г. Казань |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А06-4320/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Сабирова М.М.,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
ответчика - извещен надлежащим образом,
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания"
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.09.2012 (судья Блажнов Д.Н.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 (председательствующий судья Луговской Н.В., судьи Борисова Т.С., Жевак И.И)
по делу N А06-4320/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" (ИНН 3017041554, ОГРН 10530000000041) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области о признании недействительными решения и предписания, при участии третьего лица - открытого акционерного общества "Астраханские водопроводы",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Астраханская энергосбытовая компания" (далее - общество "АЭСК") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании недействительным решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - антимонопольный орган, управление) от 20.03.2012 по делу N 04-К-03-12.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 20.09.2012 в удовлетворении заявления отказано.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе общество "АЭСК" просит отменить состоявшиеся судебные акты, мотивируя неправильным применением судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Решением антимонопольного органа от 20.03.2012 действия общества "АЭСК", выразившиеся в необоснованном прекращении с 10.10.2012 поставки электрической энергии открытому акционерному обществу "Астраханские водопроводы" (далее - общество "Астраханские водопроводы"), совершенные на рынке розничной торговли электрической энергией в границах присоединенной сети общества "Астраханские водопроводы" на территории Приволжского района Астраханской области, признаны нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о конкуренции).
На основании данного решения обществу выдано предписание от 20.03.2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства путем недопущения необоснованного прекращения поставки электрической энергии обществу "Астраханские водопроводы"; в течение одного года со дня получения настоящего предписания сообщать в антимонопольный орган обо всех планируемых ограничениях режима потребления энергии названной организации, с приложением документов, свидетельствующих о наличии оснований для введения режима потребления электрической энергии.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, общество обратилось в арбитражный суд.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 10 Закона о защите конкуренции запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц, в том числе экономически или технологически не обоснованные сокращение или прекращение производства товара, если на этот товар имеется спрос или размещены заказы на его поставки при наличии возможности его рентабельного производства, а также если такое сокращение или такое прекращение производства товара прямо не предусмотрено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами.
Общество "АЭСК" в соответствии с приказом Министерства по топливно-энергетическому комплексу и природным ресурсам Астраханской области от 13.10.2006 N 51-О является на территории Астраханской области гарантирующим поставщиком. Приказами антимонопольного органа от 19.12.2006 N 145-п, от 27.02.2009 N 25-п включено в реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35% c долей хозяйствующего субъекта на рынке розничной торговли электрической энергией (без производства, передачи и распределения) более 50% и в силу части 1 статьи 5 Закона о защите конкуренции занимает доминирующее положение на данном рынке.
Между обществом "АЭСК" (гарантирующий поставщик) и обществом "Астраханские водопроводы" (абонент) заключен договор энергоснабжения от 01.01.2010 N 870 на продажу электрической энергии (мощности).
Согласно пункту 8.1 договора срок договор заключается на срок по 31.12.2010 и считается ежегодно продленным на тех же условиях, если до окончания срока его действия ни одна из сторон не заявит о его прекращении или об изменении или заключении нового договора. Если одной из сторон до окончания срока действия договора внесено предложение об изменении или заключении нового договора, то отношения сторон до заключения нового договора регулируются в соответствии с условиями ранее заключенного договора.
Заявитель, посчитав, что у общества "Астраханские водопроводы" по состоянию на 10.10.2011 образовалась задолженность за отпущенную электрическую энергию, письмом от 07.10.2011 N 1423 уведомил абонента о вводе ограничения поставки электроэнергии и предложил исполнить обязательства по оплате электроэнергии в срок до 10.10.2011, указав, что в случае неоплаты электроэнергии или непредставления подтверждающего факт оплаты документа в отношении общества будет введено полное ограничение режима потребления электроэнергии с 10 часов 00 минут 10.10.2011.
С целью инициирования процедуры введения ограничения режима потребления электроэнергии в отношении общества "Астраханские водопроводы", гарантирующий поставщик направил закрытому акционерному обществу "ЦИВССМ" заявку N 193 на прекращение поставки электроэнергии обществу "Астраханские водопроводы" с 10.10.2011 с 10 часов 00 минут по всем точкам присоединения, указанным в договоре энергоснабжения от 01.01.2010 N 870.
На основании указанной заявки данная организация 10.10.2011 в 10 часов 00 минут ввела полное ограничение режима потребления электроэнергии в отношении объекта общества "Астраханские водопроводы", что подтверждено отрывным корешком к указанной заявке.
В соответствии со статьей 546 Гражданского кодекса Российской Федерации перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии допускаются по соглашению сторон, за исключением случаев, когда удостоверенное органом государственного энергетического надзора неудовлетворительное состояние энергетических установок абонента угрожает аварией или создает угрозу жизни и безопасности граждан. О перерыве в подаче, прекращении или об ограничении подачи энергии энергоснабжающая организация должна предупредить абонента.
Перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом и без соответствующего его предупреждения допускаются в случае необходимости принять сложные меры по предотвращению или ликвидации аварии при условии немедленного уведомления абонента об этом.
Согласно подпункту "а" пункта 175 Правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Правила N 530), порядок введения ограничения режима потребления в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения потребителем своих обязательств в отношении потребителей - юридических лиц определяется в договоре энергоснабжения (договоре купли-продажи (поставки) электрической энергии), договоре оказания услуг по передаче электрической энергии, а также иных договорах и предусматривает, в том числе порядок обязательного предварительного письменного уведомления потребителя об ограничении режима потребления с указанием размера задолженности (иных неисполненных обязательств), а также даты предполагаемого введения ограничения режима потребления, которая не может наступить до истечения пяти рабочих дней с даты получения уведомления.
