г. Казань |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А12-18485/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Мельниковой Н.Ю.,
в отсутствие представителей лиц, участвующих в деле, - извещены,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу огороднического некоммерческого товарищества "Перекопское"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2012 (судья Прудникова Н.И.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Никитин А.Ю.)
по делу N А12-18485/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Волгоградэнергосбыт" (ИНН 3445071523, ОГРН 1053444090028) к огородническому некоммерческому товариществу "Перекопское" (ИНН 3412302373, ОГРН 1113455002100) о взыскании долга, с участием третьих лиц: администрации Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области; Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Волгоградэнергосбыт" (далее - ОАО "Волгоградэнергосбыт", Общество, истец) обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к огородническому некоммерческому товариществу "Перекопское" (далее - ОНТ "Перекопское", Товарищество, ответчик) о взыскании задолженности по оплате электрической энергии, поставленной договору энергоснабжения от 20.11.2011 N 7055401/12 в январе-июне 2012 года, в сумме 174 756,01 руб.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены администрация Перекопского сельского поселения Клетского муниципального района Волгоградской области и Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012, исковые требования удовлетворены.
В кассационной жалобе ОНТ "Перекопское" просит отменить названные решение и постановление судов и принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований ОАО "Волгоградэнергосбыт", считая, что судами неправильно применены нормы материального права. По мнению подателя жалобы, электрическая энергия, приобретенная Товариществом в целях удовлетворения потребностей членов Товарищества, связанных с реализацией их прав на земельные участки, решением общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, подлежит оплате по тарифам на электрическую энергию, установленным для потребителей, приравненных к категории "население".
ОАО "Волгоградэнергосбыт" в отзыве на кассационную жалобу доводы жалобы отклонило и просило оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
В порядке статьи 163 АПК РФ в судебном заседании объявлялся перерыв до 17 часов 00 минут 09.04.2013.
Законность обжалуемых судебных актов проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, между ОАО "Волгоградэнергосбыт" (Гарантирующий поставщик) и ОНТ "Перекопское" (Покупатель) заключен договор энергоснабжения от 20.11.2011 N 7055401/12, по условиям которого Гарантирующий поставщик обязался осуществлять продажу электрической энергии (мощности) Покупателю в точках поставки, определенных приложением N 3 к договору, самостоятельно или через привлеченных лиц оказывать услуги по передаче электрической энергии и иные услуги, неразрывно связанные с процессом снабжения электрической энергией Покупателя, а Покупатель обязался оплачивать приобретаемую электрическую энергию (мощность) и оказанные услуги (пункт 1.1 договора).
В соответствии с пунктом 5.1 договора определение объема потребленной Покупателем в расчетном периоде энергии (мощности) производится Гарантирующим поставщиком на основании ведомости показаний СКУЭ (приложение N 4 (4а)).
На основании пунктов 6.1 и 6.3 договора его исполнение оплачивается по цене, рассчитанной в соответствии с порядком ее определения, установленным положениями действующих на момент оплаты федеральных законов и иных нормативных правовых актов. Стоимость потребленной электрической энергии в расчетном периоде определяется исходя из сложившихся за расчетный период фактических цен, размещенных Гарантирующим поставщиком на официальном сайте, по соответствующей ценовой категории и уровню напряжения в точке поставки, определенному в приложении 3, и объема потребления электрической энергии (мощности), определенному согласно разделу 5 договора.
Расчетным периодом является календарный месяц (последний абзац пункта 1.2 договора).
Пунктом 7.1 договора установлены периоды платежей и предусмотрено, что до 18 числа следующего расчетного периода производится окончательный расчет за истекший расчетный период на основании акта приема-передачи и счета на оплату.
Согласно пункту 7.4 договора днем оплаты считается день зачисления банком денежных средств на расчетный счет Гарантирующего поставщика.
Срок действия договора определен с 01.01.2012 до 31.12.2012. Договор считается продленным на один год на тех же условиях, если за месяц до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или изменении либо заключении нового договора (пункт 11.1 договора).
Во исполнение условий договора Общество в январе-июне 2012 года поставило Товариществу электрическую энергию на общую сумму 382 068,82 руб.
Неисполнение Товариществом обязательств по оплате потребленной электрической энергии за спорный период в полном объеме послужило основанием для обращения Общества в арбитражный суд с настоящим иском.
