.
...
Ссылку судебных инстанций на практику рассмотрения аналогичных споров суд кассационной инстанции считает необоснованной, поскольку указанные судами дела рассмотрены в отношении иных лиц и по иным фактическим обстоятельствам.
Аналогичным можно было бы признать спор по делу N А55-4314/2011, в рамках которого судом кассационной инстанции были отменены вынесенные судами первой и апелляционной инстанций судебные акты и удовлетворено требование Министерства о признании не соответствующим закону решения антимонопольного органа, вынесенного в связи с нарушением Министерством Закона о защите конкуренции."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 24 декабря 2012 г. N Ф06-9424/12 по делу N А55-6736/2012