В соответствии с подпунктом "в" пункта 175 Правил N 530 полное ограничение режима потребления электроэнергии предусмотрено в случае непогашения (неоплаты) потребителем накопленной задолженности в полном объеме, включая предусмотренную соответствующим договором или законом неустойку (штраф, пени), или в случае невыполнения иного требования, содержащегося в уведомлении о введении частичного ограничения режима потребления, через три рабочих дня с даты введения частичного ограничения режима потребления.
В нарушение указанных требований гарантирующий поставщик ввел полное ограничение потребления электроэнергии абонентом до истечения пяти рабочих дней с даты получения соответствующего уведомления абонентом.
В уведомлении гарантирующего поставщика от 07.10.2011 N 1423 указано, что задолженность абонента по условиям договора составляет 32 233 718 рублей 80 копеек. Вместе с тем, согласно объяснениям представителя общества "АЭСК" от 13.03.2012 N 12.3.1-05/119 и доводам, изложенным в кассационной жалобе, размер задолженности абонента по договору по состоянию на октябрь 2011 года составил 223 рубля 94 копеек, что не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 175 Правил N 530.
При этом, как правильно отмечено судами, наличие задолженности по иному договору не является основанием для введения ограничения на поставку электроэнергии по договору от 10.011.2010 N 870, ссылка на номер которого имеется в заявке на прекращение поставки электроэнергии N 193, исполнению которой предшествовало рассматриваемое по делу уведомление гарантирующего поставщика от 07.10.2011 N 1423.
Кроме того, в уведомлении имеется указание на один договор, а не на несколько договоров энергоснабжения, что также означает, что общество "АЭСК" в уведомлении указывало на наличие задолженности по договору от 10.01.2010 N 870. Поэтому ссылка заявителя жалобы на то, что между сторонами действует и другой договор энергоснабжения от 21.07.2009 N 10553, по которому за абонентом сложилась задолженность в размере 36 347 838 рублей 61 копеек, в силу вышеизложенного не может быть принята судом кассационной инстанции.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что действия гарантирующего поставщика по прекращению поставки обществу "Астраханские водопроводы" электроэнергии влекут нарушение прав и ущемление его законных интересов, в связи с чем действия правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Доводы заявителя жалобы о несоответствии предписания подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Как правильно отмечено судами, учитывая, что заявитель аналогичные рассматриваемому по настоящему делу действия совершал более двух раз в течение трех лет, незаконность которых подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Астраханской области N А06-8565/2011, А06-1441/2011, А06-6132/2011, антимонопольный орган обосновано выдал обществу предписание с содержанием, соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству.
Поскольку дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены, оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 20.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу N А06-4320/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу открытого акционерного общества "Астраханская энергосбытовая компания" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В уведомлении гарантирующего поставщика от 07.10.2011 N 1423 указано, что задолженность абонента по условиям договора составляет 32 233 718 рублей 80 копеек. Вместе с тем, согласно объяснениям представителя общества "АЭСК" от 13.03.2012 N 12.3.1-05/119 и доводам, изложенным в кассационной жалобе, размер задолженности абонента по договору по состоянию на октябрь 2011 года составил 223 рубля 94 копеек, что не соответствует требованиям подпункта "а" пункта 175 Правил N 530.
При этом, как правильно отмечено судами, наличие задолженности по иному договору не является основанием для введения ограничения на поставку электроэнергии по договору от 10.011.2010 N 870, ссылка на номер которого имеется в заявке на прекращение поставки электроэнергии N 193, исполнению которой предшествовало рассматриваемое по делу уведомление гарантирующего поставщика от 07.10.2011 N 1423.
Кроме того, в уведомлении имеется указание на один договор, а не на несколько договоров энергоснабжения, что также означает, что общество "АЭСК" в уведомлении указывало на наличие задолженности по договору от 10.01.2010 N 870. Поэтому ссылка заявителя жалобы на то, что между сторонами действует и другой договор энергоснабжения от 21.07.2009 N 10553, по которому за абонентом сложилась задолженность в размере 36 347 838 рублей 61 копеек, в силу вышеизложенного не может быть принята судом кассационной инстанции.
Учитывая данные обстоятельства, суды пришли к правомерному выводу о том, что действия гарантирующего поставщика по прекращению поставки обществу "Астраханские водопроводы" электроэнергии влекут нарушение прав и ущемление его законных интересов, в связи с чем действия правомерно квалифицированы антимонопольным органом как нарушающими пункт 4 части 1 статьи 10 Закона о конкуренции.
Доводы заявителя жалобы о несоответствии предписания подпункту "д" пункта 2 части 1 статьи 23 Закона о конкуренции были рассмотрены судами и им дана надлежащая правовая оценка. Как правильно отмечено судами, учитывая, что заявитель аналогичные рассматриваемому по настоящему делу действия совершал более двух раз в течение трех лет, незаконность которых подтверждены вступившими в законную силу судебными актами по делам Арбитражного суда Астраханской области N А06-8565/2011, А06-1441/2011, А06-6132/2011, антимонопольный орган обосновано выдал обществу предписание с содержанием, соответствующим обстоятельствам дела и действующему законодательству."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2013 г. N Ф06-2012/13 по делу N А06-4320/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11267/13
09.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-11267/13
02.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2012/13
06.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10086/12
20.09.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-4320/12