г. Самара |
|
16 августа 2012 г. |
Дело N А55-6736/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 августа 2012 года.
Постановление в полном объеме изготовлено 16 августа 2012 года.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе:
председательствующего Захаровой Е.И., судей Драгоценновой И.С., Кувшинова В.Е.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Финогентовой А.С.,
с участием в судебном заседании:
представитель Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - не явился, извещено
представителя министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области - Черных А.А. (доверенность от 16.12.2011 N 28-07/111),
представитель общества с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити" - не явился, извещено,
рассмотрев в открытом судебном заседании 15.08.2012 в помещении суда апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 по делу N А55-6736/2012 (судья Мехедова В.В.), принятое по заявлению министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, г.Самара,
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Самарской области, г.Самара,
третье лицо: общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити", Самарская область, с.Зеленовка,
об оспаривании решения,
УСТАНОВИЛ:
Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области (далее - министерство, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании недействительным решения Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - антимонопольный орган, ответчик) от 09.12.2011 (т.1,л.д.3-7).
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено общество с ограниченной ответственностью "Экспресс-Сити" (далее - ООО "Экспресс-Сити", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 по делу N А55-6736/2012 заявленные требования удовлетворены (т.1,л.д.167-168).
В апелляционной жалобе антимонопольный орган просит отменить решение суда первой инстанции и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований в полном объеме (т.2,л.д.3-10).
В судебном заседании представитель министерства возражал против апелляционной жалобы антимонопольного органа, просил решение суда первой инстанции оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, извещены.
На основании статей 156 и 266 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции рассматривает апелляционную жалобу в отсутствие ответчика и третьего лица, надлежащим образом извещенных о месте и времени рассмотрения апелляционной жалобы.
Рассмотрев дело в порядке апелляционного производства, проверив обоснованность доводов, изложенных в апелляционной жалобе, заслушав в судебном заседании представителя министерства, суд апелляционной инстанции не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, 09.12.2011 антимонопольный орган принял решение N 15947/6 о признании министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Федерального закона N 135-ФЗ от 26.07.2006 "О защите конкуренции" (далее Закон "О защите конкуренции").
Основанием для признания министерства нарушившим часть 1 статьи 15 Закона "О защите конкуренции" явилось его действие по заключению договора от 03.06.2010 N 28/4-10 об организации междугородных внутриобластных (за исключением внутрирайонных) и пригородных регулярных пассажирских маршрутных перевозок автобусами на территории Самарской области с ООО "Экспресс-Сити" без проведения конкурса в нарушение порядка, установленного статьей 7.2 Закона Самарской области N 53-ГД от 09.07.2002 "О пассажирском автомобильном и городском наземном электрическом транспорте в Самарской области" (далее - Закон N 53-ГД) и бездействие по не проведению конкурса по маршрутам N307 "г. Тольятти (д/п Есенина Комсомольского района) - с. Тимофеевка", N310 "г. Тольятти (ж/д вокзал Комсомольского района) - с. Р. Борковка", N311 "г. Тольятти (ТРК "Вега") - с. Выселки", что создало для ООО "Экспресс-Сити" преимущественные условия деятельности, а иным хозяйствующим субъектам - необоснованные препятствия в осуществлении деятельности по перевозке пассажиров, что ограничивает конкуренцию.
В соответствии с подпунктом 12 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" решение вопросов организации транспортного обслуживания населения автомобильным транспортом (пригородное и межмуниципальное сообщение) также отнесено к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно статье 5 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта перевозки пассажиров и багажа делятся на следующие виды: регулярные перевозки, перевозки по заказам, перевозки легковыми такси.
Однако в соответствии со статьей 3 Закона Самарской области N 53-ГД, действовавшего до 24.10.2010, различалось несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам (то есть перевозки, осуществляемые перевозчиками в собственных коммерческих интересах). То есть законом в числе регулярных пассажирских маршрутных перевозок были предусмотрены и коммерческие перевозки как самостоятельный вид перевозок.
В соответствии с пунктом "д" части 2 Закона Самарской области N 53-ГД министерство имело право привлекать перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, то есть, в соответствии с действовавшим на тот момент законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения конкурса.
Данный факт ответчиком не оспаривается.
Доказательств опровергающих довод ООО "Экспресс-Сити" о том, что министерством спорные договоры заключались на осуществление коммерческих перевозок по установленным маршрутам, заинтересованным лицом также не представлено.
Вступившим в законную силу решением Арбитражного суда Самарской области от 16.06.2011 по делу N А55-4314/2011 установлено, что органы государственной власти Самарской области, в лице министерства, являясь организаторами пассажирских перевозок в Самарской области, вправе были, в соответствии с Законом N 53-ГД привлекать перевозчиков на регулярные маршруты путем проведения конкурсов, а также на коммерческие маршруты, путем заключения договоров без проведения конкурсов (по результатам мониторинга).
