г. Казань |
|
16 мая 2013 г. |
Дело N А65-13654/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гатауллиной Л.Р.,
судей Хабибуллина Л.Ф., Логинова О.В.,
при участии представителей:
общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМирКазань" - Ключникова В.А., доверенность от 05.04.2013 б/н,
Гайнутдиновой Г.К., доверенность от 05.04.2013 б/н,
Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан - Хайруллина А.Ф., доверенность от 01.03.2013 б/н,
Федорова Алексея Владимировича - Фасаховой Л.И., доверенность от 19.03.2012 б/н, Федорова А.В. (паспорт),
Ахметзянова Эдуарда Ильгизаровича - Фасаховой Л.И., доверенность от 19.03.2012 б/н, Ахметзянова Э.И. (паспорт),
в отсутствие:
иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМирКазань"
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 (председательствующий судья Захарова Е.И., судьи Семушкин В.С., Драгоценнова И.С.)
по делу N А65-13654/2012
по заявлению Исполнительного комитета Зеленодольского муниципального образования Республики Татарстан, муниципального учреждения "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан", общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМирКазань", общества с ограниченной ответственностью "ФинТрейд" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан об оспаривании решения и предписания, при участии третьих лиц: Лаухина К.В., Костроминой О.В., Симонова О.В., Синицына А.Н., Шувалова М.А., Харитонова А.В., Ахметзянова Э.И., Федорова А.В., Кирсанова Л.А., Булыгина С.В., общества с ограниченной ответственностью "ПрофЭкс",
УСТАНОВИЛ:
Исполнительный комитет Зеленодольского муниципального образования Республики Татарстан (далее - исполнительный комитет), муниципальное учреждение "Палата имущественных и земельных отношений Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан" (далее - учреждение), общество с ограниченной ответственностью "ЭкоМирКазань" (далее - общество "ЭкоМирКазань"), общество с ограниченной ответственностью "ФинТрейд" (далее - общество "ФинТрейд") обратились в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлениями о признании незаконными решения и предписания Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее - антимонопольный орган) от 27.03.2012 по делу N 06-10/2012.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Лаухин К.В., Костромина О.В., Симонов О.В., Синицын А.Н., Шувалов М.А., Харитонов А.В., Ахметзянов Э.И., Федоров А.В., Кирсанов Л.А., Булыгин С.В., общество с ограниченной ответственностью "ПрофЭкс" (далее - третьи лица).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 в удовлетворении заявленных требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе общество "ЭкоМирКазань" просит отменить состоявшиеся судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в судебном заседании объявлялся перерыв с 14.05.2013 до 13 часов 30 минут 16.05.2013.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В антимонопольный орган поступила коллективная жалоба третьих лиц на действия учреждения и общества "ПрофЭкс" при проведении торгов по продаже земельных участков в Зеленодольском муниципальном районе на основании постановления исполнительного комитета от 13.02.2012 N 297, извещение которого опубликовано в газете "Зеленодольская правда" от 15.02.2012 N 12 (14226).
По мнению заявителей жалобы, организатором торгов был ограничен доступ участников по вышеназванным торгам в части предоставления необходимых документов для участия в данных торгах и нарушены требования постановления Правительства Российской Федерации от 11.11.2002 N 808 "Об организации и проведения торгов по продаже находящегося в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков" (далее - Постановление N 808), а именно в извещении не указаны платежные реквизиты банка, по которым предусматривается перечисление задатка, специализированная организация отсутствует по адресу указанному в извещении.
В ходе рассмотрения жалобы антимонопольным органом установлено, что постановлением исполнительного комитета от 13.02.2012 N 297 "О проведении торгов (аукциона) по продаже земельных участков" принято решение о проведении открытого (по составу участников и по форме подачи заявок о цене) аукциона по продаже земельных участков, находящихся в государственной собственности.
Из извещения о проведении открытого аукциона, опубликованного в газете "Зеленодольская правда" от 15.02.2012 N 12 (14226), а также размещенной на официальном сайте Зеленодольского муниципального района Республики Татарстан http://zelendol.ru/rus/org manage/palata im/iorgi2010.shtml) информации следовало, что учреждение на основании постановления исполнительного комитета от 13.02.2012 N 297 проводит 14.03.2012 в 15 часов 00 минут по адресу: г. Зеленодольск, ул. Первомайская, д. 14, ком. 14 открытые торги по продаже земельных участков.
