г. Казань |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А55-7794/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 22 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Мосунова С.В.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу закрытого акционерного общества "Автосалон Арго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Захарова Е.И., Семушкин В.С.)
по делу N А55-7794/2012
по заявлению закрытого акционерного общества "Автосалон Арго" (ОГРН 1036300004410, ИНН 6311041667) к муниципальному бюджетному учреждению городского округа Самары "Управление капитального строительства городского округа Самара" (ОГРН 1096315004730, ИНН 6315856340), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самары (ОГРН 1036300450086, ИНН 6315700286), Департаменту благоустройства и экологии администрации городского округа Самары, г. Самара, о признании недействительными акта от 04.08.2011 N 20110224Р и предписания от 23.08.2011 N Д05-01/2489,
УСТАНОВИЛ:
закрытое акционерное общество "Автосалон Арго" (далее - заявитель, ЗАО "Автосалон Арго") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к муниципальному бюджетному учреждению городского округа Самары "Управление капитального строительства городского округа Самара" (далее - Управление капитального строительства), Департаменту строительства и архитектуры городского округа Самары и Департаменту благоустройства и экологии администрации городского округа Самары (далее - Департамент благоустройства) о признании недействительным предписания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 23.08.2011 N Д05-01/2489 о демонтаже незаконно установленной конструкции и акта проверки муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Управление капитального строительства городского округа Самара" от 04.08.2011 N 20110224Р о выявлении самовольно установленной рекламной конструкции, как несоответствующие закону и нарушающие законные интересы и права ЗАО "Автосалон Арго".
Решением Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 производство по делу N А55-7794/2012 в части оспаривания акта проверки муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Управление капитального строительства городского округа Самара" от 04.08.2011 N 20110224Р прекращено. В удовлетворении остальной части заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ЗАО "Автосалон Арго" обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва на кассационную жалобу, судебная коллегия не находит правовых оснований к их отмене.
Как следует из материалов дела, в районе института связи на ул. Московское шоссе г. Самара расположен рекламный щит, принадлежащий ЗАО "Автосалон Арго" (пересечение ул. Советская Армия/Московское шоссе).
Сотрудниками муниципального бюджетного учреждения городского округа Самары "Управление капитального строительства городского округа Самара" 04.08.2011 установлен факт размещения рекламного щита по указанному адресу без разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара, что зафиксировано в акте.
Департаментом строительства и архитектуры городского округа Самара 23.08.2011 выдано предписание о демонтаже незаконно установленной рекламной конструкции, в соответствии с которым ЗАО "Автосалон Арго" предписано в срок до 29.08.2011 демонтировать незаконно установленную рекламную конструкцию.
Полагая указанные действия незаконными, заявитель обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
В соответствии со статьей 19 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее - Закон N 38-ФЗ) установка рекламной конструкции допускается при наличии разрешения на установку рекламной конструкции, выдаваемого органом местного самоуправления.
Согласно пункту 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ установка рекламной конструкции без разрешения (самовольная установка) не допускается.
Закон о рекламе предусматривает обязанность демонтажа рекламной конструкции в случаях: самовольной установки (часть 10 статьи 19 Закона N 38-ФЗ); признания недействительным разрешения на установку (часть 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ); аннулирование разрешения на установку (часть 21 статьи 19 Закона N 38-ФЗ).
Поскольку наличие разрешения на установку рекламной конструкции является обязательным условием ее размещения, то истечение срока действия такого разрешения влечет такие же правовые последствия, как и установка рекламной конструкции без разрешения.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Суды первой и апелляционной инстанций сделали правомерный вывод о том, что рассматриваемая рекламная конструкция установлена на основании разрешения Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары N 1899-щ на распространение наружной рекламы, сроком действия до 31.03.2007.
Факт размещения рекламной конструкции подтвержден материалами дела.
Заявителем также не отрицается фактическое нахождение рекламной конструкции и размещение наружной рекламы на пересечении ул. Московское шоссе и ул. Советской Армии и, что разрешение на установку рекламной конструкции в настоящее время у ООО "Автосалон Арго" не имеется.
Таким образом, судами обеих инстанций правомерно сделан вывод, что заявитель осуществляет распространение наружной рекламы без разрешения органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования ЗАО "Автосалон Арго" в части признания незаконными предписания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 23.08.2011 N Д05-01/2489.
Кроме того, в части заявленных требований ЗАО "Автосалон Арго" о признании недействительным акта проверки муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Управление капитального строительства городского округа Самара" от 04.08.2011 N 20110224Р производство прекращено обоснованно, поскольку под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия.
Акт проверки муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Управление капитального строительства городского округа Самара" от 04.08.2011 N 20110224Р не являются ненормативным правовым актом, поскольку не содержит каких-либо властно-распорядительных предписаний, распоряжений, нарушающих гражданские права и охраняемые законом интересы заявителя в сфере предпринимательской и экономической деятельности и не порождает правовых последствий для него.
Частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.
Поскольку действующим законодательством не установлен перечень обстоятельств, при которых причины пропуска могут быть признаны уважительными, право установления наличия этих причин и их оценки принадлежит суду. При этом основным критерием уважительности причин пропуска срока является наличие юридических препятствий для своевременного обращения с соответствующим заявлением в арбитражный суд.
Как видно из материалов дела, оспариваемое предписание получено заявителем 05.09.2011.
Заявитель обратился в арбитражный суд с заявлением 29.02.2012, то есть с нарушением срока.
Оценив все доказательства в совокупности, суд первой инстанции сделал правильный вывод, что заявителем пропущен срок по неуважительной причине, в связи с чем данное ходатайство отклонено судом.
Доводы кассационной жалобы, фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционной жалобе, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами обеих инстанций, что в соответствии со статьями 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 03.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.09.2012 по делу N А55-7794/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Заявителем также не отрицается фактическое нахождение рекламной конструкции и размещение наружной рекламы на пересечении ул. Московское шоссе и ул. Советской Армии и, что разрешение на установку рекламной конструкции в настоящее время у ООО "Автосалон Арго" не имеется.
Таким образом, судами обеих инстанций правомерно сделан вывод, что заявитель осуществляет распространение наружной рекламы без разрешения органа местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд правомерно отказал в удовлетворении заявленного требования ЗАО "Автосалон Арго" в части признания незаконными предписания Департамента строительства и архитектуры городского округа Самары от 23.08.2011 N Д05-01/2489.
Кроме того, в части заявленных требований ЗАО "Автосалон Арго" о признании недействительным акта проверки муниципального автономного учреждения городского округа Самара "Управление капитального строительства городского округа Самара" от 04.08.2011 N 20110224Р производство прекращено обоснованно, поскольку под ненормативным правовым актом государственного органа, который в силу статьи 13 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть оспорен и признан недействительным судом, понимается документ властно-распорядительного характера, вынесенный уполномоченным органом, содержащий обязательные предписания, распоряжения, нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы и влекущий неблагоприятные юридические последствия."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2013 г. N Ф06-10903/12 по делу N А55-7794/2012