г. Казань |
|
06 мая 2013 г. |
Дело N А06-3562/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 25 апреля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 06 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Петрова А.Л.,
судей Баширова Э.Г., Закировой И.Ш.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием систем видео-конференц-связи помощником судьи Левагиной Л.В.,
при участии в судебном заседании с использованием систем видео-конференц-связи в Арбитражном суде Астраханской области представителя:
ответчика - Твердохлебовой И.Е., доверенность от 27.04.2012,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани
на решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 (судья Подосинников Ю.В.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 (председательствующий судья Борисова Т.С., Жевак И.И., Луговской Н.В.)
по делу N А06-3562/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью Многопрофильной фирмы "Лада" к Управлению муниципального имущества администрации г. Астрахани о признании отказа в праве на приобретение в собственность на возмездной основе арендуемых нежилых помещений незаконным и об обязании произвести отчуждение нежилых помещений,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью Многопрофильная фирма "Лада" (далее - ООО МФ "Лада", общество) обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани в праве на приобретение в собственность на возмездной основе арендуемых нежилых помещений и об обязании произвести отчуждение нежилых помещений.
Решением Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 по делу N А06-3562/2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012, признан незаконным отказ Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани, выраженный в письме от 16.01.2012 N 30-02-01-32, в предоставлении ООО МФ "Лада" права первоочередного выкупа арендованного помещения, расположенного по адресу: г. Астрахань, ул. Водников, 2, помещения: литер "С" и литер "Р". Суд обязал Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани устранить допущенные нарушения преимущественного права ООО МФ "Лада" на приобретение в собственность за плату по цене, равной рыночной стоимости, нежилых помещений: литер "С" площадью 23,9 кв. м и литер "Р" площадью 105,3 кв. м, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Водников, 2, совершив по заявлению ООО МФ "Лада" действия, предусмотренные пунктом 3 статьи 9 Федерального закона от 22.07.2008 N 159-ФЗ "Об особенностях отчуждения недвижимого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 159-ФЗ).
Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани, не согласившись с судебными актами по делу, просит в своей кассационной жалобе их отменить как незаконные и необоснованные. Считает, что договор аренды не позволяет определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, что выводы судов первой и апелляционной инстанций не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Судебное заседание проведено в соответствии со статьей 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации с использованием систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Астраханской области.
В судебном заседании представитель Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани поддержала кассационную жалобу по изложенным в ней доводам.
Заявитель - ООО МФ "Лада" - в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного разбирательства в соответствии со статьями 121-123 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Проверив законность обжалованных решения и постановления, правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права в пределах, установленных статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, пояснения представителя заявителя кассационной жалобы, судебная коллегия пришла к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Как видно из материалов дела, ООО МФ "Лада" с 1989 года на основании договора аренды пользуется нежилыми помещениями литер "С" площадью 23,9 кв. м и литер "Р" площадью 105,3 кв. м, расположенных по адресу: г. Астрахань, ул. Водников, 2.
В декабре 2011 года общество обратилось в Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани с заявлением о заключении договора купли-продажи арендованных помещений.
Письмом от 16.01.2012 Управление муниципального имущества администрации г. Астрахани сообщило ООО МФ "Лада", что договор аренды от 01.10.1989 считается незаключенным в связи с отсутствием данных, позволяющих идентифицировать предмет договора, и при таких обстоятельствах реализация преимущественного права выкупа арендованного имущества невозможна.
ООО МФ "Лада", полагая, что отказ Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани, выраженный в письме от 16.01.2012, в реализации обществом права на приобретение в собственность на возмездной основе спорных арендуемых нежилых помещений, является незаконным, нарушает права и законные интересы общества в предпринимательской деятельности, оспорило его в арбитражный суд.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя требования общества, исходили из того, что у Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани отсутствовали правовые основания, для отказа в реализации ООО МФ "Лада" преимущественного права на приобретение арендованного помещения.
