г. Казань |
|
12 февраля 2013 г. |
Дело N А12-9488/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 февраля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 февраля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Вильданова Р.А.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду, г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2012 (судья Савченко Н.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 (председательствующий судья Тимаев Ф.И., судьи Никитин А.Ю.. Телегина Т.Н.)
по делу N А12-9488/2012
по исковому заявлению Территориального Управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Волгоградской области, г. Волгоград, к администрации Волгограда, г. Волгоград, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда, г. Волгоград, о признании права собственности, третьи лица: Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по г. Волгограду, г. Волгоград, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области, г. Волгоград, Волгоградская городская Дума, г. Волгоград, Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Волгоградской области, г. Волгоград, Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Тракторозаводского района", г. Волгоград, Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Краснооктябрьского района", г. Волгоград, Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Дзержинского района", г. Волгоград, Муниципальное бюджетное учреждение "Жилищно-коммунальное хозяйство Центрального района", г. Волгоград, Департамент жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса администрации Волгограда, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом по Волгоградской области (далее - истец, ТУ Росимущества в Волгоградской области) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением к администрации Волгограда, Департаменту муниципального имущества администрации Волгограда о признании права государственной собственности на нежилые помещения занимаемые подразделениями Управления внутренних дел по городу Волгограду (далее - УВД по г. Волгограду) (с учетом изменений исковых требований принятых в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012, в иске отказано.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ТУ Росимущества в Волгоградской области и УВД по г. Волгограду обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят названные судебные акты отменить. Заявители ссылаются на неправильное применение судами норм материального права.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 АПК РФ не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы. Информация о принятии кассационной жалобы к производству, движении дела, времени и месте судебного заседания размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет по адресу: http://faspo.arbitr.ru/ в соответствии со статьей 121 АПК РФ.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, истец просит признать право собственности на нежилые помещения, являющиеся муниципальной собственностью и занимаемые подразделениями УВД по г. Волгограду на основании договоров безвозмездного пользования и аренды.
Судами установлено, что письмами от 28.02.2011, от 13.04.2011, от 20.05.2011, от 25.05.2011 истец обращался к ответчикам с предложением, с учетом положений части 9 статьи 54 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ "О полиции" (далее - Закон о полиции), передать в федеральную собственность недвижимое имущество, занимаемое подразделениями УВД по г. Волгограду на основании договоров безвозмездного пользования имуществом и аренды.
В связи с отказом передать спорное имущество из муниципальной собственности в федеральную собственность истец обратился с настоящим иском в суд.
Согласно части 9 статьи 54 Закона о полиции используемые полицией земельные участки, а также здания, сооружения, оборудование и другое имущество полиции, необходимые для обеспечения деятельности полиции, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, передаются в федеральную собственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Порядок (процедура) безвозмездной передачи имущества из муниципальной собственности в федеральную собственность определяется положениями части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ)
Частью 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ предусмотрено, что находящееся в муниципальной собственности имущество, которое может находиться в федеральной собственности или собственности субъектов Российской Федерации, подлежит безвозмездной передаче в федеральную собственность или собственность субъектов Российской Федерации в случае, если указанное имущество используется федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, государственными унитарными предприятиями и государственными учреждениями, созданными Российской Федерацией или субъектами Российской Федерации, для целей, установленных в соответствии с настоящим Федеральным законом и со статьей 26.11 Федерального закона от 06.10.99 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации".
При этом федеральным законодателем регламентирован порядок передачи имущества от одного публично-правового образования к другому в процессе разграничения полномочий между различными уровнями публичной власти.
Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указано, что решение о передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни.
Исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 АПК РФ, с учетом вышеуказанных норм права суды пришли к обоснованному выводу, что поскольку в материалах дела отсутствуют доказательства принятия органом местного самоуправления решения о передаче спорного имущества из муниципальной собственности в государственную собственность, настоящий иск не подлежит удовлетворению.
Указанная правовая позиция соответствует позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в определении от 07.12.2006 N 542-О, согласно которой при безвозмездной передаче муниципального имущества в федеральную собственности необходимо наличие волеизъявления органа местного самоуправления на передачу этого имущества.
Доводы кассационных жалоб о том, что в Законе о полиции содержится императивное требование о передаче необходимых для обеспечения деятельности полиции, помещений находящихся в муниципальной собственности в федеральную собственность, что влечет безусловное признание собственности Российской Федерации на спорные объекты недвижимости, основаны на неверном толковании норм права.
Нормы части 9 статьи 54 Закона о полиции, предусматривающие указанную передачу имущества, в то же время указывают на необходимость соблюдения установленного законом порядка передачи имущества, минуя который невозможен переход права собственности.
Ссылка управления в кассационной жалобе на судебный акт по аналогичному делу N А12-7037/2011 отклоняется судебной коллегией, поскольку указанное дело не является аналогичным настоящему и основано на иных обстоятельствах.
Поскольку нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 288 АПК РФ являются основанием к отмене или изменению обжалуемых судебных актов, не установлено, коллегия считает необходимым оставить принятые судебные акты без изменений, а кассационную жалобу - без удовлетворения.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 27.07.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 03.10.2012 по делу N А12-9488/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ и пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 13.06.2006 N 374 "О перечнях документов, необходимых для принятия решения о передаче имущества из федеральной собственности в собственность субъекта Российской Федерации или муниципальную собственность, из собственности субъекта Российской Федерации в федеральную собственность или муниципальную собственность, из муниципальной собственности в федеральную собственность или собственность субъекта Российской Федерации" основанием для передачи муниципального имущества в федеральную собственность является предложение о передаче имущества, направляемое органами местного самоуправления уполномоченному органу.
В силу пункта 3 части 8 статьи 85 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" органы местного самоуправления до 01.01.2008 обеспечивают безвозмездную передачу в федеральную собственность, собственность субъектов Российской Федерации находящегося на день вступления в силу настоящей главы в муниципальной собственности имущества, предназначенного для осуществления полномочий федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с разграничением полномочий, установленным с 01.01.2008 настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами.
В части 11 статьи 154 Федерального закона от 22.08.2004 N 122-ФЗ указано, что решение о передаче имущества из муниципальной собственности в государственную собственность является основанием возникновения права собственности на имущество, включенное в утвержденные перечни."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 февраля 2013 г. N Ф06-11491/12 по делу N А12-9488/2012