г. Казань |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А55-10311/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайбулова А.А.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Вильданова Р.А.,
при участии представителей:
истца (Министерства имущественных отношений Самарской области) - Зубовой Е.В., доверенность от 20.12.2012 N 512,
третьего лица (Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области) - Выгловского А.В., доверенность от 25.02.2013 N 10/116,
третьего лица (Государственного казенного учреждения Самарской области "Гостинично-представительский комплекс") - Выгловского А.В., доверенность от 26.04.2012 N 10-08/107,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Государственного казенного учреждения Самарской области "Гостинично-представительский комплекс", г. Самара, и Департамента управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 (судья Каленникова О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судья Николаева С.Ю., Романенко С.Ш.)
по делу N А55-10311/2012
по исковому заявлению Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара (ОГРН 1066315051824) к администрации городского округа Самара, г. Самара (ОГРН 1026300967417) о признании права собственности, с участием третьих лиц: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара; Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области, г. Самара (ИНН 6315800770); Государственное казенное учреждение Самарской области "Гостинично-представительский комплекс", г. Самара (ИНН 6316141182),
УСТАНОВИЛ:
Министерство имущественных отношений Самарской области (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к администрации городского округа Самара (далее - администрация г.о. Самара, ответчик) о признании права собственности Самарской области на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, Октябрьский район, просека 1, д. 2: нежилое здание (дачное строение), Литер 7, площадь 411,9 кв. м; нежилое здание (здание), Литер 57, площадь 83,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 48, площадь 107,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 10, площадь 204,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 11, площадь 107,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 60, площадь 81,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 56, площадь 88,4 кв. м; нежилое здание (оздоровительный комплекс), Литеры 58, 58-1, 58-2, 58-3, 58-4, площадь 1322,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 55, площадь 89,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 54, площадь 89,5 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 59, площадь 206,9 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 61, площадь 33 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 20, площадь 202,6 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 21, площадь 107,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 46, площадь 108,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 12, площадь 145,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 14, площадь 159,2 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 43, площадь 82,8 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 22, площадь 149,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 40, площадь 107,3 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012, в удовлетворении исковых требований отказано.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Министерство имущественных отношений Самарской области, Государственное казенное учреждение Самарской области "Гостинично-представительский комплекс", Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области обратились в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационными жалобами, в которых просят обжалуемые судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить.
Заявители жалоб указали на неправильное применение судами норм материального и процессуального права, а также несоответствие выводов, сделанных судами, фактическим обстоятельствам дела.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность решения Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 и постановления Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 на основании статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационных жалоб, считает обжалуемые судебные акты не законными и подлежащими отмене.
Как следует из материалов дела и установлено судами, на основании финансирования за счет средств областного бюджета и в соответствии с Законом Самарской области от 27.12.2005 N 228-ГД "Об областном бюджете на 2006 год" осуществлено строительство новых и реконструкция созданных объектов недвижимого имущества, а именно Гостинично-представительского комплекса по адресу: г. Самара, Просека 1, д. 2.
Заказчиком по строительству и реконструкции был определен Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области.
В результате заключенных государственных контрактов по указанным мероприятиям на земельном участке площадью 166 000,00 кв. м, расположенном по адресу: г. Самара, Октябрьский район, Просека 1, 2, являющимся собственностью Самарской области, были реконструированы существующие 12 объектов недвижимого имущества, права на которые до реконструкции зарегистрированы в установленном законом порядке.
Полагая, что возведенные и реконструированные объекты являются самовольными постройками, в связи с чем, не представляется возможным произвести государственную регистрацию права собственности на данные объекты недвижимости во внесудебном порядке, Министерство имущественных отношений Самарской области обратилось в арбитражный суд с настоящими исковыми требованиями.
Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что истцом не предприняты попытки получения разрешения на строительство и реконструкцию как до начала строительства и реконструкции рассматриваемых объектов, так и во время проведения строительных работ, а также не предпринято мер по выполнению инженерных изысканий, подготовке и согласованию проектной документации со всеми заинтересованными организациями, получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном статьями 47-49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, отказали в удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Самарской области.
Однако судами обеих инстанций не учтено следующее.
