г. Казань |
|
22 ноября 2012 г. |
Дело N А12-8458/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 15 ноября 2012 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 ноября 2012 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
заявителя - Белолипецкой М.Е. (по доверенности от 27.09.2012, б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Нижне-Волжская экспертная компания промышленной безопасности", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2012 (судья Стрельникова Н.В.) и постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Александрова Л.Б., Борисова Т.С.)
по делу N А12-8458/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Нижне-Волжская экспертная компания промышленной безопасности", г. Волгоград (ОГРН 1043400328322, ИНН 3444116394) к Нижне-Волжскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору, г. Волгоград (ОГРН 1023403462488, ИНН 3444046034) об оспаривании постановления,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Нижне-Волжская экспертная компания промышленной безопасности" (далее - истец, общество) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления Нижне-Волжского управления Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - административный орган, Управление Ростехнадзора) от 02.04.2012 N 10-33ПС/2012 о назначении истцу административного штрафа в размере 200 000 руб.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 в удовлетворении требований общества отказано.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что постановление административного органа является законным и обоснованным.
В кассационной жалобе общество просит принятые по делу судебные акты отменить, ссылаясь на нарушение судами норм материального права.
Отзыв на кассационную жалобу Управлением Ростехнадзора не представлен.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа.
При проверке законности и обоснованности принятых по делу судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) установлено следующее.
Как установлено судом и следует из материалов дела, 06.02.2012 в 10 час. 30 мин. на объекте строительства многоэтажного жилого дома N 8 по ул. Новороссийская, г. Волгоград, произошел обрыв грузового каната на башенном кране, монтаж, техническую эксплуатацию и управление которого осуществляет ООО "Строймеханизация N 17".
На основании приказа о расследовании аварии от 08.02.2011 N 48 сотрудниками административного органа проведена проверка технического расследования причин аварии в соответствии с Порядком проведения технического расследования причин аварий, инцидентов и случаев утраты взрывчатых материалов промышленного назначения на объектах, поднадзорных Ростехнадзору", утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 19.08.2011 N 480.
Оперативное сообщение об аварии поступило от генерального подрядчика объекта строительства ООО "Пневмострой" в административный орган 07.02.2012 вх. N 844.
Проверкой выявлено, что представленный дубликат паспорта на башенный кран КБМ-401П, заводской N 443, год изготовления 2004, смонтированный на ул. Новороссийская, 8, г. Волгоград, выполнен специализированной организацией - истцом.
На обращение в адрес ОАО "Ржевский краностроительный завод" комиссией по расследованию причин аварии получена информация о том, что башенный кран КБМ-401П, заводской N 443, изготовленный в ноябре 2004 года, приобретен ЗАО "Управление Механизации-4", г. Краснодар, проезд 3-й Тихорецкий, 1.
Комиссией по расследованию причин аварии направлен запрос от 13.02.2012 N 03/566 в адрес Северо-Кавказского управления Ростехнадзора и в адрес ЗАО "Управление Механизации-4" о владельце и месте нахождения башенного крана КБМ-401П, заводской N 443, изготовленного в ноябре 2004.
Из полученной информации от 14.02.2012 N 70 установлено, что с 10.11.2004 и по настоящий момент указанный кран находится на балансе ЗАО "Управление Механизации-4". В настоящее время башенный кран КБМ-401П, заводской N 443, год изготовления 2004 смонтирован и эксплуатируется на объекте капитального строительства 18-ти этажного жилого дома по адресу: ул. Базовской N 69 г. Краснодара, кран с 24.11.2004 зарегистрирован в Северо-Кавказском управлении Ростехнадзора.
Таким образом, башенный кран, установленный по ул. Новороссийская, 8 г. Волгограда, на котором произошел обрыв грузового каната, собран из различных узлов и механизмов, изготовитель которых неизвестен, год выпуска не определен, эксплуатируется ООО "Строймеханизация N 17".
