г. Казань |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А12-26042/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 23 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Гильмановой Э.Г.,
при участии представителей:
государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" - Тутовой Н.С. (доверенность от 24.01.2013 N 2),
Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - Хариной Н.С. (доверенность от 09.01.2013 N 5),
Министерства печати и информации Волгоградской области - Тутовой Н.С. (доверенность от 09.01.2013 N 3),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 (судья Пономарев А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 (председательствующий судья Кузьмичев С.А., судьи Пригарова Н.Н., Цуцкова И.Г.)
по делу N А12-26042/2012
по заявлению государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" (ИНН 3445063106) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области о признании недействительными решения об отказе в государственной регистрации,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось государственное учреждение "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" (далее - ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат", учреждение) с заявлением о признании незаконным решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и предпринимателей" необходимых для государственной регистрации документов от 26.09.2012, обязании Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области (далее - налоговый орган, инспекция) принять решение о государственной регистрации ликвидации ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" и внести в Единый государственный реестр юридических лиц (далее - ЕГРЮЛ) запись о государственной регистрации ликвидации ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" на основании документов, представленных 19.09.2012.
Решением арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационной жалобе инспекция просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" в отзыве возражает против доводов кассационной жалобы и просит оставить ее без удовлетворения.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Учреждение создано в соответствии с постановлением главы администрации Волгоградской области от 13.05.2003 N 347 "О реорганизации государственного унитарного предприятия "Полиграфресурсы" в результате преобразования в ГУ "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат".
Постановлением администрации Волгоградской области от 26.01.2009 N 11-П "О ликвидации государственного учреждения "Издательство районных и городских газет "Пресс-Издат" принято решение о ликвидации учреждения.
19.09.2012 учреждение направило в налоговый орган заявление о государственной регистрации по форме Р16001, ликвидационный баланс, документ об уплате государственной пошлины, протокол заседания ликвидационной комиссии, справку к ликвидационному балансу, опись от 05.03.2012 N 17, товарную накладную от 05.03.2012 N 1, товарную накладную от 05.03.2012 N 2, доверенность от 06.03.2012 N 3, письмо от 15.03.2012 N 773, товарную накладную от 20.03.2012 N 3, доверенность от 16.03.2012 N 3, справку инспекции по состоянию на 20.08.2012 N 3168, справку Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.08.2012 N 044 040 12 CP 0023925, справку ФС от 21.08.2012 N 127.
26.09.2012 налоговым органом принято решение об отказе в государственной регистрации. Основанием для отказа явилось признание регистрирующим органом ликвидационного баланса заявителя непредставленным, поскольку в нем содержались недостоверные сведения в части задолженности перед бюджетом.
Признавая отказ налогового органа незаконным, суды исходили из установленных обстоятельств дела, правильно применив нормы права, подлежащие применению.
Исследовав представленные сторонами доказательства в порядке статьи 71 АПК РФ, суды установили, что учреждением соблюден порядок ликвидации юридического лица, предусмотренный пунктами 1, 5 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации. Ликвидационной комиссией в ликвидационный баланс была включена вся сумма задолженности перед бюджетом, указанная в справках о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам организаций и индивидуальных предпринимателей и справках о состоянии расчетов по страховым взносам, пеням и штрафам (справка к ликвидационному балансу расшифровка показателей строки "кредиторская задолженность" на 31.08.2012).
Согласно пункту 2 статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение отвечает по своим обязательствам, находящимися в его распоряжении денежными средствами. При их недостаточности субсидиарную ответственность по его обязательствам несет собственник соответствующего имущества.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что при наличии задолженности перед бюджетом ликвидация юридического лица возможна только при проведении процедуры банкротства подлежит отклонению с учетом разъяснений, содержащихся в пункте 2 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.04.2003 N 4 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Федерального закона "О несостоятельности (банкротстве)", согласно которому действие настоящего Закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.
Исходя из положений Гражданского кодекса Российской Федерации исключение юридического лица из государственного реестра в административном порядке допускается и в тех случаях, когда данное лицо имеет задолженность по обязательным платежам в бюджеты различных уровней.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения (пункты 1,2,6 статьи 63 и пункт 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации).
При таких обстоятельствах суды пришли к обоснованному выводу о том, что у налогового органа отсутствовали основания для отказа в государственной регистрации.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции считает обжалуемые судебные акты законными и не подлежащими пересмотру.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по делу N А12-26042/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы N 10 по Волгоградской области - без удовлетворения.
Приостановление исполнения решения Арбитражного суда Волгоградской области от 30.11.2012 и постановления Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.02.2013 по настоящему делу, принятое определением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 15.03.2013, отменить
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 10 постановления от 22.06.2006 N 21 "О некоторых вопросах практики рассмотрения арбитражными судами споров с участием государственных и муниципальных учреждений, связанных с применением статьи 120 Гражданского кодекса Российской Федерации", при рассмотрении требований о привлечении собственника имущества учреждения к субсидиарной ответственности по обязательствам ликвидируемого учреждения судам необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 6 статьи 63 Гражданского кодекса Российской Федерации при недостаточности у ликвидируемого учреждения денежных средств для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет собственника имущества учреждения. Правом на привлечение к субсидиарной ответственности собственника имущества ликвидируемого учреждения обладают кредиторы, заявившие ликвидационной комиссии требования до завершения ликвидации учреждения (пункты 1,2,6 статьи 63 и пункт 5 статьи 64 Гражданского кодекса Российской Федерации)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2013 г. N Ф06-2444/13 по делу N А12-26042/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26042/12
23.04.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2444/13
14.02.2013 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-251/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-26042/12