г. Казань |
|
12 марта 2013 г. |
Дело N А12-2693/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 05 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 12 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Баширова Э.Г., Петрова А.Л.,
при участии представителя:
заявителя - Тетерина А.В. (доверенность от 01.02.2013 (б/н),
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой"
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Жевак И.И.)
по делу N А12-2693/2012
по заявлению муниципального унитарного предприятия "Райжилкомбытгазстрой" (ОГРН 1023405780903, ИНН 3401004167) к администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области (ОГРН 1023405761543, ИНН 3401002201) о признании незаконным бездействия, с участием заинтересованного лица - Управления Федерального казначейства по Волгоградской области (ОГРН 1023403452555, ИНН 3444054571),
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Райжилкомбытгазстрой" в лице конкурсного управляющего (далее - МУП "Райжилкомбытгазстрой", предприятие, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области заявлением о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2011 по делу N А12-464/2011, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации. Заявитель просит также обязать финансовый отдел администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской устранить допущенные нарушения прав и законных интересов МУП "Райжилкомбытгазстрой" путем исполнения исполнительного документа исполнительного листа АС N 002604953, выданного на основании решения Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2011 по делу N А12-464/2011, о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14976/2010, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязании администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14976/2010 в соответствии с исполнительным листом от 22.10.2010 серии АС N 001828711, о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2011 по делу N А12-4281/2011, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязании администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела устранить допущенные нарушения прав и законных интересов муниципального унитарного предприятия путем исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2011 по делу N А12-4281/2011, в соответствии с исполнительным листом от 11.07.2011 серии АС N 002607631, о признании незаконным бездействия администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице финансового отдела, выразившегося в неисполнении решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14977/2010, в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений, как не соответствующее положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также обязании администрации в лице финансового отдела устранить допущенные нарушения прав и законных интересов путем исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14977/2010 в соответствии с исполнительным листом от 18.02.2011 серии АС N 001834560.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2012 заявленные МУП "Райжилкомбытгазстрой" требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 решение суда первой инстанции отменено, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012, заявитель обратился в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данный судебный акт отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании Федерального арбитражного суда Поволжского округа 28.02.2013 объявлен перерыв до 13 часов 50 минут 05.03.2013. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в сети Интернет.
Проверив законность обжалуемого судебного акта по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, судебная коллегия считает постановление апелляционного суда подлежащим отмене, а решения суда первой инстанции - оставлению в силе.
Как установлено судом, решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.03.2011 по делу N А12-464/2011 с муниципального образования Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Алексеевского муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пользу МУП "Райжилкомбытгазстрой" взыскано 371 582 рубля 40 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. На основании указанного решения Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист серии АС N 002604953. Исполнительный лист направлен Арбитражным судом Волгоградской области в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области сопроводительным письмом от 25.05.2011 N А12-464/2011.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14976/2010 с муниципального образования Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Алексеевского муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пользу МУП "Райжилкомбытгазстрой" взыскано 251 641 рубль 25 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами, на основании которого Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист серии АС N 001828711. Исполнительный лист направлен Арбитражным судом Волгоградской области в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается сообщением суда от 02.06.2011 N А12-14976/2010.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 27.05.2011 по делу N А12-4281/2011 с муниципального образования Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Алексеевского муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пользу МУП "Райжилкомбытгазстрой" взыскано 201 495 рублей 07 копеек процентов за пользование чужими денежными средствами. На основании указанного решения Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист серии АС N 002607631. Исполнительный лист направлен МУП "Райжилкомбытгазстрой" в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области 14.07.2011, что подтверждается квитанцией от 14.07.2011 и имеющейся в материалах дела описью вложения в ценное письмо.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 09.09.2010 по делу N А12-14977/2010 с муниципального образования Алексеевского муниципального района Волгоградской области в лице администрации Алексеевского муниципального образования за счет казны Алексеевского муниципального района Волгоградской области в пользу МУП "Райжилкомбытгазстрой" взыскано 202 253 рубля 71 копейка процентов за пользование чужими денежными средствами. На основании указанного решения Арбитражным судом Волгоградской области выдан исполнительный лист серии АС N 001834560. Исполнительный лист направлен арбитражным судом Волгоградской области в адрес администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, что подтверждается сообщением арбитражного суда от 02.06.2011 N А12-14977/2010.
