г. Казань |
|
11 апреля 2013 г. |
Дело N А55-24686/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Закировой И.Ш.,
при участии представителя:
Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области - Кондрашин В.В., доверенность от 09.01.2013 N 1
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Военно-охотничьего общества Приволжского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 (судья Черномырдина Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 (председательствующий судья Попова Е.Г., судьи Филиппова Е.Г., Юдкин А.А.)
по делу N А55-24686/2012
по заявлению Военно-охотничьего общества Приволжского военного округа Межрегиональной спортивной общественной организации (ИНН 6317015776, ОГРН 1036303382950), Самарская область, г. Самара, к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области, Самарская область, г. Самара, о признании незаконными действий, недействительным предписания,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось Военно-охотничье общество Приволжского военного округа Межрегиональная спортивная общественная организация (далее - заявитель, Общество) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о признании незаконными действий Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Самарской области (далее - Управление), выразившихся в проведении 27.06.2012 внеплановой документарной проверки в отношении общества, об отмене предписания от 13.07.2012 N 141.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013, в удовлетворении заявленных Обществом требований отказано.
Не согласившись с принятыми по делу судебными актами, Общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит состоявшиеся судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт. В кассационной жалобе заявитель ссылается на то, что у Управления не было законных оснований для проведения проверки, так же Общество считает, что Управление не является уполномоченным органом, компетентным проводить проверку в рассматриваемом случае.
В отзыве на кассационную жалобу, Управление просит оставить принятые по делу судебные акты без изменения как законные и обоснованные, в удовлетворении кассационной жалобы Общества просит отказать. Ссылаются на то, что Управление является уполномоченным органом в области контроля и надзора за соблюдением законодательства о ветеринарии. Считает доводы, изложенные в кассационной жалобе общества несостоятельными.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Как следует из материалов дела, на основании распоряжения Управления от 06.06.2012 N 141 в отношении Общества проведена внеплановая документарная проверка.
Из распоряжения следует, что целью проверки является проверка полноты и качества выполнения Плана мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, утвержденного Председателем Межведомственной комиссии - Министром сельского хозяйства Российской Федерации Скрынник Е.Б. 22.02.2011.
Результаты проверки зафиксированы в акте проверки от 27.06.2012 N 141, согласно которому выявлены нарушения Правил осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов, не представлены документы о проведении ветеринарно-санитарной экспертизы мяса отстрелянных животных в 2011, 2012 согласно Квоты.
Обществу выдано предписание от 13.07.2012 N 141, которым обществу предписано постоянно, в каждом случае отстрела животных, проводить ветеринарно-санитарную экспертизу мяса, на основании пунктов 3.2.4, 5.6 "Правил ветеринарного осмотра убойных животных и ветеринарно-санитарной экспертизы мяса и мясных продуктов", утвержденных Главным управлением ветеринарии Министерства сельского хозяйства СССР 27.12.1983.
Не согласившись с данным предписанием, а также с действиями Управления, выразившимися в проведении внеплановой документальной проверки, Общество обратилось в Арбитражный суд Самарской области с данным заявлением.
Суд кассационной инстанции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций об отсутствии оснований для удовлетворения требований Общества на основании следующего.
Согласно части 1 статьи 8 Закона Российской Федерации от 14.05.1993 N 4979-1 "О ветеринарии" (далее - Закон о ветеринарии) под государственным ветеринарным надзором понимается деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, их руководителями и иными должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, их уполномоченными представителями (далее - юридические лица, индивидуальные предприниматели) и гражданами требований, установленных в соответствии с международными договорами Российской Федерации, настоящим Законом, другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации в области ветеринарии, посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, и деятельность указанных уполномоченных государственных органов по систематическому наблюдению за исполнением требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии, анализу и прогнозированию состояния исполнения требований законодательства Российской Федерации в области ветеринарии при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
В соответствии с частью 2 названной статьи Государственный ветеринарный надзор осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (федеральный государственный ветеринарный надзор) и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации (региональный государственный ветеринарный надзор) (далее - органы государственного ветеринарного надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном соответственно Правительством Российской Федерации и высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Согласно части 1 статьи 17 Закона о ветеринарии в случае появления угрозы возникновения и распространения заразных болезней животных на территориях двух и более субъектов Российской Федерации решением федерального органа исполнительной власти в области нормативно-правового регулирования в ветеринарии могут быть установлены ограничительные мероприятия (карантин) на территориях двух и более субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 4 перечня заразных, в том числе особо опасных, болезней животных, по которым могут устанавливаться ограничительные мероприятия, к перечню особо опасных болезней относится африканская чума свиней.
