г. Казань |
|
29 января 2013 г. |
Дело N А12-11025/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 24 января 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 29 января 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Махмутовой Г.Н., Филимонова С.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Поволжская мясо сырьевая компания", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2012 (судья Пантелеева В.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (председательствующий судья Никитин А.Ю., судьи Волкова Т.В., Телегина Т.Н.)
по делу N А12-11025/2012
по исковому заявлению государственного бюджетного учреждения Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", г. Волгоград (ИНН 3443058781, ОГРН 1043400244359) к обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская мясо сырьевая компания", г. Волгоград (ИНН 3443089772, ОГРН 1093443000090) о взыскании 341 000 руб. задолженности по договору об оказании ветеринарных услуг,
по встречному иску общества с ограниченной ответственностью "Поволжская мясо сырьевая компания", г. Волгоград, к государственному бюджетному учреждению Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных", г. Волгоград, о взыскании 56 559 руб. 57 коп. неосновательного обогащения,
с участием третьего лица - Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
государственное бюджетное учреждение Волгоградской области "Волгоградская городская станция по борьбе с болезнями животных" (далее - учреждение, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к обществу с ограниченной ответственностью "Поволжская мясо сырьевая компания" (далее - ООО "ПМСК", ответчик) о взыскании 130 300 руб. задолженности за оказание ветеринарных услуг.
ООО "ПМСК" обратилось в арбитражный суд со встречным иском к учреждению о взыскании неосновательного обогащения в сумме 56 559 руб. 57 коп. Исковые требования по встречному иску были мотивированы тем, что со стороны учреждения имело место завышение цены государственных услуг.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012, первоначальные исковые требования удовлетворены. С ООО "ПМСК" в пользу учреждения взыскана задолженность в сумме 130 300 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 9820 руб. В удовлетворении встречного иска отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ООО "ПМСК" обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, ссылаясь на неполное выяснение судами обстоятельств по делу и неправильное применение норм права.
Проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает ее не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.
Как усматривается из материалов дела, между учреждением (ветстанция) и ООО "ПМСК" (предприятие) заключен договор от 01.04.2011 N 118 об оказании ветеринарных услуг (далее - договор от 01.04.2011 N 118, договор).
В соответствии с пунктами 1.1, 1.2 указанного договора ветстанция обязуется оказать ветеринарные услуги, а предприятие принимает на себя обязательство оплачивать эти услуги на условиях настоящего договора.
Участники настоящего договора обязуются совместно действовать в целях обеспечения предупреждения поступления на потребительский рынок некачественных и опасных в ветеринарном отношении продовольственного сырья и пищевых продуктов животного происхождения, поступающих и реализуемых на территории г. Волгограда.
Согласно пунктам 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3 договора ветстанция обязалась осуществлять ветеринарное обслуживание предприятия, руководствуясь ветеринарным законодательством Российской Федерации, действующими ветеринарно-санитарными нормами и правилами в целях выпуска безопасной в ветеринарно-санитарном отношении продукции; выдавать разрешения на реализацию продукции только после ее осмотра и идентификации документам, удостоверяющим ее качество; выдавать ветеринарные документы установленной формы, удостоверяющие ветеринарно-санитарное благополучие выпускаемой продукции, оформлять заключения и составлять акты на забракованную продукцию.
Пунктами 2.2.3, 2.3.4 договора предусмотрена обязанность ответчика принять услуги по акту об оказании услуг и не позднее 01 числа месяца, следующего за отчетным, подписанный и скрепленный печатью акт вернуть ветстанции; оплатить ветеринарные услуги на основании счета путем перечисления денежных средств на расчетный счет ветстанции или путем внесения наличных денежных средств в кассу ветстанции, ежемесячно не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным.
Согласно пункту 3.1 договора в соответствии с Положением о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 (с изменениями и дополнениями) стоимость услуг, оказываемых по настоящему договору, определяется согласно смете (приложение N 1), являющейся неотъемлемой частью договора.
Договор вступает в силу с момента подписания сторонами и действует до 31.03.2012 (пункт 5.1 договора).
Дополнительным соглашением от 10.01.2012 к договору стороны установили, что договор вступает в силу с момента его подписания и действует до 31.12.2012.
Как установлено судами, истец в сентябре, октябре, ноябре, декабре 2011 года, январе 2012 года оказал ответчику ветеринарные услуги в соответствии с условиями договора на общую сумму 502 070 руб. 46 коп.
Неполная оплата оказанных услуг явилась основанием для обращения истца в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленные требования по основному иску и отказывая в удовлетворении встречного иска, арбитражный суд правомерно исходил из следующего.
Заключенный сторонами договор является договором возмездного оказания услуг.
В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.
