г. Казань
21 марта 2013 г.
Дело N А57-12964/2012
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Сафина Н.Н., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
истца - Седова В.В., по доверенности от 17.09.2012, Хафизова Р.И., по доверенности от 27.02.2012,
ответчика - Чеконова Е.Ф., по доверенности от 07.03.2013 N 01-03/13,
в отсутствие:
третьих лиц - извещены надлежащим образом, не явились,
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом, не явилось,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир торговли"
на решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 (судья Топоров А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи: Борисова Т.С., Жевак И.И.)
по делу N А57-12964/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Мир торговли", г. Саратов (ОГРН 1026403042489 ИНН 6453066716) к администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1036405000280 ИНН 6450011003) о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" от 25.05.2012 N 1071 "Об отказе в предоставлении ООО "Мир торговли" разрешения на право организации универсального розничного рынка "Славянский""; об обязании администрации муниципального образования "Город Саратов" выдать заявителю разрешение на право организации универсального розничного рынка "Славянский", заинтересованное лицо: Комитет по градостроительной политике, архитектуре и капитальному строительству администрации муниципального образования "Город Саратов", г. Саратов (ОГРН 1126450007155 ИНН 6450056004), третьи лица: Комаров Олег Константинович, г. Саратов, общество с ограниченной ответственностью "Славянский стиль", г. Саратов (ОГРН 1026403045987 ИНН 6453058546),
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Мир торговли" (далее - ООО "Мир торговли", общество) обратилось в Арбитражный суд Саратовской области с заявлением о признании недействительным постановления администрации муниципального образования "Город Саратов" (далее - администрация) от 25.05.2012 N 1071 "Об отказе в предоставлении ООО "Мир торговли" разрешения на право организации универсального розничного рынка "Славянский". В порядке устранения допущенного нарушения общество просило, с учетом уточнения в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) обязать администрацию на основании ранее поданного заявления и приложений к нему вынести постановление о выдаче ООО "Мир торговли" разрешения на право организации универсального розничного рынка "Славянский", по адресу: г. Саратов, 3-я Дачная, пл. им. Ленина В.И. и г. Саратов, пр. 50 лет Октября, д. 93.
Решением Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, общество обратилось в арбитражный суд с кассационной жалобой, в которой просит данные судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, установила следующее.
Как усматривается из материалов дела, 21.05.2008 между Комитетом по управлению имуществом Саратовской области и ООО "Мир торговли" заключены договора аренды находящихся в государственной собственности земельных участков: сроком на 25 лет, площадью 1581 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. им. В.И. Ленина, с кадастровым номером 64:48:040819:0163 для строительства 2-3 очереди вещевого рынка; сроком на 25 лет, площадью 2188 кв.м, расположенного по адресу: г. Саратов, пл. им. В.И. Ленина, с кадастровым номером 64:48:040819:0164, для строительства 2-3 очереди вещевого рынка; и сроком на 25 лет, площадью 490 кв.м, по адресу: г. Саратов, пр-т 50-лет Октября, д. 93, с кадастровым номером 64:48:040819:172, для размещения объектов торговли, рассчитанных на средний поток посетителей (от 150 до 400 кв.м), 23.07.2008 указанные договора зарегистрированы.
Общество обратилось в администрацию с заявлением от 18.04.2012 N 18 о выдаче разрешения на право организации универсального рынка "Славянский" по адресу: г. Саратов, проспект 50 лет Октября, д. 93 и г. Саратов, 3-ая Дачная, пл. им. В.И. Ленина.
Постановлением администрации от 25.05.2012 N 1071 обществу отказано в предоставлении разрешения на право организации универсального рынка в связи с тем, что рынок организуется в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории муниципального образования "Город Саратов". Градостроительной документацией размещение рынков по адресу: г. Саратов, пр. им. 50 лет Октября, д. 93 В не предусмотрено, о чем администрация уведомило общество 25.05.2012.
Данное обстоятельство послужило основанием для обращения общества в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, суд кассационной инстанции считает, что постановление администрации от 25.05.2012 N 1071 принято с соблюдением положений действующего законодательства, выводы арбитражных судов обоснованными по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2006 N 271-ФЗ "О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 271-ФЗ) рынок организуется в соответствии с планом, предусматривающим организацию рынков на территории субъекта Российской Федерации и утвержденным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с архитектурными, градостроительными и строительными нормами и правилами, с проектами планировки и благоустройства территории субъекта Российской Федерации и территории муниципального образования и с учетом потребностей субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа. Потребности субъекта Российской Федерации в рынках того или иного типа определяются исходя из необходимости обеспечения населения муниципальных образований, находящихся в пределах территории данного субъекта Российской Федерации, теми или иными товарами.
