г. Самара |
|
10 декабря 2012 г. |
Дело N А55-19704/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 03 декабря 2012 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 10 декабря 2012 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Марчик Н.Ю.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - извещен, не явился,
от ответчика - извещен, не явился,
от третьего лица - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 г. по делу N А55-19704/2012 (судья Черномырдина Е.В.),
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
третье лицо - Муниципальное предприятие по эксплуатации, содержанию общежитий г. Самары, г. Самара,
о признании незаконным отказа,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик) с заявлением о признании незаконным решения от 21.05.2012 г. N 01/018/2012-73 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116) и обязании провести государственную регистрацию.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 г. по делу N А55-19704/2012 заявленные требования удовлетворены. Признано незаконным решение Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 21.05.2012 N 01/018/2012-73 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116). На Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области возложена обязанность по вступлении решения суда в законную силу устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя путем государственной регистрации права муниципальной собственностью на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенный по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116).
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда первой инстанции и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Дело рассмотрено в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, заявитель обратился в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области с заявлением о регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимости - нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116).
Сообщением от 21.05.2012 N 01/018/2012-73 заявителю отказано в государственной регистрации права собственности.
Судом установлено, материалами дела подтверждается и лицами, участвующими в деле, не оспаривается, что на государственную регистрацию заявителем представлены: выписка из реестра муниципальной собственности N 15-07-06/66620 от 27.12.2011 г., кадастровый паспорт помещения от 13.05.2010 г.
Из выписки следует, что нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116) является муниципальной собственностью городского округа Самара, включено в реестр муниципального имущества 03.12.2001 г. за номером 013715 на основании Постановления Главы города Самары от 03.12.2001 г. N 1497.
Из материалов дела следует, что согласно Постановлению Главы города Самары от 03.12.2001 г. N 1497 "О принятии в муниципальную собственность г. Самары объектов коммунально-бытового назначения от открытого акционерного общества "Завода имени А.М. Тарасова" в муниципальную собственность г. Самара приняты объекты коммунально-бытового назначения, включенные в уставный капитал при приватизации открытого акционерного общества "Завод имени А.М. Тарасова" согласно приложению.
В приложении к постановлению указано общежитие, расположенное по улице Ново-Садовая, 323 площадью 4 607, 2 кв.м. Данное постановление представлено ответчику, о чем свидетельствует письмо Комитета по управлению имуществом г. Самары от 12.09.2006 г.
Из кадастрового паспорта помещения по состоянию на 13.05.2010 г., представленного на государственную регистрацию, следует, что нежилое помещение н7 площадью 446, 50 кв.м., расположенное по адресу: г. Самара, Промышленный район, ул. Ново-Садовая, д. 323 (подвал поз.18-32, этаж N 1 поз. NN55-60, 62-64, 67, 69, 116) расположено в многоквартирном доме.
В соответствии с Приложением 3 к Постановлению Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" к муниципальной собственности относятся: объекты жилищного и нежилого фонда, находящиеся в управлении исполнительных органов местных Советов народных депутатов (местной администрации), в том числе здания и строения, ранее переданные им в ведение (на баланс) другим юридическим лицам, а также встроено-пристроенные нежилые помещения, построенные за счет 5- и 7-процентных отчислений на строительство объектов социально-культурного и бытового назначения.
Спорный объект недвижимости включен в реестр муниципальной собственности как построенный за счет 5- и 7- процентных отчислений от капитальных вложений, выделяемых на жилищное строительство.
Спорное помещение расположено в здании общежития постройки 1978 года.
Данное обстоятельство подтверждается письмом ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ" от 28.02.2012 г.
В соответствии с п.6 Постановления Совмина РСФСР от 01.09.1960 г. N 1345 облисполкомы, министерства и ведомства РСФСР обязаны были расходовать на строительство встроенных нежилых помещений, размещаемых на первых этажах жилых домов, так и в отдельно стоящих зданиях, 5 процентов капитальных вложений, выделяемых им на жилищное строительство. Согласно Постановлению Совмина РСФСР N404 от 26.09.1988 г. с 1989 года разрешено расходовать на эти цели до 7 процентов.
Данное обстоятельство не нуждается в доказывании, поскольку в тот период такой общий порядок финансирования строительства объектов социально - культурного и бытового назначения был установлен совместными постановлениями ЦК КПСС и СМ СССР.
