г. Казань |
|
27 марта 2013 г. |
Дело N А55-21059/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 21 марта 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 марта 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гарифуллиной К.Р.,
судей Королёвой Н.Н., Коноплёвой М.В.,
при участии представителей:
ответчика - Мищенко М.Б., доверенность от 04.05.2012,
третьего лица - Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому округу - Вахитовой Г.Д., доверенность от 21.12.2012,
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Оргтехнефтестрой", г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012 (судья Бибикова Н.Д.), постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (председательствующий судья Буртасова О.И., судьи: Демина Е.Г., Морозов В.А.)
по делу N А55-21059/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Оргтехнефтестрой", г. Самара (ОГРН 1026301421387) к Министерству культуры Самарской области, г. Самара (ОГРН 1046300448413) с привлечением к участию в деле в качестве третьих лиц Департамента управления имуществом городского округа Самара, Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара, Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара, Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому округу, г. Нижний Новгород, о расторжении охранного обязательства,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Оргтехнефтестрой" (далее - истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству культуры Самарской области (далее - ответчик) о расторжении охранного обязательства от 02.09.2010 N 61-10/1430.
Определением Арбитражного суда Самарской области от 22.08.2012 к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Департамент управления имуществом городского округа Самара, Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, Министерство имущественных отношений Самарской области, Управление Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому федеральному округу.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012 в удовлетворении иска отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 указанное решение оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит принятые судебные акты отменить в связи с неправильным применением судами норм материального права, принять по делу новый судебный акт.
Представители ответчика и Управления Министерства культуры Российской Федерации по Приволжскому округу принятые судебные акты считают законными, просят в удовлетворении кассационной жалобы отказать.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание не явились, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены надлежащим образом. В соответствии с частью 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации неявка извещенных надлежащим образом лиц, участвующих в деле, не может служить препятствием для рассмотрения дела в их отсутствие.
Проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность обжалуемых судебных актов, изучив материалы дела и доводы кассационной жалобы, заслушав представителей сторон, суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
Как следует из материалов дела и установлено судом, 02.09.2010 между истцом (собственником) и Министерством культуры Самарской области (государственным органом) оформлено охранное обязательство N 61-10/1430 (далее - договор) собственника объекта культурного наследия расположенного по адресу: г. Самара, ул. Галактионовская д. 39, состоящего на государственной охране согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 как памятник истории и культуры федерального значения, что подтверждается записью в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним от 20.12.2007 N 63-63-01/322/2007-142 (2 этаж: комната N 32), от 20.12.2007 N 63-63-01/322/2007-132 (4 этаж: комната N 21), от 20.12.2007 N 63-63-01/322/2007-137 (5 этаж: комнаты N 41, 42, 47, 48).
На основании пункта 2.2 договора предметом охраны объекта культурного наследия являются: объемно-пространственная структура здания; композиционное построение и декоративное оформление главных фасадов; первоначальное ограждение балкона; первоначальная металлическая лестница с фигурным кованым ограждением, подлежащие сохранению и реставрации.
По условиям договора собственник принимает на себя выполнение следующих обязательств:
- пункт 3.1.1 - нести полную ответственность за сохранность объекта культурного наследия и использовать его как нежилое помещение (обеспечить не реже чем один раз в пять лет с момента оформления охранного обязательства проведение осмотра технического состояния объекта культурного наследия с целью определения государственным органом мероприятий по сохранению объекта культурного наследия), с обязательным обеспечением неизменности облика и интерьера объекта культурного наследия;
- пункт 3.1.2 - согласовывать с государственным органом вопросы изменения характера использования объекта культурного наследия;
- пункт 3.1.3 - организовывать, финансировать и выполнять работы по сохранению объекта культурного наследия, в том числе консервацию, реставрацию, ремонт, приспособление объекта культурного наследия для современного использования или иных необходимых мероприятий;
- пункт 3.1.4 - осуществлять работы, указанные в плане мероприятий по сохранению объекта культурного наследия и благоустройства его территории (далее - план работ), являющимся приложением N 2 к договору и его неотъемлемой частью;
- пункт 3.1.5 - соблюдать сроки (периодичность) выполнения работ по сохранению объекта культурного наследия, указанных в плане работ, требования к качеству материалов и технологий, используемых при выполнении работ, а в случае необходимости - технические характеристики материалов и технологий, допустимых для применения, а также требования к лицам, выполняющим соответствующие работы и иные обязательства, предусмотренные в целях сохранения памятника истории и культуры федерального значения.