В связи с отсутствием сведений об исполнении исполнительных листов серии АС N 002604953, АС N 001828711, АС N 002607631, АС N 001834560 и неприостановлением операций по счетам должника МУП "Райжилкомбытгазстрой", полагая, что при этом допущено нарушение бюджетного законодательства, его прав и законных интересов, обратилось в арбитражный суд с соответствующими заявлениями.
В силу статьи 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" и в соответствии со статьей 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.
Однако исполнение судебных актов по искам к публично-правовым образованиям, а также судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства бюджетов по денежным обязательствам бюджетных учреждений, осуществляется в особом, отличном от общих правил исполнительного производства порядке (часть 2 статьи 1 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве", пункт 3 статьи 239 Бюджетного кодекса Российской Федерации).
Такие судебные акты подлежат исполнению в соответствии с главой 24.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
По смыслу пунктов 5-7 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации срок исполнения судебных актов, предусматривающих обращение взыскания на средства федерального бюджета по денежным обязательствам федеральных бюджетных учреждений, не должен превышать трех месяцев со дня поступления исполнительного документа в орган Федерального казначейства, в течение которых при отсутствии у должника на момент предъявления взыскателем исполнительного листа бюджетных средств по целевой статье расходов, по которой производится исполнение, должны быть проведены все организационно-технические мероприятия по перераспределению учитываемых на казначейских лицевых счетах бюджетных средств для предоставления должнику достаточных для исполнения судебного акта лимитов бюджетных обязательств и объемов финансирования.
В силу абзаца первого пункта 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации при неисполнении исполнительного документа в течение трех месяцев со дня его поступления в орган Федерального казначейства данный орган приостанавливает до момента устранения нарушения осуществление операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника (за исключением операций по исполнению исполнительных документов). Операции по лицевым счетам не приостанавливаются лишь при наличии обстоятельств, перечисленных в абзаце втором указанного пункта статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации (отсрочка, рассрочка или отложение исполнения судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ, либо его отмена или приостановление исполнения).
Приостановление в соответствии с пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации подразделением Федерального казначейства операций по расходованию средств в отношении должника не направлено на привлечение последнего в качестве получателя бюджетных средств к ответственности за виновное нарушение бюджетного законодательства. Такое приостановление является временной ограничительной мерой, применяемой к неисправному должнику, не перечислившему в установленный законом трехмесячный срок взыскателю то, что ему причитается. Следовательно, в данных отношениях подразделение Федерального казначейства выступает именно в качестве специального федерального органа государственной власти, обеспечивающего в силу закона должное исполнение решений судов в особой процедуре обращения взыскания на бюджетные средства, учитываемые на лицевых казначейских счетах. В этой сфере действия органа Федерального казначейства предопределены отношениями, связывающими взыскателя и должника, а не взаимоотношениями должника с третьими лицами, из чего ошибочно исходили суды апелляционной и кассационной инстанций.
Обязанность по исполнению судебного акта лежит на должнике.
При неисполнении судебного решения в отведенный срок органы Федерального казначейства в предусмотренных пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации случаях обязаны принять в отношении должника временные ограничительные меры воздействия вне зависимости от причин, приведших к просрочке исполнения судебного акта. При этом приостановление операций по расходованию средств на лицевых счетах должника в порядке, определенном пунктом 8 статьи 242.3 Бюджетного кодекса Российской Федерации, применяется для защиты прав и законных интересов взыскателя денежных средств, учитываемых на лицевых казначейских счетах, являющегося заведомо более слабой стороной в отношениях с государством.
Администрация Алексеевского муниципального района является исполнительно-распорядительным органом местного самоуправления (пункт 1 статьи 25 Устава) и исполнителем судебных актов о взыскании денежных средств за счет средств казны муниципального образования.
В соответствии с Положением о финансовом отделе администрации Алексеевского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области от 23.12.2009 N 697, финансовый отдел является финансовым органом муниципального образования и входит в структуру администрации Алексеевского муниципального района.
