г. Казань |
|
02 апреля 2013 г. |
Дело N А55-13622/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф. В.,
судей Ананьева Р. В., Муравьева С. Ю.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012 (судья Стенина А. В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 (председательствующий судья Кузнецов В. В., судьи Засыпкина Т. С., Рогалева Е. М.)
по делу N А55-13622/2012
по заявлению колхоза "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л. В., г. Сызрань Самарской области, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными отказов, обязании совершить определенные действия, третье лицо: Бельцова Таисия Дмитриевна, г. Тольятти Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
колхоз "Червонный плугатырь" в лице конкурсного управляющего Киселевой Л. В. (далее - заявитель, колхоз "Червонный плугатырь") обратился в Арбитражный суд Самарской области к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - ответчик, Управление Росреестра по Самарской области) с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о признании незаконными отказов в регистрации права собственности колхоза "Червонный плугатырь" и перехода права собственности на объект недвижимости - здание конторы с кадастровым номером 63:31:0000000:0:794 по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Спасское, ул. Центральная, д. 53, содержащихся в сообщениях от 10.01.2012 N 31/025/2011-441 и N 31/025/2011-442, об обязании ответчика зарегистрировать право собственности и переход права собственности колхоза "Червонный плугатырь" на указанный объект недвижимости.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права и нарушение судом норм процессуального права, а также на несоответствие выводов суда фактическим обстоятельствам дела.
Заявитель кассационной жалобы считает, что колхозом на государственную регистрацию не представлен акт уполномоченного органа, разрешающий строительство спорного объекта недвижимости. Кроме этого, на регистрацию не представлен оригинал акта приемки в эксплуатацию государственной приемочной комиссией законченного строительством (реконструкцией) объекта от ноября 1976 года, а представленную архивную копию указанного акта, заверенную архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский, нельзя принять во внимание и квалифицировать в качестве документа, соответствующего требованиям действующего законодательства.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, суд кассационной инстанции не находит оснований для ее удовлетворения.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 26.11.2011 колхоз "Червонный плугатырь" и Бельцова Т. Д. обратились в Управление Росреестра по Самарской области с заявлениями о государственной регистрации права собственности (заявление N 31/025/2011-441), перехода права и права собственности (N 31/025/2011-442) на здание конторы с кадастровым номером 63:31:0000000:0:794 по адресу: Самарская область, муниципальный район Сергиевский, с. Спасское, ул. Центральная, д. 53.
Управление Росреестра по Самарской области сообщениями от 10.01.2012 N 31/025/2011-441 и N 31/025/2011-442 отказало в совершении указанных регистрационных действий на основании абзацев 4, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Закон о государственной регистрации) в связи с тем, что документы, представленные на государственную регистрацию, по содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства; не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным законом для государственной регистрации прав.
Отказ в государственной регистрации права собственности мотивирован тем, что: в качестве документа, подтверждающего факт создания объекта недвижимого имущества, представлен не оригинал, а копия акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта от ноября 1976 года, выданная архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский, которая не является актом органа государственной власти или актом органа местного самоуправления; не представлены: акт уполномоченного органа, разрешающий строительство объекта недвижимого имущества; документы, свидетельствующие о том, что строительство здания конторы было осуществлено в границах отведенного земельного участка; документы, подтверждающие прохождение процедуры торгов при продаже здания столовой в соответствии с положениями статьи 110 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве); документ об уплате госпошлины в размере 15 000 руб.
Считая отказы в государственной регистрации незаконными и нарушающими его права и законные интересы, колхоз "Червонный плугатырь" обратился в арбитражный суд с настоящими требованиями.
Удовлетворяя заявленные требования, суд первой инстанции исходил из следующего.
В соответствии с абзацами 4 и 10 пунктом 1 статьи 20 Закона о государственной регистрации в государственной регистрации прав может быть отказано в случае, если документы, представленные на государственную регистрацию прав, по форме или содержанию не соответствуют требованиям действующего законодательства, и если не представлены документы, необходимые в соответствии с настоящим Федеральным названным для государственной регистрации прав.
В силу пунктов 1 и 2 статьи 16 Закона о государственной регистрации государственная регистрация прав проводится на основании заявления правообладателя. К заявлению о государственной регистрации прав должны быть приложены документы, необходимые для ее проведения.
При этом в силу пункта 1 статьи 18 Закона о государственной регистрации документы, представляемые на государственную регистрацию прав, должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав. Указанные документы должны содержать описание недвижимого имущества.
Основаниями для государственной регистрации прав, являются, в частности, документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав на недвижимое имущество (пункт 1 статьи 17 Закона о государственной регистрации).
Особенности государственной регистрации прав на вновь созданные объекты недвижимого имущества установлены статьей 25 Закона о государственной регистрации, в абзаце 1 которой указано, что право собственности на такой объект регистрируется на основании документов, подтверждающих факт его создания.
При этом в отношении объектов, созданных до введения в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации, для государственной регистрации прав должны предъявляться требования по предоставлению тех документов (разрешений), которые являлись необходимыми для их постройки на момент создания.
В соответствии с Постановлением Совета Министров СССР от 13.07.1970 N 538 "О порядке приемки в эксплуатацию законченных строительством объектов жилищно-гражданского назначения" законченные строительством (реконструкцией) объекты предъявляются заказчиками (застройщиками) государственным приемочным комиссиям к приемке в эксплуатацию. Согласно пункту 4 названного Постановления приемка в эксплуатацию государственной приемочной комиссией объектов жилищно-гражданского назначения оформляется актами, которые утверждаются органами, назначившими государственные приемочные комиссии.