При вводе в эксплуатацию приемочные испытания не проводились, разрешение на применение технических устройств на опасных производственных объектах отсутствует, экспертиза промышленной безопасности технического устройства (башенного крана) не проводилась.
Истец изготовил дубликат паспорта башенного крана КБМ-401П, необоснованно указав заводской N 443 и год изготовления 2004, без учета заключения, основанного на расчете прочности и устойчивости крана и его отдельных элементов, свидетельства лаборатории о химическом анализе и механических свойствах материала металлоконструкций крана, расчета крюка, акта проверки состояния металлоконструкций и качества сварных соединений, справки об установленных приборах и устройствах безопасности.
Результаты проверки указаны в акте от 22.03.2012 N 10-29ПС/0212 "Технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, произошедшей 06.02.2012".
Государственным инспектором отдела государственного строительного надзора, надзора за подъемными сооружениями и котлонадзору Управления Ростехнадзора в отношении общества по факту нарушения законодательства, обязательных норм и правил в области промышленной безопасности был составлен протокол об административном правонарушении от 26.03.2012 N 10-33ПС/2012 по части 1 статьи 9.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Постановлением от 02.04.2012 N 10-33ПС/2012 общество привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, с назначением наказания в виде административного штрафа в размере 200 000 рублей.
В постановлении указано, что башенный кран, на котором произошел обрыв грузового каната, эксплуатируется на основании паспорта на башенный кран КБМ-401П, составленного специализированной организацией (истцом) с присвоением 443 номера завода-изготовителя ОАО "Ржевский краностроительный завод" 2004 года изготовления.
Дубликат паспорта выполнен с аналогичного паспорта башенного крана марки КБМ-401П с добавлением раздела 4 Свидетельство о приемке (сертификат) подписанный исполнительным директором истца Шевцовым И.В. и заверенный печатью организации. В паспорте на башенный кран отсутствуют данные о металле основных элементов металлоконструкций крана, которые заполняются по сертификатам предприятия изготовителя материала.
Из акта от 22.03.2012 N 10-29ПС/2012 технического расследования причин аварии на опасных производственных объектах, произошедшей 06.02.2012 следует, что председателем комиссии по расследованию направлены запросы в ОАО "Ржевский краностроительный завод", в Северо-Кавказское управление Ростехнадзора и в ЗАО "Управление Механизации-4" и в результате полученных ответов установлено, что башенный кран КБМ-401П, заводской N 443, год изготовления 2004, изготовленный ОАО "Ржевский краностроительный завод", в 2004 продан ЗАО "Управление Механизации-4" по адресу: г. Краснодар, проезд 3-й Тихорецкий, 1, и на данный момент эксплуатируется на объекте капитального строительства 18-ти этажного жилого дома N 69 по ул. Базовской г. Краснодара.
Составление истцом дубликата паспорта башенного крана КБМ-401П, свидетельствует о допущении им нарушения части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.1997 N 116-ФЗ "О промышленной безопасности опасных производственных объектов" (далее - Закон N 116-ФЗ), пункта 9.1.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00.
Не согласившись с вынесенным постановлением о привлечении к административной ответственности, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Суды первой и апелляционной инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из того, что постановление административного органа является законным и обоснованным.
В соответствии с частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от двухсот тысяч до трехсот тысяч рублей.
Закон N 116-ФЗ определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах. Положения Закона N 116-ФЗ распространяются на все организации независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, осуществляющие деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов на территории Российской Федерации.
Приложение 1 к Закону N 116-ФЗ содержит перечень предприятий или их цехов, участков, площадок, а также иных производственных объектов, являющихся опасными производственными объектами в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона N 116-ФЗ требования промышленной безопасности - условия, запреты, ограничения и другие обязательные требования, содержащиеся в настоящем Федеральном законе, других федеральных законах, принимаемых в соответствии с ними нормативных правовых актах Президента Российской Федерации, нормативных правовых актах Правительства Российской Федерации, а также федеральных нормах и правилах в области промышленной безопасности.
