г. Казань |
|
05 марта 2013 г. |
Дело N А12-18556/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Закировой И.Ш.,
при участии представителей:
прокуратуры Волгоградской области - Догадина С.В., удостоверение,
индивидуального предпринимателя Агеева Олега Александровича - Резвяков А.В., доверенность от 28.05.12,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу прокуратуры Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2012 (судьи Середа Н.Н., Кулик И.В., Пономарев А.В.)
по делу N А12-18556/2011
по заявлению прокуратуры Волгоградской области к Администрации городского поселения г. Котово Волгоградской области о признании недействующим нормативного правового акта, с участием третьих лиц: Управления Федеральной антимонопольной службы по Волгоградской области, индивидуальных предпринимателей Карпец Юлии Ивановны, Агеева Олега Александровича,
УСТАНОВИЛ:
Прокуратура Волгоградской области обратилась в Арбитражный суд Волгоградской области с заявлением к администрации городского поселения город Котово Волгоградской области о признании постановления администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 N 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" (далее - постановление от 11.05.2006 N 46) недействующим и не соответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"; о признании недействительным постановления администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 10.07.2008 N 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" (далее - постановление от 10.07.2008 N 209) как несоответствующим части 2 статьи 25, части 1 статьи 29 Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 20.12.2011 требования прокуратуры удовлетворены в полном объеме.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.06.2012 решение суда первой инстанции отменено по процессуальным основаниям, предусмотренных пунктом 4 части 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ).
При новом рассмотрении дела решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2012 в удовлетворении заявленных Прокуратурой требований отказано. Арбитражный суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого постановления нормам действующего законодательства, считая, что действующие правовые нормы не ограничивают органы местного самоуправления в установлении порядка и формах создания специализированных служб.
Не согласившись с решением Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2012, Прокуратура Волгоградской области обратилась с кассационной жалобой, в которой просит вышеназванное решение отменить, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований Прокуратуры. По мнению Прокуратуры Волгоградской области, суд неправильно применил нормы Федерального закона от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле" (далее - Закон о погребении и похоронном деле), регулирующего в том числе и вопросы создания специализированной службы по вопросам похоронного дела, придя к ошибочному выводу о праве органа местного самоуправления наделять полномочиями такой специализированной службы коммерческие организации и индивидуальных предпринимателей, так как это не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Считает, что наделение коммерческой организации или индивидуального предпринимателя статусом специализированной службы по вопросам похоронного дела создает преимущественные условия для ее деятельности как хозяйствующего субъекта по отношению к другим хозяйствующим субъектам.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании 26.02.2013 был объявлен перерыв до 15 часов 15 минут 05.03.2013. Соответствующая информация была размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Проверив законность решения суда первой инстанции, правильность применения судом норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 АПК РФ, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва, пояснения представителей участвующих в деле лиц, судебная коллегия пришла к выводу о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции.
Прокуратура Волгоградской области обратилась в арбитражный суд первой инстанции с заявлением о признании недействующим постановления администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 N 46 и о признании недействительным постановления от 10.07.2008 N 209, полагая, что обжалуемое постановление не соответствует требованиям Закона о погребении и похоронном деле, а также нормам Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (далее - Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ).
Суд кассационной инстанции соглашается с данными доводами Прокуратуры Волгоградской области на основании следующего.
Статьей 9 Закона о погребении и похоронном деле установлен следующий гарантированный перечень услуг, оказываемых на безвозмездной основе супругу, близким родственникам, иным родственникам, законному представителю или иному лицу, взявшему на себя обязанность осуществить погребение умершего:
1) оформление документов, необходимых для погребения;
2) предоставление и доставка гроба и других предметов, необходимых для погребения;
3) перевозка тела (останков) умершего на кладбище (в крематорий);
4) погребение (кремация с последующей выдачей урны с прахом).
В соответствии с частью 2 указанной статьи данные услуги оказываются специализированной службой по вопросам похоронного дела. В соответствии с частью 3 данной нормы стоимость услуг возмещается специализированной службе из средств соответствующего ситуации бюджета.
В соответствии с частью 1 статьи 12 Закона о погребении и похоронном деле при отсутствии супруга, близких родственников, иных родственников либо законного представителя умершего или при невозможности осуществить ими погребение, а также при отсутствии иных лиц, взявших на себя обязанность осуществить погребение, погребение умершего на дому, на улице или в ином месте после установления органами внутренних дел его личности осуществляется специализированной службой по вопросам похоронного дела в течение трех суток с момента установления причины смерти, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.
Исходя из анализа вышеуказанных норм, специализированная служба оказывает населению на безвозмездной основе гарантированный перечень услуг, стоимость которых возмещается из бюджетных средств.
Согласно пункту 22 части 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ организация ритуальных услуг и содержание мест захоронения относится к вопросам местного значения.
Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
Предметом регулирования статьи 25 Закона о погребении и похоронном деле является организация похоронного дела. В соответствии с которой, организация похоронного дела осуществляется органами местного самоуправления. Погребение умершего и оказание услуг по погребению осуществляются специализированными службами по вопросам похоронного дела, создаваемыми органами местного самоуправления.
Согласно статье 29 Закона о погребении и похоронном деле органы местного самоуправления районов, поселений и городских округов создают специализированные службы по вопросам похоронного дела, на которые в соответствии с настоящим Федеральным законом возлагается обязанность по осуществлению погребения умерших. Порядок деятельности специализированных служб по вопросам похоронного дела определяется органами местного самоуправления районов, поселений и городских округов.
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе).
Учитывая вышеизложенное, обжалованное решение суда первой инстанции подлежит отмене в силу статьи 288 АПК РФ, как принятое с неправильным применением норм материального права, заявление Прокуратуры Волгоградской области подлежит удовлетворению.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 28.11.2012 по делу N А12-18556/2011 отменить, кассационную жалобу удовлетворить.
Заявление Прокуратуры Волгоградской области удовлетворить полностью.
Признать постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 11.05.2006 N 46 (в редакции от 12.05.2008) "Об утверждении Положения о порядке проведения конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" недействующим как не соответствующее Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле".
Признать недействующим постановление администрации городского поселения город Котово Волгоградской области от 10.07.2008 N 209 "О результатах конкурса на право получения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела в городском поселении г. Котово" как не соответствующее Федеральному закону от 12.01.1996 N 8-ФЗ "О погребении и похоронном деле"
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Н.Н. Сафин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселения, муниципальные районы и городские округа обладают полномочиями, в частности, по созданию муниципальных предприятий и учреждений, финансированию муниципальных учреждений, формированию и размещению муниципального заказа, установлению тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами.
...
Проанализировав нормы действующего законодательства, суд кассационной инстанции приходит к выводу, что присвоение статуса специализированной службы коммерческой организации либо индивидуальному предпринимателю, определенным на конкурсной основе, не является созданием муниципального учреждения или предприятия. Органы местного самоуправления не наделены правом присвоения статуса специализированной службы по вопросам похоронного дела коммерческим организациям или индивидуальным предпринимателям; положения Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ не предоставляют органам местного самоуправления право делегировать сторонним организациям функции, которые отнесены законом к функциям, осуществляемым только организациями, создаваемыми органами местного самоуправления (оказание гарантированного перечня услуг по погребению на безвозмездной основе)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 марта 2013 г. N Ф06-656/13 по делу N А12-18556/2011
Хронология рассмотрения дела:
05.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-656/13
28.11.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18556/11
13.07.2012 Определение Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-1052/12
05.06.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2625/12
20.12.2011 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18556/11