г. Казань |
|
01 апреля 2013 г. |
Дело N А12-18533/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 01 апреля 2013 года.
председательствующего судьи Муравьева С.Ю.,
судей Ананьева Р.В., Хайруллиной Ф.В.,
в отсутствие:
лиц, участвующих в деле - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу индивидуального предпринимателя Секретова Андрея Петровича, г. Волгоград,
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2013 (судья Наумова М.Ю.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Луговский Н.В., Смирников А.В.)
по делу N А12-18533/2012
по заявлению индивидуального предпринимателя Секретова Андрея Петровича, г. Волгоград, к администрации Волгограда, г. Волгоград, Министерству по управлению государственным имуществом Волгоградской области, г. Волгоград, о признании незаконным постановления от 02.05.2012 N 1229, об обязании передать в собственность за плату земельный участок, заинтересованные лица: Правительство Волгоградской области, г. Волгоград, Комитет по градостроительству и архитектуре Волгограда, г. Волгоград, Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда, г. Волгоград,
УСТАНОВИЛ:
индивидуальный предприниматель Секретов Андрей Петрович (далее - предприниматель) обратился в Арбитражный суд Волгоградской области с требованиями к администрации Волгограда (далее - администрация) о признании незаконным постановления от 02.05.2012 N 1229 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый N 34:34:030130:74, учетный N 3-197-127)", об обязании передать предпринимателю в собственность за плату земельный участок площадью 4954 кв. м, расположенный по адресу: Волгоградская область, г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 11 "А" (кадастровый N 34:34:030130:74, учетный N 3 -197-127).
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.11.2012, в удовлетворении требований отказано.
Предприниматель, обжалуя принятые судебные акты, в кассационной жалобе просит их отменить, принять новый судебный акт об удовлетворении требований, ссылаясь в ее обосновании на неправильное применение судом норм материального права.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, считает их подлежащими оставлению без изменения по следующим основаниям.
Предпринимателю на праве собственности принадлежат отдельно стоящее двухэтажное административное здание общей площадью 353 кв. м, здание гаража общей площадью 142,5 кв. м, здание гаража с неотапливаемой компрессорной общей площадью 300,6 кв. м. Указанные объекты расположены на земельном участке площадью 4954 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 11 "А".
13.03.3012 предприниматель обратился в Комитет земельных ресурсов администрации Волгограда (далее - комитет) с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым N 34:34:030130:74 площадью 4954 кв. м по адресу: г. Волгоград, ул. Семигорская, д. 11 "А", на котором расположены объекты недвижимости, принадлежащие заявителю на праве собственности.
Администрация постановлением от 02.05.2012 N 1229 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый N 34:34:030130:74, учетный N 3-197-127)" отказала в предоставлении испрашиваемого земельного участка, принимая во внимание заключение комитета от 26.03.2012 N 0328 о том, что часть земельного участка расположена на территории общего пользования.
Полагая отказ комитета незаконным, предприниматель обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд.
Суды двух инстанций, отказывая в удовлетворении заявленных требований, исходили из следующего.
Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности
Президиум Верховного Суда Российской Федерации и Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 6 постановления от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" разъяснили, что основанием для удовлетворения указанных требований является одновременное наличие двух условий: несоответствие закону или иному правовому акту и нарушение гражданских прав и охраняемых законом интересов гражданина или юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.
Суды первой и апелляционной инстанций признали, что в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации истцом не доказано совокупности требуемых законом условий для удовлетворения требований.
В силу части 1 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам и юридическим лицам в собственность или в аренду.
В соответствии с положениями статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены Земельным кодексом Российской Федерации, федеральными законами.
Для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в статье 36 Земельного кодекса Российской Федерации, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
В месячный срок со дня поступления заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
Красными линиями являются линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения.
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд.
Постановлением главы Волгограда от 06.09.2007 N 2098 "Об утверждении проекта планировки и межевания территории жилого района "Ангарский" в Дзержинском районе" в соответствии с Положением о порядке организации и проведения публичных слушаний в городском округе город-герой Волгоград, утвержденным решением Волгоградской городской Думы от 21.02.2007 N 4/1011, на основании заключения о результатах публичных слушаний от 18.05.2007, утвержден проект планировки и межевания территории жилого района "Ангарский" в Дзержинском районе.
Согласно указанному проекту, графическая часть которого представлена в материалы дела, и оценена судами с позиции статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации часть испрашиваемого предпринимателем земельного участка расположена в границах застройки квартала 3-12-003, часть земельного участка - в границах застройки квартала 03-12-002, часть земельного участка расположена на территории общего пользования и перекрывает ул. Черняховского, что также подтверждается заключением комитета от 26.03.2012 N 0328.
При таких обстоятельствах суды сделали обоснованный вывод о том, что в связи с нахождением части испрашиваемого земельного участка в границах красных линий (территория общего пользования) администрацией законно и обоснованно принято постановление от 02.05.2012 N 1229 "Об отказе в предоставлении в собственность за плату земельного участка (кадастровый номер 34:34:030130:74, учетный номер 3-197-127).
Доводы кассационной жалобы указывают на переоценку судом кассационной инстанции доказательств и установленных судами обстоятельств, что в силу положений главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недопустимо.
Иных доводов, являющихся в соответствии со статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для отмены обжалуемых судебных актов, в кассационной жалобе не приведено.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.09.2013 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 по делу N А12-18533/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
С.Ю. Муравьев |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктами 11 и 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации территориями общего пользования являются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц (в том числе площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары.
...
В соответствии с пунктом 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации, пунктом 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.
Согласно пункту 4 статьи 28 Земельного кодекса Российской Федерации не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 апреля 2013 г. N Ф06-1271/13 по делу N А12-18533/2012