В соответствии с пунктом 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан.
Отсутствие разрешения на строительство само по себе не может служить основанием для отказа в иске о признании права собственности на самовольную постройку. В то же время суду необходимо установить, предпринимало ли лицо, создавшее самовольную постройку, надлежащие меры к ее легализации, в частности, к получению разрешения на строительство и/или акта ввода объекта в эксплуатацию, а также правомерно ли отказал уполномоченный орган в выдаче такого разрешения или акта ввода объекта в эксплуатацию.
Если иное не установлено законом, иск о признании права собственности на самовольную постройку подлежит удовлетворению при установлении судом того, что единственными признаками самовольной постройки являются отсутствие разрешения на строительство и/или отсутствие акта ввода объекта в эксплуатацию, к получению которых лицо, создавшее самовольную постройку, предпринимало меры. В этом случае суд должен также установить, не нарушает ли сохранение самовольной постройки права и охраняемые законом интересы других лиц и не создает ли угрозу жизни и здоровью граждан.
Из материалов дела усматривается, что Департамент управления делами Губернатора Самарской области и Правительства Самарской области до начала строительства в 2003-2005 годах принимал меры к получению разрешений на проектирование и строительство объектов недвижимого имущества (обращения к главе города Самара от 20.02.2003, от 14.01.2005, от 19.04.2005; обращение в Управление главного архитектора Департамента строительства и архитектуры администрации города Самара от 16.07.2003; обращение в Департамент строительства и архитектуры администрации города Самара от 16.07.2003) и производил подготовку документов для строительства реконструкции.
При таких обстоятельствах судебная коллегия полагает, что выводы судов о том, что Министерством имущественных отношений Самарской области не предпринималось никаких мер к получению разрешения на строительство как до начала реконструкции и строительства спорных объектов, так и во время проведения работ, противоречат материалам дела.
Учитывая вышеизложенное, суд кассационной инстанции приходит к выводу об отмене обжалуемых судебных актов и принятием в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации нового судебного акта об удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Самарской области требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 23.07.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.12.2012 по делу N А55-10311/2012 отменить.
Принять по делу новый судебный акт.
Признать право собственности Самарской области на следующие объекты недвижимого имущества, расположенные по адресу: г. Самара, Октябрьский район, просека 1, д. 2: нежилое здание (дачное строение), Литер 7, площадь 411,9 кв. м; нежилое здание (здание), Литер 57, площадь 83,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 48, площадь 107,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 10, площадь 204,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 11, площадь 107,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 60, площадь 81,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 56, площадь 88,4 кв. м; нежилое здание (оздоровительный комплекс), Литеры 58, 58-1, 58-2, 58-3, 58-4, площадь 1322,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 55, площадь 89,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 54, площадь 89,5 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 59, площадь 206,9 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 61, площадь 33 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 20, площадь 202,6 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 21, площадь 107,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 46, площадь 108,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 12, площадь 145,7 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 14, площадь 159,2 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 43, площадь 82,8 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 22, площадь 149,3 кв. м; нежилое здание (дачное строение), Литер 40, площадь 107,3 кв. м.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.А. Хайбулов |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанции, руководствуясь нормами статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пунктом 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", пунктом 3 статьи 222 Гражданского кодекса Российской Федерации, пришли к выводу, что истцом не предприняты попытки получения разрешения на строительство и реконструкцию как до начала строительства и реконструкции рассматриваемых объектов, так и во время проведения строительных работ, а также не предпринято мер по выполнению инженерных изысканий, подготовке и согласованию проектной документации со всеми заинтересованными организациями, получению положительного заключения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в порядке, предусмотренном статьями 47-49 Градостроительного кодекса Российской Федерации, в связи с чем, отказали в удовлетворении заявленных Министерством имущественных отношений Самарской области.
...
В соответствии с пунктом 26 совместного постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав", рассматривая иски о признании права собственности на самовольную постройку, суд устанавливает, допущены ли при ее возведении существенные нарушения градостроительных и строительных норм и правил, создает ли такая постройка угрозу жизни и здоровью граждан."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф06-1340/13 по делу N А55-10311/2012