Правила настоящей главы применяются к договорам оказания услуг связи, медицинских, ветеринарных, аудиторских, консультационных, информационных услуг, услуг по обучению, туристическому обслуживанию и иных, за исключением услуг, оказываемых по договорам, предусмотренным главами 37, 38, 40, 41, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 53 настоящего Кодекса.
В силу статьи 783 ГК РФ общие положения о подряде (статьи 702-729) и положения о бытовом подряде (статьи 730-739) применяются к договору возмездного оказания услуг, если это не противоречит статьям 779-782 настоящего Кодекса, а также особенностям предмета договора возмездного оказания услуг.
Заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре.
При рассмотрении споров, связанных с оплатой оказанных в соответствии с договором услуг, арбитражным судам необходимо руководствоваться положениями статьи 779 ГК РФ, по смыслу которых исполнитель может считаться надлежаще исполнившим свои обязательства при совершении указанных в договоре действий (деятельности).
Судами установлено, что истец в период с сентября 2011 года по январь 2012 года оказал ответчику услуги по выдаче ветеринарных свидетельств по Ф-2, ветеринарных справок по Ф-4 с предварительным исследованием продукции на общую сумму 502 070 руб., что подтверждается двухсторонними актами об оказании услуг от 16.01.2012 N 00000002 на сумму 44 957 руб. 29 коп., от 28.12.2011 N 003929 на сумму 102 693 руб. 70 коп., от 28.11.2011 N 003678 на сумму 112 356 руб. 01 коп., от 28.10.2011 N 003496 на сумму 121 245 руб. 05 коп., от 30.09.2011 N 003308 на сумму 120 818 руб. 41 коп.
Стоимость услуг определена в соответствии с ценами на ветеринарные услуги, согласованными сторонами в приложении N 1 к договору (смета), исходя из фактического объема оказанных истцом услуг.
Акты подписаны ответчиком без каких-либо возражений относительно объема и стоимости оказанных услуг.
Согласно позиции ответчика в настоящем споре задолженность рассчитана истцом в нарушение норм действующего гражданского законодательства.
По мнению ответчика, нормативно-правовыми актами, действующими в области ветеринарии, не предоставлено бюджетному учреждению права самостоятельно устанавливать цены на ветеринарные услуги, отличные от цен, установленных действующим прейскурантом, утвержденным постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562.
В соответствии с Положением о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации, утвержденном постановлением Правительства Российской Федерации от 19.06.1994 N 706, станции по борьбе с болезнями животных входят в систему органов государственного ветеринарного надзора.
Статьей 2 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) установлено, что ветеринарное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего закона и принимаемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.
Статья 21 Закона о ветеринарии предусматривает, что мясо, мясные и другие продукты убоя (промысла) животных, молоко, молочные продукты, яйца, иная продукция животного происхождения подлежат ветеринарно-санитарной экспертизе в целях определения их пригодности к использованию для пищевых целей.
Перечень платных и бесплатных услуг, оказываемых бюджетными организациями, учреждениями государственной ветеринарной службы Министерства сельского хозяйства Российской Федерации, утвержден Министерством сельского хозяйства Российской Федерации от 20.01.1992 N 227-145 и согласован с Министерством экономики и финансов Российской Федерации 28.01.1992 N 5-ф.
К платным ветеринарным услугам относятся: ветеринарно-санитарная экспертиза пищевых продуктов, реализуемых на рынках, ярмарках и в других местах торговли (кроме исследования мяса на трихинеллез) и выдача ветеринарных документов (ветсвидетельства, справки, паспорта и регистрационные удостоверения).
Полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области ветеринарии предусмотрены в статье 3 Закона о ветеринарии.
При этом вопросы по выдаче ветеринарных сопроводительных документов на платной основе не относятся к исключительному ведению Российской Федерации.
В силу части 4 статьи 7 Закона Волгоградской области от 13.09.1999 N 308-ОД "О ветеринарии" (в редакции закона от 26.03.2010 N 2 017-ОД) глава администрации Волгоградской области утверждает прейскурант на ветеринарные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
Постановлением главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 утверждены Прейскурант на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области и Положение о порядке оплаты услуг, оказываемых учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области.
В последующем постановлением главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726 внесены изменения в постановление главы администрации Волгоградской области от 07.05.2008 N 562 "Об утверждении прейскуранта на платные услуги, оказываемые учреждениями государственной ветеринарной службы Волгоградской области", а именно Положение о порядке оплаты услуг дополнено пунктом 10 следующего содержания: с юридическими лицами, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами (без образования юридического лица), индивидуальными предпринимателями заключаются договоры на оказание платных ветеринарных услуг с приложением сметы в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации.
Договор от 01.04.2011 N 118 в части определения стоимости услуг в смете (приложении N 1), являющейся неотъемлемой частью договора, соответствует пункту 10 постановления главы администрации Волгоградской области от 18.05.2010 N 726.
