г. Казань |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А06-6524/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 апреля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хакимова И.А.,
судей Егоровой М.В., Гариповой Ф.Г.,
при участии представителей:
заявителя - Сыроватской Ю.В. по доверенности от 14.02.2013,
ответчика - Голубева А.П. по доверенности от 24.01.2013 N 15,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2012 (судья Негерев С.А.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (председательствующий судья Борисова Т.С., судьи Акимова М.А., Луговской Н.В.)
по делу N А06-6524/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр", Астраханская область, г. Ахтубинск (ИНН 3001730012, ОГРН 1103022000036) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области, г. Астрахань, о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2012 N 33-А-03-12,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Центр" (далее - ООО "УК "Центр", общество, заявитель) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 29.08.2012 N 33-А-03-12 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) в виде штрафа в размере 300 000 руб., вынесенного Управлением Федеральной антимонопольной службы по Астраханской области (далее - УФАС России по Астраханской области, антимонопольный орган, ответчик).
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2012 заявление ООО "УК "Центр" удовлетворено. Оспариваемое постановление УФАС по Астраханской области признано незаконным и отменено.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2012 решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2012 оставлено без изменения.
УФАС по Саратовской области не согласилось с вышеуказанными судебными актами и обратилось с кассационной жалобой, в которой просит их отменить, принять новый судебный акт, в удовлетворении заявленных требований отказать по основаниям, указанным в жалобе.
Заявитель отклонил доводы кассационной жалобы по основаниям, указанным в отзыве.
Арбитражный суд кассационной инстанции, заслушав представителей сторон, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы и отзыва, проверив законность обжалуемого судебного акта в порядке статьи 286 АПК РФ, пришел к следующим выводам.
Как следует из материалов дела, 03.04.2012 УФАС по Астраханской области выдало ООО "УК "Центр" предупреждение о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства. УФАС по Астраханской области на основании статьи 39.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) предупредило о необходимости прекращения действий, выразившихся в навязывании юридическому лицу МБОУ "Средняя общеобразовательная школа N 4 МО "Ахтубинский район" (далее - МБОУ "СОШ N 4") условий договора теплоснабжения N 18 ТС, которое расположено по адресу: Астраханская область, г. Ахтубинск, ул. Сталя Лаврентьева, д. 6, невыгодных для МБОУ "СОШ N 4" в части установления границ обслуживания и эксплуатационной ответственности по обслуживаемым тепловым сетям, признаков нарушения пункта 5 части 1 статьи 10 Закон о защите конкуренции, путем направления заполненного и подписанного ООО УК "Центр" проекта договора теплоснабжения N 18 ТС, исключив в акте разграничения эксплуатационной ответственности по обслуживаемым тепловым сетям из сети, обслуживаемой МБОУ "СОШ N 4" участок сети, расположенный между фланцем запорной арматуры и фланцем ввода потребителю до наружной стены административного здания МБОУ "СОШ N 4", не принадлежащий МБОУ "СОШ N 4", в срок не позднее пятнадцати рабочих дней со дня получения обществом настоящего предупреждения.
Вышеуказанное предупреждение УФАС по Астраханской области получено ООО УК "Центр" 10.04.2012, о чем свидетельствует почтовое уведомление о вручении N 41400063966782.
О выполнении предупреждения ООО УК "Центр" необходимо было сообщить в УФАС по Астраханской области не позднее 08.05.2012.
ООО УК "Центр" 19.04.2012 представило в УФАС по Астраханской области копию заявления, направленного обществом в Арбитражный суд Астраханской области, о признании указанного выше предупреждения недействительным с указанием обстоятельств, не позволяющих заявителю исполнить данное предупреждение.
В связи с неисполнением обществом предупреждения УФАС по Астраханской области 10.07.2012 в отношении ООО "УК "Центр" был составлен протокол N 33-А-03-12, которым действия общества квалифицированы по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Постановлением УФАС по Астраханской области о наложении штрафа по делу об административном правонарушении от 29.08.2012 N 33-А-03-12 ООО УК "Центр" признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 300 000 руб.
ООО УК "Центр" не согласилось с вышеназванным постановлением и обжаловало его в арбитражный суд.
Суды предыдущих инстанций, удовлетворяя заявленные требования, сделали вывод об отсутствии правовых оснований для привлечения общества к административной ответственности, в связи с отсутствием в действиях юридического лица состава вменяемого правонарушения, при этом правомерно исходили из следующего.
Из протокола об административном правонарушении от 10.07.2012 N 33-А-03-12 и оспариваемого постановления от 29.08.2012 N 33-А-03-12 следует, что антимонопольным органом вменяется в вину ООО УК "Центр" непредставление в УФАС по Астраханской области информации о выполнении предупреждения о прекращении действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства.
Предупреждение от 03.04.2012 о прекращении ООО УК "Центр" действий, содержащих признаки нарушения антимонопольного законодательства, выдано УФАС по Астраханской области в порядке требований статьи 39.1 Закона о защите конкуренции.