Согласно пункту 3 статьи 43 Федерального закона от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" проведение мероприятий по защите охотничьих ресурсов от болезней в закрепленных охотничьих угодьях обеспечивается юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заключившими охотхозяйственные соглашения.
22.02.2011 утвержден План мероприятий по предупреждению распространения и ликвидации вируса африканской чумы свиней (АЧС) на территории Российской Федерации, согласно пункту 1.10 которого на Россельхознадзор, иные органы, уполномоченные в области ветеринарии постоянно, до полной ликвидации африканской чумы свиней на территории страны, возложены обязанности по принятию мер по обеспечению и контролю на всей территории Российской Федерации проведения на регулярной основе мониторинга эпизоотической ситуации по африканской чуме свиней среди домашних свиней и диких кабанов, включающего отбор проб биологического материала от павших животных, диагностический отстрел для этих целей диких кабанов, отбор и направление проб в ветеринарные лаборатории для исследования на африканскую чуму свиней.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору Министерства сельского хозяйства Российской Федерации приказом от 03.04.2012 N 161 (лист дела 67), приказала Руководителям территориальных управлений Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору организовать и провести внеплановые проверки юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с целью недопущения распространения африканской чумы свиней на территории Российской Федерации.
Согласно пункту 1 "Положения о Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору", утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 327 Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарному надзору (Россельхознадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере ветеринарии.
Согласно пункту 5 "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что действия, утвержденные Планом, носят срочный, временный характер - до полной ликвидации африканской чумы свиней на территории страны, а действия Управления, выразившиеся в проведении внеплановой документарной проверки, направлены на предупреждение распространения болезней животных и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности действий Управления, обязанность по выполнению которых возложена на него законом.
Следовательно, действия административного органа, выразившиеся в вынесении предписания в рамках принятия срочных мер по предупреждению распространения африканской чумы свиней не противоречат требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции не находит, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 29.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2013 по делу N А55-24686/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 5 "Положения о государственном ветеринарном надзоре в Российской Федерации", утвержденного постановлением Правительства РФ от 19.06.1994 N 706 основным содержанием государственного ветеринарного надзора является профилактика заразных и массовых незаразных болезней животных и обеспечение безопасности продуктов животноводства в ветеринарном отношении путем предупреждения, обнаружения и пресечения нарушений ветеринарного законодательства Российской Федерации.
Учитывая, что действия, утвержденные Планом, носят срочный, временный характер - до полной ликвидации африканской чумы свиней на территории страны, а действия Управления, выразившиеся в проведении внеплановой документарной проверки, направлены на предупреждение распространения болезней животных и защиту населения от болезней, общих для человека и животных, суд кассационной инстанции приходит к выводу о законности действий Управления, обязанность по выполнению которых возложена на него законом.
Следовательно, действия административного органа, выразившиеся в вынесении предписания в рамках принятия срочных мер по предупреждению распространения африканской чумы свиней не противоречат требованиям Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля"."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 апреля 2013 г. N Ф06-2019/13 по делу N А55-24686/2012
Хронология рассмотрения дела:
25.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9763/13
16.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-9763/13
11.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2019/13
01.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17190/12
29.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24686/12
23.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-24686/12