г. Казань |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А65-19440/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Петрова А.Л., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения", г. Казань,
на постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (председательствующий судья Семушкин В.С., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А65-19440/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "АлгаТранс", г. Москва (ИНН 7725214531, ОГРН 1027725020487) об оспаривании действий республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения", г. Казань,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "АлгаТранс" (далее - ООО "АлгаТранс") обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным действий республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения" (далее - республиканское государственное учреждение "Безопасность дорожного движения", учреждение) по взиманию с общества сбора за выдачу разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Республики Татарстан, о возврате уплаченного разового сбора в размере 4620 рублей и судебных расходов.
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 01.10.2012 по делу N А65-19440/2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 решение суда первой инстанции отменено. Требования ООО "АлгаТранс" удовлетворены.
Суд признал незаконными действия республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения" по взиманию с ООО "АлгаТранс" денежных средств в связи с выдачей разрешения на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Республики Татарстан, взыскал с государственного учреждения в пользу заявителя 5620 рублей уплаченного сбора, а также 3000 рублей судебных расходов.
В кассационной жалобе республиканское государственное учреждение "Безопасность дорожного движения" просит отменить постановление суда апелляционной инстанции и принять новое решение по делу. Считает, что у суда не имелось правовых оснований для рассмотрения в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации спора о законности действия учреждения, поскольку оно является некоммерческой организацией, созданной Кабинетом Министров Республики Татарстан, и осуществляет деятельность по взвешиванию автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан и выдаче разрешений на движение транспортных средств по таким дорогам во взаимодействии с Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел по Республике Татарстан. По мнению учреждения, данные полномочия не носят властно-распорядительного характера, так как в случае отказа перевозчика от оплаты компенсационного сбора решение о допуске его к движению принимается сотрудником Государственной инспекции безопасности дорожного движения. Денежные средства, поступающие от владельцев транспортных средств в возмещение вреда, причиняемого автомобильным дорогам при превышении нормативных осевых нагрузок или полной массы автотранспортного средства, в соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 11.04.2005 N 171 зачисляются на специальный счет Министерства финансов Республики Татарстан.
В суд поступил отзыв на кассационную жалобу от ООО "АлгаТранс", в котором он просит отказать в удовлетворении кассационной жалобы.
Проверив законность обжалованного постановления, правильность применения судом апелляционной инстанции норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, отзыва ООО "АлгаТранс", судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Доводы республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения" о неподведомственности спора арбитражному суду по тем основаниям, что учреждение не является государственным органом, осуществляющим властные полномочия, отклоняются судом кассационной инстанции.
Глава 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации относит к подведомственности арбитражных судов дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, наделенных федеральным законом отдельными государственными или иными публичными полномочиями.
Из устава республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения", утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 26.06.2003 N 337, следует, что ответчик является государственной некоммерческой организацией в форме учреждения. Вид учреждения (автономное, бюджетное или казенное) уставом не определен. Поскольку из пункта 4.1 устава следует, что учреждение финансируется по утвержденной смете, в том числе за счет собственных средств, и с учетом статьи 31 Федерального закона от 08.05.2010 N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", ответчик является бюджетным учреждением - некоммерческой организацией, созданной субъектом Российской Федерации - Республикой Татарстан, для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.
Согласно утвержденному уставу, учреждение создано в целях обеспечения безопасности дорожного движения и улучшения эксплуатационных качеств автомобильных дорог общего пользования регионального значения Республики Татарстан, повышения качества услуг, предоставляемых пользователям автомобильных дорог, пополнения бюджета Республики Татарстан дополнительными финансовыми ресурсами на строительство, реконструкцию, ремонт и содержание автомобильных дорог.
Для достижения данных целей учреждение, в частности, наделено полномочиями по выдаче пропусков на период временного, сезонного ограничения движения транспортных средств по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан, взвешиванию автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов, разработке и согласованию маршрута движения автотранспортных средств, перевозящих тяжеловесные и крупногабаритные грузы во взаимодействии с органами Государственной инспекции безопасности дорожного движения в соответствии с порядком, установленным федеральным законом, проведению расчетов и возмещению причиняемого вреда при проезде автотранспортных средств, осуществляющих перевозки тяжеловесных грузов.
Данные полномочия вытекают из полномочий субъекта Российской Федерации по временному ограничению или прекращению движения транспортных средств по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального, местного значения либо по выдаче специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов (статьи 30-31 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 257-ФЗ)). Следовательно, осуществляемые республиканским государственным учреждением "Безопасность дорожного движения" полномочия, связанные с реализацией полномочий Республики Татарстан как субъекта Российской Федерации, предоставленных субъекту Российской Федерации Федеральным законом N 257-ФЗ, являются властными государственными полномочиями, и соблюдение государственным учреждением установленного порядка осуществления данных полномочий может быть оспорено в арбитражном суде в порядке, установленном главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Суды первой и апелляционной инстанций установили, что 15.04.2012 сотрудниками Государственной инспекции безопасности дорожного движения был остановлен принадлежащий ООО "Алга-транс" автомобиль МАЗ с прицепом, перевозящий почту по маршруту Казань - Набережные Челны по договору с закрытым акционерным обществом "Армадилло Бизнес Посылка". Работниками республиканского государственного учреждения "Безопасность дорожного движения" было произведено взвешивание автомобиля, в результате которого установлено превышение нагрузки на одну ось автомобиля на 1,450 тонны. Водителем истца было уплачено 4 620 рублей "разового сбора" в кассу ответчика, а также 1000 рублей за выдачу разрешения на продолжение движения, выдано разрешение на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Республики Татарстан.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении требований ООО "Алга-транс", указал на отсутствие на автомобиле специального отличительного знака организации почтовой связи (как это предусмотрено статьей 32 Федерального закона от 17.07.1999 N 176-ФЗ "О почтовой связи"), в связи с чем посчитал неприменимым пункт 20 Порядка осуществления временных ограничений или прекращения движения транспортных средств по автомобильным дорогам федерального значения и частным автомобильным дорогам, утвержденного приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 12.08.2011 N 211 (далее - Порядок осуществления временных ограничений движения транспортных средств), которым запрещено временное ограничение движения по автомобильным дорогам в весенний период в отношении почтовых перевозок (ограничение движения по автомобильным дорогам общего пользования было введено постановлением Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2012 N 200).
Суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что временные ограничения движения в период неблагоприятных природно-климатических условий в силу части 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ, пункта 20 Порядка осуществления временных ограничений движения транспортных средств, пункта 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2012 N 200 не распространяются на перевозки почты и почтовых грузов; отсутствие на автомобиле, перевозящем почтовые грузы, специального отличительного знака организации почтовой связи не влияет на характер перевозимого груза. Учитывая, что заявитель перевозил именно почтовый груз, суд пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для выдачи ему специального разрешения на проезд с взиманием за это денежных средств.
Вывод суда апелляционной инстанции о том, что на автотранспорт заявителя, перевозивший почтовый груз, не распространяются временные ограничения движения на проезд по автомобильным дорогам федерального значения (пункт 20 Порядка осуществления временных ограничений движения транспортных средств) и временные ограничения на движение по дорогам общего пользования Республики Татарстан (пункт 6 постановления Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2012 N 200) соответствует данным нормативным актам, учитывая, что они не связывают ограничение движения с наличием или отсутствием специального знака организации почтовой связи.
При этом в данном случае и характер груза не имеет значения. Как следует из имеющейся в деле транспортной накладной от 15.04.2012 (л. д. 45), расчетного листа разового сбора (л. д. 38), ООО "Алга-Транс" осуществляло перевозку почтового груза по маршруту Казань - Набережные Челны через Шали, Бикчураево, Мамадыш, Елабугу. Данный маршрут является частью автомобильной дороги федерального значения М-7 "Волга" Москва-Владимир-Нижний Новгород-Уфа и частью европейского маршрута Е-22. Дорога включена в перечень автомобильных дорог общего пользования федерального значения, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 17.11.2010 N 928.
В силу пункта 2 статьи 30 Федерального закона N 257-ФЗ, пункта 5 Порядка осуществления временных ограничений движения транспортных средств, акты о введении ограничений движения для автомобильных дорог общего пользования федерального значения принимается Федеральным дорожным агентством. Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 10.03.2012 N 200 вводит ограничение движения только по автомобильным дорогам общего пользования регионального значения Республики Татарстан.
Доказательств введения уполномоченным органом Российской Федерации по состоянию на 15.04.2012 ограничений движения по федеральной трассе М-7 на участке от Казани до Набережных Челнов в деле не имеется. Следовательно, какого-либо разрешения для движения по федеральной трассе, обусловленного временным ограничением движения, не требовалось и взимание ответчиком сбора за выдачу такого разрешения не имеет правовых оснований. При этом необходимо отметить, что ответчик в выданном им разрешении 16 РТ N 016406 на перевозку крупногабаритного и (или) тяжеловесного груза по дорогам общего пользования Республики Татарстан (л. д. 39) не указал разрешенный маршрут следования, очевидно сознавая, что он проходит по федеральной дороге.
Не имел ответчик и полномочий в данном случае для выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, поскольку такое разрешение согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог. Если маршрут проходит по дорогам федерального значения, разрешение выдается уполномоченным органом Российской Федерации.
По сути, ответчик в отсутствие предусмотренных законом правовых оснований взимал плату за право проезда по автомобильной дороге общего пользования, что не допускалось и не допускается в России с 1649 года (глава IХ Соборного уложения от 29.01.1649 года за взимание "мыты, перевозов и мостовщины" предусматривала возврат уплаченного втройне и наказание в виде битья кнутом).
Поскольку основания для ограничения движения по маршруту следования принадлежащей заявителю автомашины отсутствовали, ответчик не имел полномочий на выдачу специального разрешения на движение по автомобильным дорогам федерального значения транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, а, следовательно, и на взимание сборов, связанных с выдачей такого разрешения, в том числе и платы за возмещение вреда, причиняемого таким автомобильным дорогам транспортными средствами, оснований для отмены постановления суда апелляционной инстанции, предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд кассационной инстанции не находит.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А65-19440/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
А.Л. Петров |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Не имел ответчик и полномочий в данном случае для выдачи специального разрешения на движение по автомобильным дорогам транспортных средств, осуществляющих перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, поскольку такое разрешение согласно подпункту 3 пункта 6 статьи 31 Федерального закона N 257-ФЗ выдается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации только в случае, если маршрут, часть маршрута транспортного средства, осуществляющего перевозки опасных, тяжеловесных и (или) крупногабаритных грузов, проходят по автомобильным дорогам регионального или межмуниципального значения, участкам таких автомобильных дорог, по автомобильным дорогам местного значения, расположенным на территориях двух и более муниципальных образований (муниципальных районов, городских округов), при условии, что маршрут такого транспортного средства проходит в границах такого субъекта Российской Федерации и указанные маршрут, часть маршрута не проходят по автомобильным дорогам федерального значения, участкам таких автомобильных дорог. Если маршрут проходит по дорогам федерального значения, разрешение выдается уполномоченным органом Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2013 г. N Ф06-914/13 по делу N А65-19440/2012