Лот N 1: земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, назначение: для организации сельскохозяйственного производства площадь 47 880 кв.м., кадастровой номер: 16:20:037101:103, начальная цена: 295 900 рублей.
Лот N 2: земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район. Октябрьское сельское поселение, назначение: для организации сельскохозяйственного производства, площадь 24 725 кв.м., кадастровый номер 16:20:037101:100, начальная цена: 160 200 рублей.
Лот N 3: земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан. Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, назначение: для организаций сельскохозяйственного производства, площадь 2 194 687 кв.м., кадастровый номер: 16:20:000000:1216 начальная цена: 9 327 400 рублей.
Лот N 4: земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, назначение: для организации сельскохозяйственного производства, площадь 24 092 кв.м., кадастровый номер: 16:20:037101:101, начальная цена: 156 100 рублей.
Лот N 5: земельный участок, почтовый адрес ориентира: Республика Татарстан, Зеленодольский муниципальный район, Октябрьское сельское поселение, назначение: для организации сельскохозяйственного производства, площадь 8 649 кв.м., кадастровый номер: 16:20:037101:102, начальная цена: 56 400 рублей.
Прием заявок и ознакомление с предметом торгов (документами на него) осуществляются по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Первомайская, д. 14, ком. 14, (предварительно созвониться по тел. 89172782395). Прием заявок осуществляется до 12.03.2012. Итоги приема заявок будут подведены 13.03.2012 до 12 часов 00 минут.
По результатам рассмотрения дела антимонопольным органом принято решение от 27.03.2012, которым действия учреждения и общества "ПрофЭкс", выразившиеся в нарушении порядка проведения торгов по продаже земельных участков с кадастровыми номерами 16:20:037101:100; 16:20:037101:101; 16:20:037101:102; 16:20:037101:103 и 16:20:000000:1216 признаны нарушающими статью 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) и положения Постановления N 808.
На основании указанного решения антимонопольным органом исполнительному комитету, аукционной комиссии вынесено предписание от 27.03.2012 N Т06-10/2012 о прекращении нарушения антимонопольного законодательства, а именно: отменить протокол N 1 по рассмотрению заявок, поступивших на участие в аукционе и признании претендентов участниками аукциона от 13.03.2012; отменить протокола аукциона по продаже земельного участка от 14.03.2012 N 2, 3, 4, 5, 6 по лотам N 1, 2, 3, 4, 5.
Полагая, что решение и предписание антимонопольного органа не соответствуют действующему законодательству, заявители обратились в арбитражный суд.
Порядок организации и проведения торгов по продаже находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков или права на заключение договоров аренды таких земельных участков определен Постановлением N 808.
Пунктом 8 названного постановления установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти, субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов и содержать определенные данным пунктом сведения.
Согласно правилам главы 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, течение срока, определенного периодом времени, начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которыми определено его начало.
Судами установлено, что извещение о проведении открытого аукциона в нарушение указанного пункта постановления опубликовано в газете "Зеленодольская правда" 15.02.2012 N 12 (14226), то есть меньше чем за 30 дней до даты проведения торгов, а именно на 28 день до даты проведения торгов.
Таким образом, организатором торгов был нарушен пункт 8 Постановления N 808 в части не соблюдения срока в публикации информации о дате проведения торгов, что привело к ограничению количества участников на торгах.
Правила статей 447, 448 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривают общие положения о торгах, организации и порядке их проведения. Положение, утвержденное Постановлением N 808, содержит подробную регламентацию порядка проведения торгов.
Извещение о проведении торгов должно быть сделано организатором не менее чем за тридцать дней до их проведения. Извещение должно содержать во всяком случае сведения о времени, месте и форме торгов, их предмете и порядке проведения, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене (пункт 2 статьи 448 Кодекса). В пункте 8 Правил установлено, что извещение о проведении торгов должно быть опубликовано в средствах массовой информации, определенных Правительством Российской Федерации, органом государственной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления, не менее чем за 30 дней до даты проведения торгов, и содержать информационный минимум.