Отношения, возникающие в связи с отчуждением из государственной собственности субъектов Российской Федерации или из муниципальной собственности недвижимого имущества, арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства на день вступления в силу настоящего Федерального закона, в том числе особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в приватизации арендуемого имущества урегулированы Федеральным законом N 159-ФЗ.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона N 159-ФЗ субъекты малого и среднего предпринимательства, за исключением субъектов малого и среднего предпринимательства, указанных в части 3 статьи 14 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации", и субъектов малого и среднего предпринимательства, осуществляющих добычу и переработку полезных ископаемых (кроме общераспространенных полезных ископаемых), при возмездном отчуждении арендуемого имущества из государственной собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности пользуются преимущественным правом на приобретение такого имущества по цене, равной его рыночной стоимости и определенной независимым оценщиком в порядке, установленном Федеральным законом от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации". При этом такое преимущественное право может быть реализовано при условии, что:
1) арендуемое имущество находится в их временном владении и (или) временном пользовании непрерывно в течение двух и более лет до дня вступления в силу настоящего Федерального закона в соответствии с договором или договорами аренды такого имущества;
2) отсутствует задолженность по арендной плате за такое имущество, неустойкам (штрафам, пеням) на день заключения договора купли-продажи арендуемого имущества в соответствии с частью 4 статьи 4 настоящего Федерального закона, а в случае, предусмотренном частью 2 статьи 9 настоящего Федерального закона, - на день подачи субъектом малого или среднего предпринимательства заявления о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества;
3) площадь арендуемых помещений не превышает установленные законами субъектов Российской Федерации предельные значения площади арендуемого имущества в отношении недвижимого имущества, находящегося в собственности субъекта Российской Федерации или муниципальной собственности;
4) арендуемое имущество не включено в утвержденный в соответствии с частью 4 статьи 18 Федерального закона N 159-ФЗ перечень государственного имущества или муниципального имущества, предназначенного для передачи во владение и (или) в пользование субъектам малого и среднего предпринимательства.
Следовательно, добросовестному арендатору, который является субъектом малого и среднего предпринимательства, предоставляется преимущественное право на приобретение арендуемого имущества, находящегося в государственной собственности субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, при одновременном выполнении ряда условий.
Судами установлено, что ООО "МФ "Лада" является субъектом малого и среднего предпринимательства, арендованные обществом нежилые помещения литер "С" площадью 23,9 кв.м и литер "Р" площадью 105,3 кв.м, расположенные по адресу: г. Астрахань, ул. Водников, 2, находятся в муниципальной собственности, общество фактически владеет и пользуется спорными помещениями на основании договора аренды более двух лет, не имеет задолженности по уплате арендной платы, в соответствии с договором аренды является арендатором и в настоящее время.
В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
Суды первой и апелляционной инстанций на основании представленных в деле доказательств пришли к правомерному выводу о том, что отказ Управления муниципального имущества администрации г. Астрахани в праве на приобретение в собственность на возмездной основе арендуемых нежилых помещений является злоупотреблением правом, не соответствует закону и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Переоценка установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств дела не входит в компетенцию арбитражного суда кассационной инстанции в силу статей 286, 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Довод кассационной жалобы о том, договор аренды не содержит данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, отклоняется судом кассационной жалобы как несостоятельный, поскольку даже если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами, стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды").
При данных обстоятельствах обжалованные судебные акты закону не противоречат и правовые основания к их отмене отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Астраханской области от 17.09.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2012 по делу N А06-3562/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
А.Л. Петров |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В силу части 2 статьи 9 Федерального закона N 159-ФЗ субъект малого или среднего предпринимательства, соответствующий установленным статьей 3 настоящего Федерального закона требованиям, по своей инициативе вправе направить в уполномоченный орган заявление о соответствии условиям отнесения к категории субъектов малого или среднего предпринимательства и о реализации преимущественного права на приобретение арендуемого имущества.
...
Довод кассационной жалобы о том, договор аренды не содержит данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору, отклоняется судом кассационной жалобы как несостоятельный, поскольку даже если арендуемая вещь в договоре аренды не индивидуализирована должным образом, однако договор фактически исполнялся сторонами, стороны не вправе оспаривать этот договор по основанию, связанному с ненадлежащим описанием объекта аренды, в том числе ссылаться на его незаключенность или недействительность (пункт 15 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 (ред. от 25.01.2013) "Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды")."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 6 мая 2013 г. N Ф06-2610/13 по делу N А06-3562/2012
Хронология рассмотрения дела:
06.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2610/13
01.04.2013 Определение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3562/12
27.12.2012 Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда N 12АП-10090/12
17.09.2012 Решение Арбитражного суда Астраханской области N А06-3562/12