Часть 2 статьи 2 Закона N 116-ФЗ предусматривает регистрацию опасных производственных объектов в государственном реестре в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.
Полномочия по регистрации объектов в государственном реестре опасных производственных объектов и ведение этого реестра возложены на Федеральную службу по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор), на основании пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 24.11.1998 N 1371.
Цель регистрации опасных производственных объектов заключается в обеспечении учета опасных производственных объектов, в том числе посредством учета (регистрации) технических устройств, эксплуатируемых в составе зарегистрированного опасного производственного объекта.
В отношении зарегистрированных в государственном реестре опасных производственных объектов Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контрольные (надзорные) функции в области обеспечения промышленной безопасности, в том числе в части соблюдения требований правил безопасной эксплуатации технических устройств, эксплуатируемых в составе опасных производственных объектов.
Статья 6 Закона N 116-ФЗ к видам деятельности в области промышленной безопасности относит проектирование, строительство, эксплуатация, расширение, реконструкция, капитальный ремонт, техническое перевооружение, консервация и ликвидация опасного производственного объекта; изготовление, монтаж, наладка, обслуживание и ремонт технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте; а также иные виды деятельности.
В соответствии с Положением о Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 401 (далее - Положение), Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является специально уполномоченным органом в области промышленной безопасности.
Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору осуществляет контроль и надзор за соблюдением требований промышленной безопасности при проектировании, строительстве, эксплуатации, консервации и ликвидации опасных производственных объектов, изготовлении, монтаже, наладке, обслуживании и ремонте технических устройств, применяемых на опасных производственных объекта, транспортировании опасных веществ на опасных производственных объектах.
С целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности Ростехнадзор имеет право применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) пресечение нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности, а также меры по ликвидации последствий указанных нарушений (пункт 6 Положения).
В соответствии с главой 23 КоАП РФ Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является компетентным органом, в полномочия которого входит привлечение к административной ответственности на основании статьи 9.1 КоАП РФ.
Ростехнадзор регистрирует опасные производственные объекты и ведет их государственный реестр.
Таким образом, Ростехнадзор является специализированным органом, уполномоченным осуществлять контроль и надзор за исполнением требований Закона N 116-ФЗ при эксплуатации опасных производственных объектов.
В соответствии с пунктами 2.10.1. 2.10.2. 2.10.3. "ГОСТ 13556-91. Краны башенные строительные. Общие технические условия", утвержденные постановлением Госстандарта СССР от 25.12.1991 N 2099, на каждом кране, на видном месте должна быть прикреплена табличка из коррозионно-стойкого материала по ГОСТ 12969, содержащая следующие данные:
1) наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;
2) обозначение типа и индекса крана;
3) год изготовления;
4) заводской номер;
5) максимальную грузоподъемность;
6) обозначение стандарта или технических условий.
На каждом узле (механизме), отправляемом как комплектующее оборудование или запасные части, должна быть прикреплена табличка, содержащая следующие данные:
1) наименование (товарный знак) предприятия-изготовителя;
2) индекс узла (механизма);
3) номер по системе нумерации предприятия-изготовителя;
4) год изготовления;
5) основной параметр узла (механизма);
6) обозначение стандарта или технических условий.
Место, размеры и способ нанесения знаков маркировки должны обеспечивать сохранность ее в течение всего срока службы крана (узла или механизма).
Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98 в соответствии с Законом N 116-ФЗ, являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
Правила устанавливают требования к проектированию, устройству, изготовлению, реконструкции, ремонту, монтажу, установке и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов, их узлов и механизмов, приборов безопасности, а также грузозахватных органов, грузозахватных приспособлений и тары.