В силу положений Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на орган, допустивший оспариваемое заявителем бездействие, возложена обязанность доказывания правомерности такого бездействия.
Судом первой инстанции установлено, что документального подтверждения причин неисполнения судебного акта, в том числе в связи с недостаточностью (отсутствием) в местном бюджете денежных средств, финансовым отделом администрации Алексеевского муниципального района в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представлено.
Удовлетворяя заявленные МУП "Райжилкомбытгазстрой" требования, суд первой инстанции установил, что исполнительные листы по арбитражным делам N А12-464/2011, А12-14976/2010, А12-4281/2010, А12-14977/2010 с августа 2011 года находятся в финансовом отделе администрации Алексеевского муниципального района, являющейся уполномоченным органом по исполнению решение суда по иску о взыскании денежных средств за счет казны муниципального образования, то есть приняты к исполнению. Однако в срок, предусмотренный Бюджетным кодексом Российской Федерации, не были возвращены взыскателю, денежные средства по исполнительным листам серии АС N 002604953, АС N 001828711, АС N 002607631, АС N 001834560 взыскателю не перечислены, в связи с чем суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о доказанности бездействия администрации Алексеевского муниципального района, выразившегося в неисполнении решений Арбитражного суда Волгоградской области по делам N А12-464/2011, А12-14976/2010, А12-4281/2010, А12-14977/2010, а также в неприостановлении до момента устранения нарушения осуществления операций по расходованию средств на всех лицевых счетах должника администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области, включая лицевые счета его структурных (обособленных) подразделений, открытых в данном органе, осуществляющих открытие и ведение лицевых счетов муниципальных бюджетных учреждений (за исключением операций по исполнению исполнительных документов), с уведомлением должника и его структурных (обособленных) подразделений.
В силу положений статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской федерации заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Соответственно, вывод Двенадцатого арбитражного апелляционного суда о неверном способе защиты нарушенного права, выбранного заявителем, является ошибочным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и закону.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судебные решения должны отвечать общеправовому конституционному принципу исполняемости судебных актов (статья 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действительной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискрекции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N8-П и определение от 17.01.2012 N14-О-О).
На основании изложенное судебная коллегия не может согласиться с выводами апелляционного суда, в связи с чем находит обжалуемый судебный акт подлежащий отмене, решение первой инстанции - оставлению в силе.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 5 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.11.2012 по делу N А12-2693/2012 отменить, кассационную жалобу - удовлетворить.
Решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.06.2012 по данному делу оставить в силе.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу положений статей 4 и 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статьи 12 Гражданского кодекса Российской федерации заявитель вправе обжаловать действия (бездействие) администрации Алексеевского муниципального района Волгоградской области. Соответственно, вывод Двенадцатого арбитражного апелляционного суда о неверном способе защиты нарушенного права, выбранного заявителем, является ошибочным, противоречит фактическим обстоятельствам дела и закону.
Кроме того, судебная коллегия отмечает, что судебные решения должны отвечать общеправовому конституционному принципу исполняемости судебных актов (статья 16, 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, статья 6 Федерального конституционного закона от 31.12.1996 N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации").
Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, защита нарушенных прав не может быть признана действительной, если судебный акт или акт иного уполномоченного органа своевременно не исполняется; избирая в рамках конституционной дискрекции тот или иной механизм исполнительного производства, федеральный законодатель во всяком случае должен осуществлять непротиворечивое регулирование отношений в этой сфере, создавать для них стабильную правовую основу и не вправе ставить под сомнение конституционный принцип исполняемости судебного решения (постановления от 30.07.2001 N 13-П, от 15.01.2002 N 1-П, от 14.05.2003 N 8-П, от 14.07.2005 N8-П и определение от 17.01.2012 N14-О-О)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 12 марта 2013 г. N Ф06-987/13 по делу N А12-2693/2012
Хронология рассмотрения дела:
07.04.2015 Постановление Арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-21481/13
18.12.2014 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-11856/14
23.06.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4735/14
28.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4735/14
08.04.2014 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-4735/14
13.03.2014 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3348/13
07.03.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-987/13
24.01.2014 Определение Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3348/13
11.12.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10041/13
12.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-987/13
01.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-6467/12
04.06.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-2693/12