В качестве обоснования иска истец указывает на то, что при рассмотрении дела N А55-28126/2011 установлен факт включения спорного объекта культурного наследия в государственный реестр, что подтверждается присвоением пятнадцатизначного регистрационного номера, однако регистрационный номер объекта - нежилого дома здания, расположенного по ул. Галактионовской, д. 39/8, отсутствует. Полагая, что вышеизложенное существенно меняет обстоятельства, из которых стороны исходили при заключении спорного договора и является основанием для его расторжения, истец направил в адрес ответчика письмо с соответствующим предложением.
Оставление предложения о расторжении договора без ответа послужило основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
В пункте 2 Указа Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176 "Об утверждении Перечня объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения" указано, что к объектам исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения относятся памятники истории и культуры, подлежащие охране как памятники государственного значения в соответствии с постановлением Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников в РСФСР" (приложение N 1) с дополнениями согласно постановлениям Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624, от 07.09.1976 N 495, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 17.12.1976 N 2026-р, от 15.08.1980 N 1297-р, постановлениям Совета Министров РСФСР от 21.05.1982 N 303, от 26.09.1983 N 443, от 11.07.1984 N 306, распоряжениям Совета Министров РСФСР от 09.01.1990 N 27-р, от 25.01.1990 N 80-р, постановлению Правительства Российской Федерации от 20.02.1992 N 116, распоряжениям Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 05.07.1993 N 1190-р, от 23.07.1993 N 1301-р.
Согласно постановлению Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" объект культурного наследия по спорному договору отнесен к памятникам истории и культуры, подлежащим охране как памятники государственного значения.
На основании пункта 1 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до вступления в силу утвержденных Правительством Российской Федерации нормативных актов, издание которых отнесено настоящим Федеральным законом к полномочиям Правительства Российской Федерации, но не позднее 31.12.2010 сохраняются правила охраны, реставрации и использования памятников истории и культуры Российской Федерации, установленные Положением об охране и использовании памятников истории и культуры, утвержденным постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 и применяемым постольку, поскольку указанные правила не противоречат настоящему Федеральному закону.
В соответствии с пунктом 3 статьи 63 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" впредь до включения объекта культурного наследия в реестр в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия применяются охранные обязательства, установленные постановлением Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865.
Согласно статье 59 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании, соответствующим охранным документом - охранным обязательством. Ответственность за соблюдение установленных охранным документом порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. В пункте 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
Материалами дела установлено, что спорный объект не является вновь выявленным объектом культурного наследия. Данный памятник истории и культуры поставлен на государственную охрану постановлением Совета Министров РСФСР от 04.12.1974 N 624 "О дополнении и частичном изменении постановления Совета Министров РСФСР от 30.08.1960 N 1327 "О дальнейшем улучшении дела охраны памятников культуры в РСФСР" в качестве исторического памятника, подлежащего охране как памятник государственного значения.
Ссылка истца на то, что спорный объект не включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку само по себе отсутствие в Перечне указанного объекта не свидетельствует об утрате им статуса объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения.
М учетом изложенного судом первой инстанции в удовлетворении иска отказано. Суд апелляционной инстанции согласился с указанными выводами.
Принятые судебные акты основаны на нормах права и материалах дела. Оснований для их отмены, установленных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия не усматривает.
В соответствии с положениями статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уплата государственной пошлины по кассационной жалобе относится на истца.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 110, 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 17.10.2012, постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А55-21059/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
К.Р. Гарифуллина |
Судьи |
Н.Н. Королёва |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 59 постановления Совета Министров СССР от 16.09.1982 N 865 порядок и условия использования памятников истории и культуры устанавливаются государственными органами охраны памятников и определяются для каждого памятника, находящегося в пользовании, соответствующим охранным документом - охранным обязательством. Ответственность за соблюдение установленных охранным документом порядка и условий использования памятников возлагается на руководителей предприятий, учреждений, организаций и на граждан, в собственности или пользовании которых находятся памятники. В пункте 2 статьи 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" предусмотрено, что объекты исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, принятые на государственную охрану в соответствии с законодательством Российской Федерации по состоянию на день вступления в силу настоящего Федерального закона, относятся к объектам культурного наследия федерального значения, включенным в реестр, с последующей регистрацией данных объектов в реестре в соответствии с требованиями данного Федерального закона.
...
Ссылка истца на то, что спорный объект не включен в Перечень объектов исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 20.02.1995 N 176, не может повлечь отмену обжалуемого решения, поскольку само по себе отсутствие в Перечне указанного объекта не свидетельствует об утрате им статуса объекта исторического и культурного наследия федерального (общероссийского) значения."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 марта 2013 г. N Ф06-2067/13 по делу N А55-21059/2012