Указанное решение и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 09.09.2011 по данному делу оставлены без изменения постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.12.2011.
Определением ВАС РФ от 04.06.2012 N ВАС-4055/12, вынесенного по заявлению Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области о пересмотре в порядке надзора постановления ФАС Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011 отказано в передаче дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра в порядке надзора
Министерство, как орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации осуществляло свою деятельность на основе Закона N 53-ГД, действовавшего до 24.10.2010, в соответствии с которым различались несколько видов пассажирских перевозок: регулярные пассажирские маршрутные перевозки, специальные, сезонные перевозки, внутрирайонные перевозки и коммерческие перевозки по установленным маршрутам. Закон не обязывал министерство в том или ином случае заключать конкретные договоры, а предоставлял лишь выбор заключения таких договоров на разные виды перевозок.
Маршруты N 307 "г. Тольятти (д/п Есенина Комсомольского района) - с. Тимофеевка", N 310 "г. Тольятти (ж/д вокзал Комсомольского района) - с. Р. Борковка", N 311 "г. Тольятти (ТРК "Вега") - с. Выселки", включены в маршрутную сеть по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным пассажирским маршрутным перевозкам, утвержденную приказом министерства от 21.09.2009 N 41.
В соответствии с пунктом "д" части 2 статьи 6 Закона N 53-ГД министерство привлекает в соответствии с федеральным и областным законодательством перевозчиков для осуществления коммерческих перевозок по договорам по междугородным внутриобластным (за исключением внутрирайонных) и пригородным регулярным маршрутным перевозкам.
Таким образом, в соответствии с действовавшим на момент заключения договоров с ООО "Экспресс-Сити" законодательством, договоры об осуществлении коммерческих перевозок по установленным маршрутам могли заключаться без проведения какого-либо конкурса.
Вывод антимонопольного органа о том, что коммерческие перевозки по установленным маршрутам осуществляются по маршрутам не входящим в маршрутную сеть, является ошибочным, поскольку Закон не содержит запрета осуществлять коммерческие перевозки по установленным маршрутам, включенным в маршрутную сеть.
В соответствии с пунктом 8.2 постановления Самарской Губернской Думы от 25.02.2010 N 1400 "О докладе Самарской Губернской Думы "О состоянии законодательства Самарской области в 2009 году" установлено, что Закон требует внесение изменений в части исключения из данного Закона положения о коммерческих перевозках.
В настоящее время Закон Самарской области N 53-ГД утратил свою силу в связи с принятием закона Самарской области от 12.10.2010 N 107-ГД "Об организации транспортного обслуживания населения пассажирским автомобильным и городским наземным электрическим транспортом общего пользования на территории Самарской области"
Таким образом, суд первой инстанции правомерно сделал вывод о том, что министерство не нарушило своими действиями (бездействиями) нормы Закона "О защите конкуренции", а лишь в своей деятельности руководствовалось положениями Закона Самарской области N 53-ГД, и при заключении договора с ООО "Экспресс-Сити" нарушений прав и законных интересов иных лиц допущено не было.
Аналогичная позиция изложена в постановлении ФАС Поволжского округа от 14.12.2011 по делу N А55-4314/2011.
Исходя из вышеизложенного, при отсутствии доказательств опровергающих доводы заявителя, заявленные требования подлежат удовлетворению.
Таким образом, положенные в основу апелляционной жалобы доводы проверены судом апелляционной инстанции в полном объеме, но учтены быть не могут, так как не опровергают обстоятельств, установленных судом первой и апелляционной инстанций и, соответственно, не влияют на законность принятого судебного акта.
При вынесении обжалуемого решения суд первой инстанции всесторонне, полно и объективно исследовал материалы дела, дал им надлежащую оценку и правильно применил нормы права.
Нарушений процессуального закона, влекущих отмену обжалуемого решения, также не установлено.
Таким образом, обжалуемое судебное решение от 18.06.2012 является законным и обоснованным, апелляционная жалоба не подлежит удовлетворению.
Расходы по государственной пошлине, согласно статье 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статье 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации относятся на антимонопольный орган, но не взыскиваются, в связи с освобождением государственных органов от ее уплаты в соответствии со статьей 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 268 - 271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 18.06.2012 по делу N А55-6736/2012 оставить без изменения, а апелляционную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа.
Председательствующий |
Е.И. Захарова |
Судьи |
И.С. Драгоценнова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-6736/2012
Истец: Министерство транспорта и автомобильных дорог Самарской области
Ответчик: Управление Федеральной антимонопольной службы по Самарской области
Третье лицо: ООО "Экспресс-Сити"