г. Казань |
|
23 апреля 2013 г. |
Дело N А12-20836/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Гильмановой Э.Г., Петрова А.Л.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области и Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2012 (судья Сурков А.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 (председательствующий судья Антонова О.И., судьи Дубровина О.А., Лыткина О.В.)
по делу N А12-20836/2012
по иску администрации Волгограда (ИНН 3444059139, ОГРН 1023403433822) к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037339085636), интересы которого представляет Управление Федерального казначейства по Волгоградской области (ИНН 3444054571, ОГРН 1023403452555), с участием третьих лиц: Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области (ИНН 3444012677, ОГРН 1023403458650), Министерства внутренних дел Российской Федерации (ИНН 7706074737, ОГРН 10377000296620) о взыскании 4 086 000 руб.,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилась администрация Волгограда (далее - администрация) с иском к Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации о взыскании с Российской Федерации за счет средств казны в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград 2 394 000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) участковому уполномоченному милиции Петрову Олегу Анатольевичу, 1 682 000 руб. расходов, связанных с предоставлением жилого помещения (квартиры) участковому уполномоченному милиции Сиволобову Олегу Геннадьевичу, а также 10 000 руб. в возмещение расходов по проведению оценки стоимости указанных жилых помещений.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013, требования администрации удовлетворены в полном объеме. С Российской Федерации в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет средств казны Российской Федерации, в пользу муниципального образования городской округ город-герой Волгоград взысканы убытки в размере 4 086 000 руб.
Не согласившись с принятыми по данному делу судебными актами, Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Волгоградской области и Российская Федерация в лице Министерства финансов Российской Федерации (далее - заявители кассационных жалоб) обратились с кассационными жалобами, в которых просят состоявшиеся по делу решение и постановление отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении требований администрации. Полагают, что администрацией не понесены реальные убытки, так как помещения предоставлены по договорам социального найма, доказательства того, что данные помещения приватизированы либо будут приватизированы в будущем, отсутствуют. Также ссылаются на то, что результаты оценки жилых помещений являются не объективными, так как оценка стоимости квартир производилась не на период предоставления помещений по договору социального найма, а также производилась без осмотра помещений.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судами обеих инстанций норм права, установила следующее.
Решением Центрального районного суда Волгограда от 11.01.2011 по делу N 2-149/11, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность по предоставлению Петрову Олегу Анатольевичу на состав семьи из 3 человек жилого помещения в виде отдельной квартиры, общей площадью не менее 36 кв. м. и не более 54 кв. м.
Решением Центрального районного суда Волгограда от 16.06.2009 по делу N 2-3941/09, вступившим в законную силу, на администрацию возложена обязанность по предоставлению Сиволобову Олегу Геннадьевичу на состав семьи из 3 человек жилого помещения в виде отдельной квартиры в муниципальном жилищном фонде.
Во исполнение указанных решений, на основании постановлений главы администрации Волгограда от 13.02.2012 N 334 и от 18.10.2011 N 3156 Петрову Олегу Анатольевичу и Сиволобову Олегу Геннадьевичу предоставлены по договору социального найма квартиры.
Петрову Олегу Анатольевичу предоставлено жилое помещение по адресу: Кировский район г. Волгограда, ул. Колосовая, д. 8, кв. 114. Согласно отчету об оценке от 11.06.2012 N 2012-27 рыночная стоимость данной квартиры составляет 2 394 000 руб.
Сиволобову Олегу Геннадьевичу предоставлено жилое помещение по адресу: Кировский район г. Волгограда, пер. Школьный, д. 2б, кв. 61.В соответствии с отчетом об оценке от 15.06.2012 N 2012-28 рыночная стоимость данной квартиры составляет 1 682 000 руб.
Переданные квартиры являлись собственностью муниципального образования городской округ город-герой Волгоград, однако в результате исполнения вышеуказанных решений судов общей юрисдикции, квартиры выбыли из его владения, в связи с чем, бюджет понес соответствующие расходы.