В отношении торгов, подпадающих под признаки публичного конкурса, в котором помимо прочего содержится обязательство заключить с победителем соответствующий договор, применяются правила предусмотренные главой 57 Гражданского кодекса Российской Федерации. Лицо, сделавшее объявление о конкурсе (организатор), вправе отказаться от него либо изменить ранее обозначенные в объявлении условия только в порядке, предусмотренном законом. Извещение об изменении условий или отмене конкурса должно быть сделано тем же способом, каким конкурс был объявлен. Имеется в виду, что извещение об изменении проведения торгов должно быть сделано организатором не позднее 30 дней до их проведения. Сократив срок в течение которого может быть подана заявка организаторы конкурса нарушили права лиц, которые хотели подать заявку, но были лишены такой возможности. Факт нарушения прав лиц, которые хотели но не могли принять участие в торгах - подтверждается их обращением к ответчику и доказательств, опровергающих данный факт заявителями не представлено.
Кроме того, судами также установлено, что в нарушение пункта 8 Постановления N 808 в извещении, опубликованном в газете "Зеленодольская правда" от 15.02.2012 N 12 (14226), отсутствовали следующие сведения: реквизиты счета для перечисления задатка; срок заключения договора купли-продажи земельного участка; дата, время и порядок осмотра земельного участка на местности; проект договора купли-продажи земельного участка; сведения о сроке уплаты стоимости, если земельный участок продается в кредит (с отсрочкой платежа), а также о порядке, сроках и размерах платежей, если земельный участок продается в рассрочку; форма заявки об участии в торгах, порядок приема, адрес места приема, даты и время начала и окончания приема заявок и прилагаемых к ним документов, предложений, а также перечень документов, представляемых претендентами для участия в торгах и т.д.
В извещении указано только то, что "Прием заявок и ознакомление с предметом торгов (документами на него) осуществляются по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Первомайская, д. 14, ком. 14, (предварительно созвониться по тел: 89172782395)".
Вместе с тем, как установлено антимонопольным органом, данное помещение с момента выхода извещения о торгах и до настоящего времени находится на ремонте.
Данное обстоятельство подтвердили и сами заявители (учреждение и общество "ПрофЭкс") в своих письменных пояснениях, представленных на заседание комиссии, в котором указали, что "в связи с ремонтом указанного в извещении помещения совместно с учреждением было принято решение о проведении аукциона по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 2, о чем по телефону были извещены все участники аукциона. Также в связи с ремонтом прием заявок временно осуществлялся по адресу: Республика Татарстан, г. Казань, ул. Х.Ямашева, д. 10, оф. 223".
Учитывая изложенное, суды сделали правильный вывод о том, что информация, размещенная в извещении в газете "Зеленодольская правда" за 15.02.2012 N 12 (14226) о месте (адресе) приема заявок для участия в торгах, а также об адресе проведения самих торгов не соответствовала действительности. Это привело к значительному ограничению потенциального круга участников данного аукциона и, соответственно, к ограничению конкуренции на данных торгах.
Между тем, 14.03.2012 в 15 часов 00 минут по адресу: Республика Татарстан, г. Зеленодольск, ул. Комсомольская, д. 2 в помещении учреждения, отведенном для проведения торгов, в присутствии членов аукционной комиссии началась регистрация участников аукциона. Только двум участникам аукциона были выданы пронумерованные карточки.
Таким образом, действия учреждения по согласованию совместно со специализированной организацией обществом "ПрофЭкс" иного места проведения торгов, нежели указанного в извещение о проведении открытого аукциона, опубликованного в газете " Зеленодольская правда" 15.02.2012 N 12 (14226) и на официальном сайте Зеленодольского муниципального района, привело к существенному ограничению количества участников на данных торгах, что в свою очередь является нарушением статьи 15 Закона о защите конкуренции.
Лишив потенциальных покупателей возможности внести задаток и ознакомиться с документами организаторы торгов грубо нарушили установленные законодательством требования.
