г. Казань |
|
15 апреля 2013 г. |
Дело N А72-6157/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 15 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области
на решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.09.2012 (судья Ипполитова И.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 (председательствующий судья Кувшинов В.Е., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А72-6157/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф", г. Ульяновск, к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области, г. Ульяновск, с участием третьих лиц: общества с ограниченной ответственностью "Альтаир", г. Ульяновск, общества с ограниченной ответственностью "Завод ЖБИ-3", г. Ульяновск, о признании недействительными приказа от 11.04.2012 года N 107, решения от 15.06.2012 по делу N 8440/04-2012, предписания от 15.06.2012 N 51, обязании исключить сведения из реестра,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "ЭкоЛайф" (далее - заявитель, общество, ООО "ЭкоЛайф") обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области (далее - антимонопольный орган, УФАС России по Ульяновской области) о признании недействительным приказа от 11.04.2012 N 107 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" и об обязании УФАС России по Ульяновской области исключить сведения об ООО "ЭкоЛайф" из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
На основании указанного заявления Арбитражным судом Ульяновской области 02.07.2012 возбуждено производство по делу N А72-6157/2012.
ООО "ЭкоЛайф" обратилось в Арбитражный суд Ульяновской области с заявлением о признании незаконным и отмене решения УФАС России по Ульяновской области от 01.06.2012 по делу N 8440/04-2012 и предписания УФАС России по Ульяновской области от 01.06.2012 N 51.
На основании указанного заявления Арбитражным судом Ульяновской области 13.07.2012 возбуждено производство по делу N А72-6638/2012.
Определением от 06.08.2012 суд объединил дело N А72-6638/2012 с делом N А72-6157/2012 в одно производство для совместного рассмотрения с присвоением номера дела N А72-6157/2012.
Суд привлек для участия в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора: общество с ограниченной ответственностью "Альтаир" (далее - ООО "Альтаир") и общество с ограниченной ответственностью "Завод ЖБИ-3" (далее - ООО "Завод ЖБИ-3").
Решением Арбитражного суда Ульяновской области от 20.09.2012 по делу N А72-157/2012 заявленные обществом требования удовлетворены. Суд признал недействительным приказ УФАС России по Ульяновской области от 11.04.2012 N 107 о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" ООО "ЭкоЛайф". Суд обязал УФАС России по Ульяновской области исключить сведения об ООО "ЭкоЛайф" из реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов. Суд признал незаконными решение УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 4351-04 о признании ООО "ЭкоЛайф" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и предписание УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 51, выданного в отношении ООО "ЭкоЛайф".
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.09.2012 оставлено без изменения.
Антимонопольный орган не согласился с вышеуказанными судебными актами и обратился с кассационной жалобой, в которой просит отменить судебные акты, принять по делу новый судебный акт по основаниям, указанным в жалобе.
Третье лицо поддержало кассационную жалобу.
Стороны надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в судебное заседание не явились. Судебная коллегия в соответствии со статьей 156, 284 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации (далее - АПК РФ) рассмотрела кассационную жалобу без участия сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов, в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ООО "ЭкоЛайф" зарегистрировано в качестве юридического лица (ИНН 7328506658, ОГРН 1067328016535).
В УФАС России по Ульяновской области 17.02.2012 поступило заявление ООО "Альтаир" на действия ООО "ЭкоЛайф" по установлению монопольно высокой цены на вывоз твердых бытовых отходов (далее - ТБО).
Приказом руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области от 19.03.2012 N 74 возбуждено дело по признакам нарушения ООО "ЭкоЛайф" пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении монопольно высокой цены на услугу по вывозу ТБО.