Ветеринарные услуги не включены в перечень услуг, на которые установлено государственное регулирование цен на внутреннем рынке Российской Федерации, осуществляемое органами исполнительной власти субъекта Российской Федерации (постановление Правительства Российской Федерации от 07.03.1995 N 239 "О мерах по упорядочению государственного регулирования цен (тарифов)").
Вступившим в законную силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Последний дополнен статьями 9.1, 9.2, согласно которым государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.
Как установлено судами, учредителем истца является Управление ветеринарии администрации Волгоградской области.
В пунктах 3.1, 3.3, 4.8 Устава учреждения (в редакции 2004 года) закреплено, что целью создания и предметом деятельности учреждения являются осуществление государственного ветеринарного надзора на закрепленной территории, направленного на профилактику болезней и лечение животных, включая сельскохозяйственных, домашних, зоопарковых и других животных, пушных зверей, птиц, рыб и пчел, обеспечение безопасности в ветеринарно-санитарном отношении продуктов животноводства и растениеводства, охрана здоровья населения.
К основным видам деятельности учреждения относятся, в том числе, оказание платных услуг по лечению животных, лабораторной диагностике и ветеринарному обслуживанию предприятий, учреждений, организаций, иных хозяйствующих субъектов независимо от подчиненности и форм собственности, а так же населению по договорным ценам и другая разрешенная законом деятельность (пункт 3.3 Устава).
Источниками финансирования имущественных и финансовых ресурсов учреждения являются: бюджетные и внебюджетные средства; доход, полученный в результате оказания платных ветеринарных услуг; кредиты банков и иные займы, добровольные пожертвования и другие источники, не запрещенные законом (пункт 4.8 Устава).
В соответствии с пунктом 2.1 Устава учреждения (в новой редакции 2011 года) учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными законодательством Российской Федерации, Волгоградской области и настоящим Уставом, в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий органов государственной власти Волгоградской области в сфере ветеринарии.
Судами сделан правильный вывод о том, что истец на момент заключения спорного договора являлся бюджетным учреждением.
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п Управление ветеринарии издало приказ от 31.01.2011 N 4 об утверждении Порядка определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания.
Согласно данному Порядку стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных расходов на их оказание.
Названный приказ вступил в силу со дня его подписания и распространил свое действие с 01.01.2011.
С учетом указанных обстоятельств судами сделан правильный вывод о том, что на дату подписания договора об оказании ветеринарных услуг и составления сметы к нему действовал порядок определения платы, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п, приказом Управления ветеринарии Волгоградской области от 31.01.2011 N 4.
Размер платы за услуги по исследованию сырых мясных полуфабрикатов, мяса мороженого, мяса птицы, субпродуктов промышленной выработки, готовых мясных изделий, указанный в смете (приложении N 1) к договору, установлен учреждением в соответствии с Порядком определения платы для физических и юридических лиц за услуги (работы), относящиеся к основным видам деятельности государственного бюджетного учреждения Волгоградской области, подведомственного Управлению ветеринарии администрации Волгоградской области, оказываемые им сверх установленного государственного задания, а также в случаях, определенных действующим законодательством, в пределах установленного государственного задания, утвержденным начальником Управления ветеринарии администрации Волгоградской области, что свидетельствует о нормативной обоснованности оказания учреждением услуг.
Таким образом, судебные акты приняты при правильном применении норм материального права, содержащиеся в них выводы не противоречат установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся доказательствам.
Доводы кассационной жалобы правильность выводов судебных инстанций не опровергают.
При таких обстоятельствах судебная коллегия не усматривает правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 08.08.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А12-11025/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
Г.Н. Махмутова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Вступившим в законную силу 01.01.2011 Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений" внесены изменения, в том числе в Федеральный закон от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". Последний дополнен статьями 9.1, 9.2, согласно которым государственными, муниципальными учреждениями признаются учреждения, созданные Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации и муниципальным образованием. Типами государственных, муниципальных учреждений признаются автономные, бюджетные и казенные.
...
Согласно данному Порядку стоимость платных услуг определяется на основе расчета экономически обоснованных расходов на их оказание.
Названный приказ вступил в силу со дня его подписания и распространил свое действие с 01.01.2011.
С учетом указанных обстоятельств судами сделан правильный вывод о том, что на дату подписания договора об оказании ветеринарных услуг и составления сметы к нему действовал порядок определения платы, установленный Федеральным законом от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правого положения государственных (муниципальных) учреждений", постановлением администрации Волгоградской области от 20.12.2010 N 693-п, приказом Управления ветеринарии Волгоградской области от 31.01.2011 N 4."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 29 января 2013 г. N Ф06-10760/12 по делу N А12-11025/2012