Согласно журналу приема заявок на участие в торгах по продаже земельных участков по всем 5 лотам поданы заявки только от двух участников - обществ "ЭкоМирКазань" и "ФинТрейд". Общество "ФинТрейд" признано победителем по 4 лотам, общество "ЭкоМирКазань" по 1 лоту.
Судебная коллегия отклоняет доводы заявителя жалобы о том, что судами не дана надлежащая правовая оценка обстоятельствам, которые установлены решением Зеленодольского городского суда от 26.07.2012 по делу N 2-1629/2012.
Из оспариваемых судебных актов усматривается, что названное решение суда было предметом исследования нижестоящих судов. Как указали суды, данное решение суда общей юрисдикции не влияет на правовую оценку обжалуемого акта.
Довод заявителя жалобы об отсутствии у антимонопольного органа полномочий по выдаче оспариваемого предписания судебная коллегия признает ошибочным и несоответствующим подпункту 3.1 пункта 1 статьи 23 Закона о защите конкуренции.
Рассмотрение дела в суде и комиссией управления федеральной антимонопольной службы имеет различную правовую природу, основанную на различиях полномочий ветвей государственной власти, вытекающую из принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предусмотренных статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Данные различия, в рамках рассматриваемого дела, выражаются для антимонопольного органа в невозможности признания им сделки недействительной на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и вытекающего их этого отсутствия необходимости установления заинтересованности в исходе торгов, в гражданско-правовом значении, придаваемом ему диспозицией указанной нормы, что и закреплено в оспариваемом акте, где заявитель лишь указывает на возможность применения положений о недействительности.
При рассмотрении дела комиссией возникают отношения власти и подчинения, вытекающие из полномочий антимонопольного органа предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции и которые выражаются в возбуждении и рассмотрении дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдаче в случаях, указанных Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в котором обязанности стороны обвинения и лица, рассматривающего дела, возложены на одно лицо (управление).
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает правильными выводы судов о том, что оспариваемое решение и предписание приняты в защиту законных интересов муниципального образования.
Организатор торгов признал законность решения антимонопольного органа и приступил к его исполнению, что подтверждается письмом руководителя исполкома Зеленодольского муниципального района от 14.03.2013 N 4/336.
Учитывая изложенное оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
Доводы заявителя жалобы были предметом рассмотрения судебных инстанций, им дана надлежащая правовая оценка. Переоценка исследованных судами доказательств в силу статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.10.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.01.2013 по делу N А65-13654/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "ЭкоМирКазань" - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Р. Гатауллина |
Судьи |
Л.Ф. Хабибуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Рассмотрение дела в суде и комиссией управления федеральной антимонопольной службы имеет различную правовую природу, основанную на различиях полномочий ветвей государственной власти, вытекающую из принципа разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную, предусмотренных статьей 10 Конституции Российской Федерации.
Данные различия, в рамках рассматриваемого дела, выражаются для антимонопольного органа в невозможности признания им сделки недействительной на основании статьи 449 Гражданского кодекса Российской Федерации и вытекающего их этого отсутствия необходимости установления заинтересованности в исходе торгов, в гражданско-правовом значении, придаваемом ему диспозицией указанной нормы, что и закреплено в оспариваемом акте, где заявитель лишь указывает на возможность применения положений о недействительности.
При рассмотрении дела комиссией возникают отношения власти и подчинения, вытекающие из полномочий антимонопольного органа предоставленных статьей 23 Закона о защите конкуренции и которые выражаются в возбуждении и рассмотрении дела о нарушениях антимонопольного законодательства; выдаче в случаях, указанных Федеральном законе, хозяйствующим субъектам обязательных для исполнения предписаний, в котором обязанности стороны обвинения и лица, рассматривающего дела, возложены на одно лицо (управление)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 мая 2013 г. N Ф06-2696/13 по делу N А65-13654/2012
Хронология рассмотрения дела:
05.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-12909/13
16.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2696/13
28.01.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-16365/12
31.10.2012 Решение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13654/12
13.08.2012 Определение Арбитражного суда Республики Татарстан N А65-13654/12