Приказом УФАС России по Ульяновской области от 11.04.2012 N 107 "О включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов" ООО "ЭкоЛайф" включено в региональный раздел реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определённого товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
УФАС России по Ульяновской области вынесено решение от 15.06.2012 N 4351-04 о признании в действиях ООО "ЭкоЛайф", выразившихся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м. на 2012 год) в г. Ульяновске, нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
УФАС России по Ульяновской области ООО "ЭкоЛайф" 15.06.2012 выдано предписание N 51, в котором предписано в течение 30 календарных дней со дня получения предписания, прекратить нарушение пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции, выразившегося в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов в г. Ульяновске; в течение 30 календарных дней со дня получения предписания произвести расчет и установить экономически обоснованный тариф на сбор и вывоз ТБО с учетом требований законодательства; направить контрагентам, получающим услуги по сбору и вывозу ТБО по договору с условием оплаты по факту, дополнительное соглашение (иной документ) об изменении стоимости услуги, направить в Ульяновское УФАС России калькуляции стоимости услуг по сбору и вывозу ТБО, рассчитанные для договора с условием предоплаты и договора с условием оплаты по факту оказания услуги, в течение 5 (пяти) дней с момента исполнения предписания.
Не согласившись с приказом УФАС России по Ульяновской области о включении в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов от 11.04.2012 N 107, решением от 01.06.2012 по делу N 8440/04-2012 и предписанием от 01.06.2012 N 51, ООО "ЭкоЛайф" обратилось с соответствующим заявлением в Арбитражный суд Ульяновской области.
Суд первой инстанции принял решение об удовлетворении заявленных требований, суд апелляционной инстанции поддержал выводы суда первой инстанции. При этом суды правомерно исходили из следующего.
В соответствии со статьей 23 Закона о конкуренции антимонопольный орган ведет реестр хозяйствующих субъектов (за исключением финансовых организаций), имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка другими федеральными законами в целях их применения установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов (далее - реестр).
В силу пункта 4 Порядка формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 включение в реестр сведений о хозяйствующем субъекте независимо от места его государственной регистрации осуществляется, в том числе по решению территориального органа Федеральной антимонопольной службы - если хозяйствующий субъект имеет долю в размере более чем 35 процентов на соответствующем товарном рынке одного или нескольких субъектов Российской Федерации (территория, на которой осуществляет свою деятельность территориальный орган Федеральной антимонопольной службы) или занимает доминирующее положение на рынке определенного товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Сведения о хозяйствующих субъектах, входящих в одну группу лиц и осуществляющих деятельность на одном товарном рынке, включаются в реестр с указанием группы лиц, в которую они входят.
В пункте 8 Правил формирования и ведения реестра хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35 процентов, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.12.2007 N 896 предусмотрено, что доля хозяйствующего субъекта на товарном рынке определяется антимонопольным органом по результатам анализа состояния конкуренции в целях установления доминирующего положения хозяйствующего субъекта и выявления иных случаев недопущения, ограничения или устранения конкуренции, который проводится в соответствии с пунктом 3 части 2 статьи 23 Закона о защите конкуренции".
Результаты анализа отражаются в аналитическом отчете. Определение границ рынка и расчет доли, занимаемой на нем хозяйствующим субъектом, производится в соответствии с положениями Порядка проведения анализа состояния анализа состояния конкуренции на товарном рынке, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 28.04.2010 N 220 (далее - Порядок N 220).
Суды предыдущих инстанций, проанализировав доказательства по делу, в том числе аналитический отчет, правильно указали, что его нельзя признать соответствующим требованиям Порядка N 220., поскольку перечень лиц оказывающих услугу по сбору и вывозу ТБО в г. Ульяновске выявленный УФАС России по Ульяновской области не является полным и объективным, что не позволяет сделать вывод о надлежащей оценке рынка услуги, в том числе общем объеме оказанных услуг на рынке за исследуемый период, долю каждого участника на рынке.
В 2011 году на территории г. Ульяновска наряду с заявителем и лицами, указанными антимонопольным органом в анализе, деятельность по сбору и вывозу твердых бытовых отходов осуществляли общество с ограниченной ответственностью "Группа компаний "Чистый город", общество с ограниченной ответственностью "Универсал", общество с ограниченной ответственностью "Мир комфорта +", общество с ограниченной ответственностью "Сервис-М", Ульяновское муниципальное специализированное автотранспортное предприятие по уборке города, что подтверждается письмами от данных организаций и индивидуальный предприниматель Михайлин Александр Александрович (письмо от 13.09.2012 N 121-12).
