г. Казань |
|
13 марта 2013 г. |
Дело N А55-15439/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Вильданова Р.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Гараевым М.А.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
заинтересованного лица - Кулинко О.С., доверенность от 25.01.2013,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2012 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 (председательствующий судья Засыпкина Т.С., судьи Кузнецов В.В., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-15439/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "РАА", г. Самара (ОГРН 1026301520970) к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, об установлении рыночной стоимости земельного участка, понуждении совершить определенные действия, при участии третьих лиц: Министерства строительства Самарской области, г. Самара, Правительства Самарской области, г. Самара, общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "РАА" (далее - заявитель, Общество, ООО "РАА") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ФГБУ "ФКП Росреестра", ответчик) об установлении рыночной стоимости земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 общей площадью 15534,40 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Красных Коммунаров/ул. 22 Партсъезда, равной 24 870 570 руб., а также о понуждении внести в государственный кадастр недвижимости (далее - ГКН) рыночную стоимость вышеназванного земельного участка в размере 24 870 570 руб. в качестве кадастровой стоимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить как противоречащие нормам процессуального и материального права, в удовлетворении заявленных требований отказать.
Заявитель жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
Проверив законность обжалуемых судебных актов по правилам главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, судебная коллегия не находит правовых оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 20.08.2009 между Министерством строительства Самарской области и ООО "РАА" был заключен договор аренды N 485 земельного участка, относящегося к категории "земли населенных пунктов", с кадастровым номером 63:01:0925001:515, расположенного по адресу: г. Самара, Советский район, по ул. Красных Коммунаров/ул. 22 Партсъезда площадью 15 534,40 кв. м.
При расчете арендной платы по договору аренды применяется удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м земельного участка.
Следовательно, кадастровая стоимость земельного участка, отраженная в государственном кадастре недвижимости, напрямую влияет на размер арендной платы по указанному договору аренды.
Сведения о земельном участке с кадастровым номером 63:01:0925001:515 внесены в ГКН по заявлению от 11.11.2008 N 63-01-110/08-12739 о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости.
Кадастровая стоимость спорного земельного участка была рассчитана органом кадастрового учета по постановлению губернатора Самарской области от 03.07.2003 N 254 и составила 94 301 885,88 руб.
11 ноября 2010 по заявлению от 19.10.2010 N 63-01-118/10-12377 о внесении текущих изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 внесены изменения в сведения об указанном земельном участке, при этом кадастровая стоимость земельного участка составила 15 433 115,71 руб.
По заявлению от 16.08.2011 N 63-01-118/11-7074 о внесении текущих изменений характеристик земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 кадастровая стоимость земельного участка составила 94 299 457,68 руб.
Таким образом, в государственном кадастре недвижимости кадастровая указана стоимость спорного земельного участка в размере 94 299 457,68 руб.
В то же время заявителем по собственной инициативе проведена рыночная оценка стоимости принадлежащего ему земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515.
Согласно отчету общества с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка" N 1070/10 об оценке рыночной стоимости земельного участка в городском округе Самара площадью 15 534,40 кв. м (кадастровый номер 63:01:0925001:515) итоговая величина рыночной стоимости объекта оценки на 08.11.2010 равна 24 870 570 руб.
ООО "РАА" 29.12.2011 обратилось в ФГБУ "ФКП Росреестра" с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета изменений земельного участка с кадастровым номером 63:01:0925001:515 в соответствии с вышеуказанным отчетом об оценке рыночной стоимости спорного земельного участка.
Решением от 30.01.2012 N 63-00-119/12-10729 ФГБУ "ФКП Росреестра" отказало Обществу в удовлетворении заявления и рекомендовало обратиться с заявлением об исправлении технической (кадастровой) ошибки.
Указанные обстоятельства и послужили основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суды первой и апелляционной инстанций исходили из того, что Общество по существу ссылается на несоответствие определенной в установленном порядке и внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости спорного земельного участка, что является нарушением прав заявителя как арендатора данного земельного участка и плательщика арендной платы, которая рассчитывается, в том числе, исходя из кадастровой стоимости земельного участка.
При этом права Общества, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, могут быть защищены лишь посредством внесения изменений в ГКН сведений о кадастровой стоимости земельного участка.
В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 28.06.2011 N 913/11 определена правовая позиция, в соответствии с которой права лица, нарушенные несоответствием внесенной в государственный кадастр недвижимости кадастровой стоимости земельного участка его рыночной стоимости, подлежат защите посредством изменения кадастровой стоимости земельного участка на его рыночную стоимость. Такое требование не связано с оспариванием действий органа кадастрового учета и подлежит рассмотрению по общим правилам искового производства, включая правила о распределении бремени доказывания между истцом и ответчиком, в том числе и в отношении доказывания действительной рыночной стоимости земельного участка, для определения которой в случае необходимости судом в соответствии с правилами Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации может быть назначена экспертиза.
При этом установление судом рыночной стоимости земельного участка должно являться основанием для понуждения органа кадастрового учета внести такую стоимость в качестве новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта.
Результаты оценки рыночной стоимости спорного земельного участка, содержащиеся в отчете N 1070/10, выполненном обществом с ограниченной ответственностью "Лига-Консалт Оценка", в установленном законом порядке не оспорены.
Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно экспертному заключению общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 571/2012 отчет от 08.11.2010 N 1070/10 соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, ССО РОО.
Таким образом, суды обеих инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к правильному выводу, что представленный заявителем отчет об оценке рыночной стоимости земельного участка соответствует требованиям действующего законодательства, в связи с чем обоснованно удовлетворили заявленные требования.
Выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, сформулированной в постановлении Президиума от 28.06.2011 N 913/11 по делу N А27-4849/2010.
Доводы кассационной жалобы являлись предметом исследования в суде апелляционной инстанции, им дана надлежащая правовая оценка. Кроме того, эти доводы не опровергают выводы судов двух инстанций, направлены на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, не нарушены нормы процессуального права, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 14.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.11.2012 по делу N А55-15439/2012 оставить без изменений, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу пункта 2 статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 данной статьи. Государственная кадастровая оценка земель проводится в соответствии с законодательством об оценочной деятельности.
Пунктом 3 названной статьи 66 Земельного кодекса Российской Федерации как в прежней, так и в действующей редакции установлено, что в случае определения рыночной стоимости земельного участка, кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
...
Судом первой инстанции была назначена судебная экспертиза на предмет соответствия указанного отчета требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности. Согласно экспертному заключению общероссийской общественной организации "Российское общество оценщиков" N 571/2012 отчет от 08.11.2010 N 1070/10 соответствует Федеральному закону от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации", федеральным стандартам оценки ФСО N 1, ФСО N 2, ФСО N 3, ССО РОО."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13 марта 2013 г. N Ф06-952/13 по делу N А55-15439/2012