Пунктом 8.9 приложения N 2 "Термины и определения" к Правилам установлено, что специализированной организацией по кранам является организация, имеющая лицензию Госгортехнадзора России (на данный момент Ростехнадзор) на проведение в полном объеме или частично проектно-конструкторских работ по созданию, ремонту, реконструкции кранов, в том числе приборов безопасности изготовление, монтаж, наладку, ремонт, реконструкцию кранов, в том числе приборов безопасности, эксплуатацию кранов, обследование кранов с истекшим сроком службы.
Правилами установлены требования к эксплуатации кранов, включая регистрацию, разрешение на пуск в работу, техническое освидетельствование и ремонт, надзор и обслуживание, а также производство работ (раздел 9).
Регистрация кранов в органах Госгортехнадзора производится по письменному заявлению владельца и паспорту крана. При регистрации крана башенного к паспорту должен быть приложен акт, подтверждающий выполнение монтажных работ в соответствии с инструкцией по монтажу крана, подписанный ответственным представителем организации, производившей монтаж крана. При регистрации крана, отработавшего нормативный срок службы, должно быть представлено заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации (пункт 9.1.4. Правил).
В соответствии с пунктом 9.1.5 Правил устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов регистрация в органах госгортехнадзора крана, не имеющего паспорта, может быть произведена на основании паспорта, составленного специализированной организацией. При составлении паспорта крана должны быть учтены следующие документы:
а) заключение, основанное на расчете прочности и устойчивости крана и его отдельных элементов;
б) свидетельство лаборатории о химическом анализе и механических свойствах материала металлоконструкций крана (с определением ближайшего аналога отечественной стали - для зарубежного крана);
в) расчет крюка, если его размеры не соответствуют государственному стандарту или он не снабжен клеймом предприятия-изготовителя;
г) акт проверки состояния металлоконструкций и качества сварных соединений;
д) справка об установленных приборах и устройствах безопасности.
Управление Ростехнадзора указало, что 25.02.2010 при регистрации башенного крана КБМ-401П предприятие-изготовитель ОАО "Ржевский краностроительный завод", заводской N 443 в Управлении Ростехнадзора, по заявлению владельца ООО "Строймеханизация N 17" и дубликату паспорта, составленного истцом, заключение специализированной организации о возможности его дальнейшей эксплуатации не затребовано, так как в дубликате паспорта указан год выпуска 2004, (т.е. нормативный срок эксплуатации не истек в соответствии с Методическими указаниями по обследованию грузоподъемных машин с истекшим сроком службы РД 10-112-3-97).
И дубликата паспорта следует, что башенный кран КБМ-401П (предприятие-изготовитель ОАО "Ржевский краностроительный завод", заводской N 443) имеет разрешение на изготовление от 12.09.2001 N РРС-64-00171, выданное Центральным промышленным округом Госгортехнадзора России. На 35 странице дубликата паспорта имеется свидетельство о приемке (сертификат) о том, что кран КБМ-401П, башенный, крюковой, передвижной, рельсовый, полноповоротный, электрический, заводской N 443, изготовлен в соответствии с нормативными документами, прошел испытания по программе КБМ-401 П.00.00.000 ППК и признан годным для эксплуатации с указанными в паспорте параметрами.
Свидетельство о приемке (сертификат) подписано ответственными за изготовление дубликата паспорта - исполнительным директором истца Шевцовым И.В. и начальником отдела ЭПБ ПС Рысевым Н.В 17.02.2010 и заверено печатью общества.
При наличии эксплуатационной документации эксплуатация башенного крана КБМ-401П на опасном производственном объекте допускается.
Выданный обществом дубликат паспорта является основанием для эксплуатации башенного крана на весь срок нормативной эксплуатации, установленный заводом-изготовителем.
Административным органом установлено, что башенный кран КБМ-40Ш на данный момент эксплуатируется на объекте капитального строительства 18-ти этажного жилого дома N 69 по ул. Базовской г. Краснодара.