Судами установлено, что анализ по признакам группового доминирования в соответствии с пунктом 3 статьи 5 Закона о защите конкуренции на предмет установления того, что ООО "ЭкоЛайф" совместно с обществом с ограниченной ответственностью "Контракт плюс", обществом с ограниченной ответственностью "Полигон" коллективно доминируют на рынке услуг по сбору и вывозу ТБО на территории г. Ульяновска с совокупной долей 77,42 процентов, долей ООО "ЭкоЛайф" - 44,58 процентов, не проводился.
Порядок определения общего объема услуг по сбору и вывозу ТБО исходя из данных полигонов, принимающих ТБО путем исключения объемов субъектов, оказывающих услуги не на рынке города Ульяновска, нельзя считать обеспечивающим достоверность аналитических данных, поскольку в этом случае исключены объемы ТБО, размещаемых на несанкционированных свалках. Сведения о них антимонопольным органом в соответствующие службы не запрашивались и исключены из анализа без наличия каких-либо сведений об отсутствии их существования. Не запрашивались и не исследовались данные о нормативном размере ТБО в соответствующие периоды, формирующейся на территории г. Ульяновска.
На основании вышеизложенного, суды правильно указал, что вывод Управления Федеральной антимонопольной службы по Ульяновской области о доле ООО "ЭкоЛайф" (более 35%) на рынке сбора, вывоза твердых бытовых отходов, определенная в аналитическом отчёте, не является объективной и бесспорной.
Анализ доминирования ООО "ЭкоЛайф" в установленном порядке до издания оспариваемого приказа не проводился.
Таким образом, суды пришли к правильному выводу, о том что антимонопольный орган незаконно включил ООО "ЭкоЛайф" в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем 35 процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определённого товара, если в отношении такого рынка федеральными законами установлены случаи признания доминирующим положения хозяйствующих субъектов.
Решением УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 4351-04 действия ООО "ЭкоЛайф", выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м на 2012 год) в г. Ульяновске, признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды предыдущих инстанций, оценив представленные пол делу доказательства, руководствуясь статьями 6, 10 Закона о защите конкуренции, пришли к выводу, что факт необоснованного завышения заявителем цены на услугу по сбору и вывозу ТБО, в том числе для ООО "Альтаир" не бесспорен.
Поскольку перечень лиц, оказывающих услуги по сбору и вывозу ТБО в г. Ульяновске, определенный УФАС по Ульяновской области, не является полным и объективным, и не учитывает стоимость данных услуг, оказываемых рядом других организаций, сравнение цен в разный временный период, различный налоговый режим организаций, протяженность маршрутов, связанных с оказанием вывоза ТБО, указание на то, что общество установило и поддерживало монопольно высокие цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов, не подтверждено соответствующими доказательствами и, как следствие, решение не может быть признано действительным.
Кассационная жалоба антимонопольного органа не содержит доводов по данному эпизоду.
Предписание от 15.06.2012 N 51 правомерно признано судами недействительным, поскольку выдано на основании решения УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 4351-04 о признании ООО "ЭкоЛайф" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции признанное судом недействительным.
В кассационной жалобе ответчика не содержится новых доводов. Доводы, которые в ней изложены, были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы жалобы не опровергают сделанных судом предыдущих инстанций выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены обжалуемых судебных актов.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Ульяновской области от 20.09.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 по делу N А72-6157/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Решением УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 4351-04 действия ООО "ЭкоЛайф", выразившиеся в установлении и поддержании монопольно высокой цены на услугу по сбору и вывозу твердых бытовых отходов (в размере 230 руб. за контейнер объемом 0,75 куб. м на 2012 год) в г. Ульяновске, признаны нарушением пункта 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции.
Суды предыдущих инстанций, оценив представленные пол делу доказательства, руководствуясь статьями 6, 10 Закона о защите конкуренции, пришли к выводу, что факт необоснованного завышения заявителем цены на услугу по сбору и вывозу ТБО, в том числе для ООО "Альтаир" не бесспорен.
...
Предписание от 15.06.2012 N 51 правомерно признано судами недействительным, поскольку выдано на основании решения УФАС России по Ульяновской области от 15.06.2012 N 4351-04 о признании ООО "ЭкоЛайф" нарушившим пункт 1 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции признанное судом недействительным."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15 апреля 2013 г. N Ф06-1864/13 по делу N А72-6157/2012