Пунктом 3 статьи 4 Федерального закона N 271-ФЗ предусмотрено, что рынок может быть организован юридическим лицом, которое зарегистрировано в установленном законодательством Российской Федерации порядке и которому принадлежат объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организация рынка, на основании разрешения, выданного в установленном Правительством Российской Федерации порядке органом местного самоуправления, определенным законом субъекта Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ разрешение на право организации рынка (далее - разрешение) выдается на основании заявления, поданного юридическим лицом в соответствующий орган местного самоуправления муниципального образования.
В этом заявлении должны быть указаны: 1) полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименования, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, место расположения объекта или объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц; 2) идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 3) тип рынка, который предполагается организовать.
Кроме того, согласно пункту 2 статьи 5 Федерального закона N 271-ФЗ к заявлению о предоставлении разрешения прилагаются: 1) копии учредительных документов (оригиналы учредительных документов в случае, если верность копий не удостоверена нотариально); 2) выписка из единого государственного реестра юридических лиц или ее нотариально удостоверенная копия; 3) нотариально удостоверенная копия свидетельства о постановке юридического лица на учет в налоговом органе; 4) нотариально удостоверенная копия документа, подтверждающего право на объект или объекты недвижимости, расположенные на территории, в пределах которой предполагается организовать рынок.
В данном случае к заявлению общества о выдаче разрешения на право универсального рынка приложены все необходимые документы, однако обществу было отказано в выдаче разрешения на организацию универсального рынка по адресу: г. Саратов, пр. 50 лет Октября, д. 93В.
При этом о несоответствии адреса места размещения рынка, судом первой и апелляционной инстанций учтены пояснения представителя администрации, что допущена опечатка в акте, вместо дома N 93В необходимо было указать N 93, данная техническая опечатка не может повлиять на вывод об обоснованности отказа органа местного самоуправления в выдаче обществу вышеназванного разрешения.
Согласно статье 7 Федерального закона N 271-ФЗ обществу может быть отказано в предоставлении разрешения по следующим основаниям: 1) отсутствие права на объект или объекты недвижимости в пределах территории, на которой предполагается организовать рынок в соответствии с планом, указанным в статье 4 настоящего Федерального закона; 2) несоответствие места расположения объекта или объектов недвижимости, принадлежащих заявителю, а также типа рынка, который предполагается организовать, плану, указанному в статье 4 настоящего Федерального закона; 3) подача заявления о предоставлении разрешения с нарушением требований, установленных частями 1, 2 статьи 5 настоящего Федерального закона, а также документов, содержащих недостоверные сведения.
В рассматриваемом случае заявление общества о предоставлении разрешения на право организации рынка содержит недостоверные сведения.
Общество в качестве объектов недвижимости, где предполагается организовать рынок, заявило три вышеназванных земельных участка, находящихся у него в аренде.
Однако данные земельные участки, а также земельные участки с кадастровым номером 64:48:040819:171, площадью 383 кв.м, с кадастровым номером 64:48:040819:0162, площадью 2613 кв.м, 64:48:040819:0161, площадью 1752 кв.м, до обращения общества за разрешением на организацию универсального рынка, объединены в одну территорию, на которую ООО "Мир торговли", ООО "Славянский стиль" и Комарову О.К. выдан градостроительный план земельного участка от 14.08.2009 N RU64304000-0235/09.
На основании указанного градостроительного плана и заявления от 17.09.2009 N 57 ООО "Мир торговли", ООО "Славянский стиль" и Комарова О.К., администрацией выдано разрешение от 26.09.2009 N RU 64304000-202 на строительство рынка, площадью застройки 6839,45 кв.м, этажностью-2, общей площадью здания 7637,8 кв.м, строительным объемом 78909,376 кв.м.
ООО "Мир торговли" и Комаровым О.К. подтверждено, что в настоящее время территория земельных участков с кадастровыми номерами 64:48:040819:0163; 64:48:040819:0164 и 64:48:040819:172 огорожена в связи с осуществлением строительства на основании указанного разрешения.