Заключенный сторонами договор является договором энергоснабжения, регулируемым как общими положениями гражданского законодательства, так и нормами для отдельных видов обязательств, содержащимися в параграфе 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления.
В силу статьи 544 ГК РФ оплата энергии производится за фактически принятое абонентом количество энергии в соответствии с данными учета энергии, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или соглашением сторон. Порядок расчетов за энергию определяется законом, иными правовыми актами или соглашением сторон.
Истец надлежащим образом исполнял обязанность по поставке электроэнергии ответчику.
В рассматриваемом случае объем отпущенной энергии за спорный период определен истцом на основании показаний приборов коммерческого учета, что подтверждается ведомостями показаний СКУЭ за этот период, представленными ответчиком.
По количеству отпущенной в заявленный период электрической энергии (мощности) и по размеру фактически полученной от ответчика оплаты спор между сторонами отсутствует. Разногласия сторон возникли в связи с примененным тарифом на оплату энергии.
Истец при расчетах за отпущенную электрическую энергию (мощность) и при оформлении платежных документов на оплату применил порядок определения цены на электрическую энергию для тарифной группы потребителей "прочие".
Ответчик полагает, что по своему правовому статусу огородническое некоммерческое объединение граждан, каковым является ОНТ "Перекопское", должно оплачивать электроэнергию по тарифам, установленным для населения.
Согласно статье 421 ГК РФ граждане и юридические лица свободны в заключении договора. Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (статья 422).
В соответствии с пунктом 1 статьи 424 ГК РФ исполнение договора оплачивается по цене, установленной соглашением сторон. В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами.
Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке (пункт 2 статьи 424 ГК РФ).
В силу пункта 106 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии (далее - Основные положения), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (действовавших в период образования задолженности), на розничных рынках, функционирующих на территориях, объединенных в ценовые зоны оптового рынка, гарантирующие поставщики осуществляют продажу электрической энергии (мощности) (за исключением объема электрической энергии (мощности), поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей) по нерегулируемым ценам (ставкам нерегулируемых цен) не выше предельных уровней нерегулируемых цен (ставок предельных уровней нерегулируемых цен), определяемых и применяемых в соответствии с пунктами 108(1), 108(2), 110, 111, 111(2) и 111(3) настоящего документа и Правилами определения и применения гарантирующими поставщиками нерегулируемых цен на электрическую энергию (мощность) (далее - Правила определения и применения нерегулируемых цен).
Как указано в пункте 108 Основных положений, поставка электрической энергии (мощности) гражданам-потребителям и приравненным к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группам (категориям) потребителей (покупателей) в объеме всего фактического потребления осуществляется по регулируемым ценам (тарифам).
Пунктом 27 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-Э/2, установлены следующие тарифные группы потребителей электрической энергии (мощности): 1 группа - базовые потребители; 2 группа - население; 3 группа - прочие потребители. К тарифной группе "население" относятся граждане, использующие электроэнергию на коммунально-бытовые нужды, а также приравненные к населению категории потребителей, которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам).
Таким образом, возможность применения в расчетах сторон за поставленную электрическую энергию свободных (нерегулируемых) цен зависит от наличия у истца определенного статуса, приравнивающего его к категории "население".
Постановлением Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области от 23.12.2011 N 54/2 "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненным к нему категориям потребителей по Волгоградской области" определен перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется в 2012 году по регулируемым ценам (тарифам). В данный перечень включены садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учрежденные гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства, которые оплачивают электроэнергию по тарифам, установленным для сельского населения, в соответствии с Федеральным законом от 15.04.1998 N 66-ФЗ "О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан" (далее - Закон N 66-ФЗ).
Согласно статье 1 Закона N 66-ФЗ садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое объединение граждан (садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое товарищество, садоводческий, огороднический или дачный потребительский кооператив, садоводческое, огородническое или дачное некоммерческое партнерство) - некоммерческая организация, учрежденная гражданами на добровольных началах для содействия ее членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
В соответствии с названным Законом критериями отнесения к садоводческому, огородническому, дачному некоммерческому объединению граждан (далее - СОНТ) являются:
- нахождение СОНТ на землях сельскохозяйственного назначения (во взаимосвязи с нормами Земельного кодекса Российской);
- формирование имущества общего пользования членов СОНТ за счет членских взносов;
- членами садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого товарищества могут быть только граждане Российской Федерации, имеющие земельные участки в границах такого товарищества.
Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности и предоставленные садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан на праве безвозмездного срочного или срочного пользования, считаются предоставленными на срок пять лет со дня принятия решения о предоставлении таких земельных участков указанным объединениям граждан независимо от срока, установленного таким решением, за исключением случаев, если таким решением установлен более длительный срок (пункт 19 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции от 12.12.2011)).
По договору безвозмездного пользования от 19.04.2011 Администрацией Перекопского сельского поселения ответчику переданы скважины и иное имущество.
По договору безвозмездного пользования от 08.08.2011 Администрацией Перекопского сельского поселения ответчику переданы насосы, сооружения водопровода х. Перекопка, х. Логовский, х. Орехов, скважина водозаборная х. Перекопка.
Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 25.06.2012) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих образований.
Из условий договора от 20.11.2011 N 7055401/12 и приложений к нему, содержащих перечень мест установки электросчетчиков, по которым производится расчет за отпущенную электроэнергию, следует, что ответчик приобретает электрическую энергию с целью ее использования для добывания воды из скважин. Объектами водоснабжения Товарищества являются земельные участки домовладений, входящие в состав земель населенных пунктов Логовский, Орехов, Перекопка.
Согласно актам осмотра схемы водоснабжения и состава водопользователей скважин, составленных представителями ОАО "Волгоградэнергосбыт", ОНТ "Перекопское" и Администрации Перекопского сельского поселения, в хуторах Логовский, Орехов, Перекопка вода используется для коммунально-бытовых нужд и полива приусадебных участков.
Основным видом деятельности ОНТ "Перекопское" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.07.2012 является распределение воды. При этом истец не является исполнителем коммунальных услуг именно по электроснабжению сельского населения, в связи с чем фактически целью деятельности последнего является обеспечение услуг по водоснабжению жителей.
Таким образом, ОНТ "Перекопское", осуществляющее деятельность по водоснабжению в границах населенных пунктов, обладает признаками организации коммунального комплекса, так как является юридическим лицом и эксплуатирует систему коммунальной инфраструктуры.
В этой связи ОНТ "Перекопское", организованное на территории сельских населенных пунктов, по факту своей деятельности не составляет единую категорию потребителей электроэнергии с СОНТами, организованными в соответствии с Законом N 66-ФЗ.
При таких обстоятельствах суды обоснованно удовлетворили исковые требования ОАО "Волгоградэнергосбыт".
Доводы Товарищества, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения в судах предыдущих инстанций и получили надлежащую правовую оценку с соответствующим обоснованием, не опровергают выводы судов и направлены по существу на переоценку доказательств и установленных судами фактических обстоятельств дела, что в силу статьи 286 АПК РФ не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Обжалуемые судебные акты соответствуют нормам материального и процессуального права, изложенные в них выводы - установленным по делу фактическим обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам, поэтому отмене не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 04.10.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу N А12-18485/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Федерального закона от 30.12.2004 N 210-ФЗ "Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса" (в редакции от 25.06.2012) организация коммунального комплекса - юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, осуществляющее эксплуатацию системы (систем) коммунальной инфраструктуры, используемой (используемых) для производства товаров (оказания услуг) в целях обеспечения водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, и (или) осуществляющее эксплуатацию объектов, используемых для утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов. Системой коммунальной инфраструктуры является совокупность производственных и имущественных объектов, в том числе трубопроводов и иных объектов, используемых в сфере водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод, расположенные в границах территорий муниципальных образований и предназначенных для нужд потребителей этих образований.
...
Основным видом деятельности ОНТ "Перекопское" согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц по состоянию на 27.07.2012 является распределение воды. При этом истец не является исполнителем коммунальных услуг именно по электроснабжению сельского населения, в связи с чем фактически целью деятельности последнего является обеспечение услуг по водоснабжению жителей.
Таким образом, ОНТ "Перекопское", осуществляющее деятельность по водоснабжению в границах населенных пунктов, обладает признаками организации коммунального комплекса, так как является юридическим лицом и эксплуатирует систему коммунальной инфраструктуры.
В этой связи ОНТ "Перекопское", организованное на территории сельских населенных пунктов, по факту своей деятельности не составляет единую категорию потребителей электроэнергии с СОНТами, организованными в соответствии с Законом N 66-ФЗ."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф06-1675/13 по делу N А12-18485/2012
Хронология рассмотрения дела:
12.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11524/13
16.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-1675/13
06.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10371/12
04.10.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-18485/12