В качестве документа, подтверждающего факт создания и ввода в эксплуатацию спорного объекта недвижимости, заявителем представлена копия акта приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта от ноября 1976 года, выданная архивным отделом администрации муниципального района Сергиевский. Акт утвержден решением исполкома Сергиевского Совета народных депутатов от 22.09.1979.
Из указанного документа следует, что государственной приемочной комиссией принят в эксплуатацию объект - здание конторы колхоза "Червонный плугатырь".
Суд пришел к выводу, что представленный на государственную регистрацию прав акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта оформлен в соответствии с требованиями действовавшего в тот период законодательства и является надлежащим документом, подтверждающим факт создания заявленного к регистрации объекта.
При этом то обстоятельство, что заявителем для государственной регистрации акт приемки в эксплуатацию законченного строительством (реконструкцией) объекта представлен не в подлиннике, а в виде заверенной надлежащим образом органом местного самоуправления архивной копии, при отсутствии сомнений в сведениях, содержащихся в этом документе, как правильно указали суды, не может являться основанием для отказа в государственной регистрации.
Согласно свидетельству о праве собственности на землю от 24.06.1992 N 000206САМ на основании решения администрации Сергиевского района от 24.06.1992 N 157 колхозу "Червонный плугатарь" предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование земельный участок площадью 8 га для использования под постройки.
В соответствии с пунктом 9 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" государственные акты, удостоверяющие права на землю и выданные юридическим лицам до введения в действие Закона о государственной регистрации, имеют равную юридическую силу с записями в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
На государственную регистрацию заявителем были представлены кадастровые планы территории с указанием кадастрового номера кадастрового квартала с общими сведениями о земельных участках в кадастровом квартале.
Кроме того, на государственную регистрацию заявителем было представлено письмо Территориального отдела N 14 Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Самарской области от 15.08.2007, в котором указано на наличие у колхоза "Червонный плугатарь" земельных участков на праве бессрочного пользования 343,4 га, из них 8 га застроенные территории.
Согласно пункту 1 статьи 6 Закона о государственной регистрации, права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Государственная регистрация возникшего до введения в действие настоящего Федерального закона права на объект недвижимого имущества проводится при государственной регистрации перехода данного права или сделки об отчуждении объекта недвижимого имущества без уплаты государственной пошлины (абзац 3 пункта 2 статьи 6 Закона о государственной регистрации).
Спорный объект введен в эксплуатацию в 1976 году, право собственности заявителя на указанный объект недвижимости в силу прямого указания закона является ранее возникшим. Следовательно, требование о предоставлении документов, подтверждающих уплату государственной пошлины, не обоснованно.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 15.08.2005 колхоз "Червонный плугатырь" признан несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.
В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу статьи 12 Закона о банкротстве в компетенцию собрания кредиторов входит принятие решения о порядках, сроках и условиях реализации имущества должника. Конкурсный управляющий обязан действовать в соответствии с принятыми собранием кредиторов решениями.
Собранием кредиторов 02.02.2011 утверждено положение о порядке, сроках и условиях продажи имущества Колхоза "Червонный плугатырь", в соответствии с которым было принято решение о реализации имущества должника стоимостью менее 100 000 рублей без проведения торгов путем заключения прямых договоров купли-продажи с покупателями, определяемыми конкурсным управляющим по балансовой стоимости.
Конкурсный управляющий Киселева Л. В. осуществила продажу имущества колхоза "Червонный плугатырь" по прямому договору купли-продажи во исполнение решения собрания кредиторов, которые не признаны недействительными, в связи с чем нарушений, установленных законодательством о банкротстве, не допустила.
При таких обстоятельствах, оценив представленные доказательства, суды первой и апелляционной инстанций пришли к правомерному выводу о том, что оспариваемые отказы Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности и перехода права собственности не соответствуют требованиям статьи 20 Закона о государственной регистрации и нарушают права и законные интересы заявителя. Суды указали, что колхоз "Червонный плугарь" представил все необходимые документы, подтверждающие как факт создания заявленного на государственную регистрацию объекта недвижимости, так и факт нахождения указанного объекта в границах земельного участка, предоставленного ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.08.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 по делу N А55-13622/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф. В. Хайруллина |
Судьи |
Р. В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 1 статьи 139 Закона о банкротстве в течение месяца с даты окончания проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий обязан представить собранию кредиторов (комитету кредиторов) на утверждение предложения о порядке, о сроках и об условиях продажи имущества должника. Пунктом 3 названной статьи предусмотрено, что после проведения инвентаризации и оценки имущества должника конкурсный управляющий приступает к его продаже. Продажа имущества должника осуществляется в порядке, установленном пунктами 3-19 статьи 110 и пунктом 3 статьи 111 настоящего Федерального закона, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Оценка имущества должника осуществляется в порядке, установленном статьей 130 настоящего Федерального закона. Денежные средства, вырученные от продажи имущества должника, включаются в состав имущества должника.
В силу статьи 12 Закона о банкротстве в компетенцию собрания кредиторов входит принятие решения о порядках, сроках и условиях реализации имущества должника. Конкурсный управляющий обязан действовать в соответствии с принятыми собранием кредиторов решениями."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 апреля 2013 г. N Ф06-309/13 по делу N А55-13622/2012