В силу пункта 2 статьи 3 Федерального закона N 271-ФЗ розничный рынок - имущественный комплекс, предназначенный для осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) на основе свободно определяемых непосредственно при заключении договоров розничной купли-продажи и договоров бытового подряда цен и имеющий в своем составе торговые места.
В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ о розничных рынках на рынке должны быть: 1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; 2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; 3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций; 4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются: а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест; б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил; г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места; е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест; ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании; з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей; и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
При входе на рынок должна быть размещена вывеска, оформленная на русском языке и при необходимости на других языках народов Российской Федерации, с указанием типа рынка, его наименования, режима его работы, наименования управляющей рынком компании.
В случае осуществления деятельности по продаже пищевых продуктов животного и (или) растительного происхождения на рынке должна быть размещена и оборудована лаборатория ветеринарно-санитарной экспертизы.
В случае осуществления деятельности по продаже товаров (выполнению работ, оказанию услуг) с использованием средств измерений (весов, гирь, мерных емкостей, метров и других) на рынке в доступном месте должны быть установлены соответствующие метрологическим правилам и нормам измерительные приборы в целях проверки покупателями правильности цены, меры, веса приобретенных товаров (работ, услуг).
По требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей должны быть предоставлены на рынке помещения на постоянной или временной основе.
На указанных земельных участках ООО "Мир торговли" испрашивало разрешение на организацию универсального рынка, осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, в связи с чем общество, будучи управляющей компанией, до окончания строительства не могло бы обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ, может повлечь административное приостановление деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, общество, испрашивая у органа местного самоуправления разрешение на организацию универсального рынка на строительной площадке, фактически предоставляло недостоверные сведения.
Принимая во внимание изложенное, выводы суда первой и апелляционной инстанций являются правильными, соответствующими материалам дела и действующему законодательству, оснований для отмены или изменения состоявшихся по делу судебных актов кассационная инстанция не находит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Саратовской области от 17.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.11.2012 по делу N А57-12964/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Мир торговли" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья
Э.Г. Баширов
Судьи
Н.Н. Сафин
С.В. Мосунов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии со статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ о розничных рынках на рынке должны быть: 1) оборудованы торговые места в соответствии со схемой их размещения, административно-хозяйственные помещения и места общего пользования; 2) организована обособленная от торговых мест стоянка для автотранспортных средств лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей; 3) оборудованы места для размещения средств пожаротушения и оповещения граждан о случаях возникновения аварийных или чрезвычайных ситуаций; 4) оборудовано доступное для обозрения место, на котором размещаются: а) информация, содержащая схему размещения на рынке торговых мест; б) схема эвакуации при возникновении аварийных или чрезвычайных ситуаций; в) информация о правилах привлечения к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства (в том числе иностранных работников) и об ответственности за нарушение этих правил; г) перечень отдельных категорий граждан, которым предоставлено право внеочередного обслуживания на рынке; д) информация о порядке и об условиях предоставления торговых мест, в том числе о размере платы за предоставление торгового места; е) информация о наличии свободных торговых мест и об их назначении, а также о сроках прекращения действия договоров о предоставлении торговых мест; ж) номер или номера телефонов руководителя управляющей рынком компании; з) информация, предусмотренная законодательством Российской Федерации о защите прав потребителей; и) обеспечивающие связь с соответствующими контрольными и надзорными органами, а также с соответствующими органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления номера телефонов (номера телефонов "горячей линии") для обращений лиц, с которыми заключены договоры о предоставлении торговых мест, продавцов и покупателей.
...
По требованию органов внутренних дел, а также контрольных и надзорных органов их сотрудникам для исполнения возложенных на них обязанностей должны быть предоставлены на рынке помещения на постоянной или временной основе.
На указанных земельных участках ООО "Мир торговли" испрашивало разрешение на организацию универсального рынка, осуществляется строительство объекта капитального строительства - рынка, в связи с чем общество, будучи управляющей компанией, до окончания строительства не могло бы обеспечить соблюдение требований, предусмотренных статьей 12 Федерального закона N 271-ФЗ, может повлечь административное приостановление деятельности управляющей рынком компании в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 21 марта 2013 г. N Ф06-1336/13 по делу N А57-12964/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12463/13
21.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1336/13
23.11.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-9740/12
17.09.2012 Решение Арбитражного суда Саратовской области N А57-12964/12