Из вышеизложенного следует, что на объекте строительства многоэтажного дома по адресу: ул. Новороссийская, 8, г. Волгограда, смонтирован башенный кран, собранный из различных узлов и механизмов, который эксплуатируется при отсутствии эксплуатационной документации организации-изготовителя, при этом не прошел приемочных испытаний, не имеет сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности, не имеет разрешения на применение технического устройства на опасном производственном объекте.
На основании Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 N 1540, технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, должны пройти приемочные испытания. На основании результатов, проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
Государственным инспектором Управления Ростехнадзора 17.11.2011 проведено оперативное обследование башенного крана с целью выдачи разрешения на пуск крана в работу после монтажа на новом месте в соответствии с пунктом 9.2.2 Правил.
Управление Ростехнадзора указало, что визуальный осмотр не позволяет установить прочности и устойчивость крана и его отдельных элементов, химический анализ и механические свойства материала металлоконструкций крана, состояние металлоконструкций и качества сварных соединений, а также степень износа технического устройства, поэтому должностные лица учитывают заключения специализированных организаций, имеющих лицензию Ростехнадзора и аттестованных экспертов.
Поскольку в дубликате паспорта указан 2004 год выпуска (срок нормативной эксплуатации не истек), оснований для запроса заключения экспертизы промышленной безопасности не было.
Таким образом, 25.02.2010 для регистрации башенного крана КБМ-401П и 17.11.2011 для получения разрешения на пуск крана в работу после монтажа, вызванного установкой крана на новом месте, в Управление Ростехнадзора представлен паспорт, составленный способом ксерокопирования с аналогичного паспорта башенного крана марки КБМ-401П с добавлением раздела 4 Свидетельство о приемке (сертификат), подписанный исполнительным директором общества Шевцовым И.В. и заверенный печатью организации.
Истец, составив дубликат паспорта башенного крана КБМ-401П, необоснованно указав заводской N 443 ОАО "Ржевский краностроительный завод" и год изготовления 2004, ввел в заблуждение должностных лиц Управления Ростехнадзора и предоставил возможность владельцу крана ООО "Строймеханизация N 17" эксплуатировать башенный кран с нарушением требований промышленной безопасности.
Из чего следует, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушения, допущенные обществом, создают угрозу возникновения аварий и причинения вреда жизни и здоровью граждан и работников опасного производственного объекта.
Нарушений процедуры привлечения общества к административной ответственности судами не выявлено, постановление вынесено административным органом в пределах его компетенции.
Таким образом, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор, полно и всесторонне исследовали представленные доказательства, установили все имеющие значение для дела обстоятельства, сделали правильные выводы по существу требований, а также не допустили при этом неправильного применения норм материального права и процессуального права.
При таких обстоятельствах принятые судебные акты отмене не подлежит.
Доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судов и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 18.06.2012 и постановление Двенадцатого Арбитражного апелляционного суда от 03.08.2012 по делу N А12-8458/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Правила устройства и безопасной эксплуатации грузоподъемных кранов ПБ 10-382-00 (далее - Правила), утвержденные постановлением Госгортехнадзора России от 31.12.1999 N 98 в соответствии с Законом N 116-ФЗ, являются обязательными для исполнения всеми организациями, независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, а также для индивидуальных предпринимателей.
...
На основании Правил применения технических устройств на опасных производственных объектах, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.1998 N 1540, технические устройства, предназначенные для применения на опасных производственных объектах, должны соответствовать требованиям промышленной безопасности, должны пройти приемочные испытания. На основании результатов, проведенных приемочных испытаний и сертификата соответствия требованиям промышленной безопасности Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору выдает разрешение на применение конкретного вида (типа) технического устройства.
...
Из чего следует, что в действиях общества имеется состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 9.1 КоАП РФ, нарушения, допущенные обществом, создают угрозу возникновения аварий и причинения вреда жизни и здоровью граждан и работников опасного производственного объекта."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 ноября 2012 г. N Ф06-8025/12 по делу N А12-8458/2012