г. Казань |
|
26 марта 2013 г. |
Дело N А55-19704/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Альмашевой Г.Д., Ананьева Р.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Марчик Н.Ю.)
по делу N А55-19704/2012
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары, г. Самара, о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - заявитель, департамент) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление) с заявлением о признании незаконным решения от 21.05.2012 N 01/018/2012-73 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116) и обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 по делу N А55-19704/2012 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.05.2012 N 01/018/2012-73 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116). На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116).
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 данное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм материального права.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, коллегия считает, что она удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116).
Сообщением от 21.05.2012 N 01/018/2012-73 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципальной собственности от 27.12.2011 N 15-07-06/66620, кадастровый паспорт помещения от 13.05.2010.
Из выписки следует, что нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116) является муниципальной собственностью городского округа Самара, включено в реестр муниципального имущества 03.12.2001 за N 013715 на основании постановления Главы города Самары от 03.12.2001 N 1497.
Из материалов дела следует, что согласно постановлению Главы города Самары от 03.12.2001 N 1497 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары объектов коммунально-бытового назначения от открытого акционерного общества "Завод имени А.М. Тарасова" в муниципальную собственность г. Самара приняты объекты коммунально-бытового назначения, согласно приложению.
В приложении к постановлению указано общежитие, расположенное по ул. Ново-Садовая, д. 323, площадью 4607,2 кв.м. Данное постановление представлено ответчику, о чем свидетельствует письмо Комитета по управлению имуществом г. Самары от 12.09.2006.
Из кадастрового паспорта помещения по состоянию на 13.05.2010, представленного на государственную регистрацию, следует, что нежилое помещение н7 площадью 446,50 кв. м, расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 поз.18 - 32, этаж N 1 поз. N 55-60, 62-64, 67, 69, 116) находится в подвале.
Из письма Федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" от 28.02.2012 N 20/3253 следует. что нежилое помещение н7, площадью 446,5 кв.м. расположено в здании общежития 1978 года постройки.
В соответствии с Приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7- процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Судом установлено, что спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности как построенный за счет 5- и 7- процентных отчислений от капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.
В соответствии с пунктом 6 постановления Совмина РСФСР от 01.09.1960 N 1345 облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР обязаны были расходовать на строительство встроенных нежилых помещений, размещаемых на первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, 5 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство. Согласно постановлению Совмина РСФСР от 26.09.1988 N 404 с 1989 года разрешено расходовать на эти цели до 7 процентов.
Суд пришел к выводу о том, что данное обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку в тот период такой общий порядок финансирования строительства объектов социально - культурного и бытового назначения был установлен совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23.05.1992 N 2824 - 1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты бытового обслуживания, согласно Приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании пункта 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в Приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с Приложением N 3 к постановлению Верховного Совета Российской Федерации N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в пункте 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Пунктом 36 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" предусмотрено, что доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из Единого государственного реестра прав. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Суд пришел к выводу, что совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона от 21.07.1997 "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Суд пришел к выводу о том, право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
Суд установил, что совокупность представленных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Кроме того, суд указал, что необходимо учитывать то обстоятельство, что 30.12.2005 между Комитетом по управлению имуществом от имени муниципального образования городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары заключен договор N 000308х о порядке использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в том числе спорного объекта недвижимости.
В соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Исходя из смысла пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию должны быть представлены документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Учитывая, установленные обстоятельства, суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
При таких данных коллегия считает, что оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
Аналогичная позиция изложена в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2011 по делу N А55 - 8284/2010 и от 19.04.2011 по делу N А55-5781/2010.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 11.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.12.2012 по делу N А55-19704/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
Г.Д. Альмашева |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 2 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Учитывая, установленные обстоятельства, суды двух инстанций сделали правильный вывод о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17, 18 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 26 марта 2013 г. N Ф06-801/13 по делу N А55-19704/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10425/13
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10425/13
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-801/13
10.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14529/12
11.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19704/12