В силу Постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 (с изменениями от 23 мая 1992 г. N 2824-1) "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" объекты бытового обслуживания, согласно приложению N 3, относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
На основании п. 2 названного выше Постановления объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Указом Президента РФ от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к Постановлению Верховного Совета РФ N 3020-1 от 27.12.1991 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальной собственности".
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, выраженной в п. 5 Информационного письма Президиума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий", соответствующий объект являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше Постановления Верховного Совета Российской Федерации и должен рассматриваться как объект муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорный объект не является объектом муниципальной собственности.
Согласно пункту 36 Постановления Пленума Высшего Арбитражного суда РФ N 22 от 29.04.2010 года "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" доказательством права собственности на недвижимое имущество является выписка из ЕГРП. При отсутствии государственной регистрации право собственности доказывается с помощью любых предусмотренных процессуальным законодательством доказательств, подтверждающих возникновение этого права у истца.
Факт включения недвижимого имущества в реестр государственной или муниципальной собственности, а также факт нахождения имущества на балансе лица сами по себе не являются доказательствами права собственности или законного владения.
Вместе с тем, совокупностью доказательств подтверждается, что право муниципальной собственности на спорный объект является ранее возникшим в силу положений закона, а именно Постановления Верховного Совета N 3020-1 от 27.12.1991 г.
В соответствии с пунктом 1 статьи 6 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
В соответствии с п.2 ст. 6 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация права на недвижимое имущество, возникшего до момента вступления в силу настоящего Федерального закона требуется в случае необходимости совершения какой-либо сделки.
Таким образом, право муниципальной собственности на нежилое помещение являлось ранее возникшим в силу прямого указания закона, в связи с чем правовая экспертиза, представленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объектов недвижимости по правоустанавливающим документам.
При этом совокупность данных документов позволяет идентифицировать объект недвижимого имущества, право собственности на которое было заявлено на государственную регистрацию.
Кроме того, необходимо учитывать, что 30.12.2005 г. между Комитетом по управлению имуществом от имени муниципального образования городского округа Самара и муниципальным предприятием по эксплуатации, содержанию общежитий города Самары заключен договор N 000308х о порядке использования движимого и недвижимого муниципального имущества, закрепленного на праве хозяйственного ведения, в том числе спорного объекта недвижимости.
В соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" основаниями для государственной регистрации наличия, возникновения, прекращения, перехода, ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются: акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания; иные акты передачи прав на недвижимое имущество и сделок с ним в соответствии с законодательством, действовавшим в месте передачи на момент ее совершения.
Исходя из смысла п. 1 ст. 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" на государственную регистрацию должны быть представлены документы, с которыми закон связывает возникновение, прекращение, переход, ограничение прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также кадастровый план земельного участка, план участка недр и (или) план объекта недвижимости с указанием его кадастрового номера.
В соответствии с п. 2 ст. 17 Федерального закона N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" не допускается истребование у заявителя дополнительных документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом, если представленные им документы отвечают требованиям статьи 18 указанного Федерального закона и если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
В соответствии с абзацем 10 части 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" в государственной регистрации может быть отказано в случае, если не представлены документы, необходимые для государственной регистрации прав, в случае, если обязанность по предоставлению таких документов возложена на заявителя.
Учитывая, установленные обстоятельства, арбитражный суд первой инстанции сделал правильный вывод в решении о том, что представленные в регистрирующий орган документы соответствуют требованиями статей 17,18 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", что позволяло регистрирующему органу осуществить государственную регистрацию права собственности.
Данный вывод согласуется с правовой позицией, изложенной в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 14.01.2011 г. по делу N А55-8284/2010, от 19.04.2011 г. по делу N А55-5781/2010.
Оспариваемое решение об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности не соответствует требованиям статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", нарушает права и законные интересы заявителя по дальнейшему использованию и распоряжению объектом недвижимого имущества.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 11 октября 2012 г. по делу N А55-19704/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-19704/2012
Истец: Департамент управления имуществом городского округа Самара
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Третье лицо: Муниципальное предприятие по эксплуатации , содержанию общежитий г. Самары
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10425/13
26.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10425/13
26.03.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-801/13
10.12.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-14529/12
11.10.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-19704/12