Стоимость вышеназванных помещений не компенсирована муниципальному образованию. Посчитав, что указанные сумы подлежат компенсации из федерального бюджета, администрация обратилась в суд с заявлением.
Удовлетворяя требования администрации, суды обеих инстанций правомерно руководствовались нормами Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О Милиции"), действовавшим на период вынесения решений об обязании предоставить жилые помещения, нормами Жилищного кодекса Российской Федерации, Бюджетного Кодекса Российской Федерации, судами учтены правовые позиции, изложенные в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10, в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 08.07.2004 N 303-О, определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О.
Согласно пункту 3 статьи 49 Жилищного кодекса Российской Федерации жилые помещения жилищного фонда Российской Федерации или жилищного фонда субъекта Российской Федерации по договорам социального найма предоставляются определенным федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации категориям граждан, признанных по установленным настоящим Кодексом и (или) федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации основаниям нуждающимися в жилых помещениях.
Согласно статье 30 Закона Российской Федерации от 18.04.1991 N 1026-1 "О милиции" (далее - Закон "О милиции") сотрудникам милиции, признанным нуждающимися в улучшении жилищных условий, жилая площадь в виде отдельной квартиры или дома по установленным законодательством нормам предоставляется соответствующими органами исполнительной власти, органами местного самоуправления и организациями в первоочередном порядке, а участковым уполномоченным милиции - не позднее шести месяцев с момента вступления в должность.
Таким образом, Законом "О милиции" органы местного самоуправления наделены государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции.
Учитывая нормы Конституции Российской Федерации, правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, суды обеих инстанций сделали правомерный вывод, что обязанность органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 указано, что пробел в законодательном регулировании порядка предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации.
Администрацией свои обязательства по предоставлению жилых помещений участковым уполномоченным милиции выполнены, однако федеральным органом государственной власти расходы по исполнению названных полномочий не компенсированы.
В соответствии со статьей 71 АПК РФ доказательства по делу полно и всесторонне исследованы, выводы судов основаны на правильном применении норм материального права.
Довод заявителей кассационных жалоб о том, что администрацией не понесены реальные убытки, так как помещения предоставлены по договорам социального найма, является необоснованным. Так как, выполнив свое обязательство по предоставлению жилых помещений, администрация в силу жилищного законодательства не может свободно распоряжаться этими жилыми помещениями, поскольку они обременены жилищными правами граждан, следовательно, в дальнейшем администрация не сможет исполнить собственные обязательства за счет данных жилых помещений.
Доводы заявителей кассационных жалоб о том, что результаты оценки являются необъективными, подлежат отклонению, поскольку, вопреки требованиям статьи 65 АПК РФ, доказательства, подтверждающие данный довод, в материалах дела не представлены.
Таким образом, судебная коллегия кассационной инстанции не находит, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, оснований для отмены принятых по делу судебных актов.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 13.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.01.2013 по делу N А12-20836/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
Э.Г. Гильманова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Учитывая нормы Конституции Российской Федерации, правовую позицию, изложенную в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 15.02.2005 N 58-О, суды обеих инстанций сделали правомерный вывод, что обязанность органов местного самоуправления предоставить жилую площадь сотрудникам милиции корреспондирует обязанность Российской Федерации компенсировать из федерального бюджета дополнительные расходы органа местного самоуправления, возникающие при осуществлении им этой обязанности.
В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.06.2010 N 2280/10 указано, что пробел в законодательном регулировании порядка предоставления жилых помещений участковым уполномоченным милиции не может служить непреодолимым препятствием для разрешения спорных вопросов, если от этого зависит реализация вытекающих из Конституции Российской Федерации прав и законных интересов граждан. До устранения этого пробела взыскание должно осуществляться из казны Российской Федерации в лице ее финансового органа - Министерства финансов Российской Федерации."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 23 апреля 2013 г. N Ф06-2623/13 по делу N А12-20836/2012