Статья 39.1 Закона о защите конкуренции обязывает лицо получившие предупреждение уведомить о выполнении предупреждения в течении трех дней и в случае неисполнения предупреждения, при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства, антимонопольный орган принимает решение о возбуждении дела.
Норма части 5 статьи 19.8 КоАП РФ предусматривает ответственность за непредставление в антимонопольный орган сведений (информации), в том числе непредставление сведений (информации) по требованию указанных органов.
Как правомерно указали суды предыдущих инстанций, в соответствии со статьей 23 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган вправе получать от коммерческих организаций необходимые документы и информацию, объяснения в письменной форме при проведении проверки соблюдения ими антимонопольного законодательства.
Обязанность по представлению антимонопольному органу документов, объяснений, информации в письменной или устной форме (в том числе составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), включая служебную переписку в электронном виде, возложена на коммерческие организации частью 1 статьи 25 Закона о защите конкуренции.
Таким образом, из положений вышеуказанных норм не следует, что уведомление о выполнении предупреждения может быть рассмотрено, как информация в смысле, определенном в главе 6 Закона о защите конкуренции.
В данном случае УФАС по Астраханской области не запрашивало в установленном антимонопольным законодательством Российской Федерации порядке информацию (сведения) у ООО УК "Центр", с которой законодатель связывает наступление ответственности по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
В нарушение требований процессуального закона УФАС по Астраханской области не доказало ни наступление события вменяемого ООО УК "Центр" правонарушения, ни наличие в действиях лица, привлекаемого к административной ответственности, состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Вывод суда первой инстанции об отсутствии в действиях ООО "УК "Центр" состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 5 статьи 19.8 КоАП РФ, соответствует установленным по делу обстоятельствам и не противоречит закону.
В связи с изложенным суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о признании незаконным оспариваемого постановления антимонопольного органа N 33-А-03-12 от 29.08.2012 о назначении административного наказания по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ.
Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований квалифицировать вменяемое обществу правонарушение в качестве малозначительного, поскольку в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ квалификация правонарушения в качестве малозначительного возможна только в отношении установленного и доказанного правонарушения, тогда как в настоящем деле суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "УК "Центр" состава вменяемого правонарушения. Однако данные выводы суда первой инстанции не повлекли вынесение неправильного судебного акта.
Ссылка антимонопольного органа на то, что в тексте полученного от общества заявления не содержится информации о том, что предупреждение не исполнено, является несостоятельной, поскольку в тексте заявления конкретно указано, что осуществить действия, предписанные в предупреждении от 03.04.2012, общество не имеет возможности, а также указаны причины, по которым обществу не представляется возможным исполнить указанное предупреждение, а именно: установить границу эксплуатационной ответственности на участок сети, не принадлежащего (не переданного) ООО "УК "Центр" не представляется возможным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно признали незаконным постановления УФАС России по Астраханской области от 29.08.2012 N 33-А-03-12 о назначении административного наказания ООО "УК "Центр"по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб.
Иных доводов кассационная жалоба не содержит. Доводы, которые в ней изложены, также были предметом рассмотрения в суде первой и апелляционной инстанции и им дана надлежащая правовая оценка. Доводы антимонопольного органа не опровергают сделанных судами выводов и не могут являться основанием для изменения или отмены судебных актов.
При таких обстоятельствах и правильном применении судами норм материального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле доказательств обжалуемые судебные акты является законными и обоснованными.
Правовых оснований для их отмены не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 22.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А06-6524/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.А. Хакимов |
Судьи |
М.В. Егорова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суд апелляционной инстанции правомерно указал на то, что у суда первой инстанции не имелось правовых оснований квалифицировать вменяемое обществу правонарушение в качестве малозначительного, поскольку в силу положений статьи 2.9 КоАП РФ квалификация правонарушения в качестве малозначительного возможна только в отношении установленного и доказанного правонарушения, тогда как в настоящем деле суд первой инстанции пришёл к выводу об отсутствии в действиях (бездействии) ООО "УК "Центр" состава вменяемого правонарушения. Однако данные выводы суда первой инстанции не повлекли вынесение неправильного судебного акта.
Ссылка антимонопольного органа на то, что в тексте полученного от общества заявления не содержится информации о том, что предупреждение не исполнено, является несостоятельной, поскольку в тексте заявления конкретно указано, что осуществить действия, предписанные в предупреждении от 03.04.2012, общество не имеет возможности, а также указаны причины, по которым обществу не представляется возможным исполнить указанное предупреждение, а именно: установить границу эксплуатационной ответственности на участок сети, не принадлежащего (не переданного) ООО "УК "Центр" не представляется возможным.
Принимая во внимание вышеизложенное, суды предыдущих инстанций правомерно признали незаконным постановления УФАС России по Астраханской области от 29.08.2012 N 33-А-03-12 о назначении административного наказания ООО "УК "Центр"по части 5 статьи 19.8 КоАП РФ в виде штрафа в размере 300 000 руб."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 апреля 2013 г. N Ф06-2014/13 по делу N А06-6524/2012