г. Казань |
|
22 мая 2013 г. |
Дело N А12-8516/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 16 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 22 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
при участии представителей:
Министерства топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области - Орловой В.В., доверенность от 04.12.2012 N 52,
прокуратуры Волгоградской области - Валиахметова А.Р., удостоверение,
в отсутствие извещенного надлежащим образом открытого акционерного общества "Коммунальные технологии Волгограда",
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Коммунальные технологии Волгограда"
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 (председательствующий судья Пономарев А.В., судьи Романов А.П., Стрельникова Н.В.)
по делу N А12-8516/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Коммунальные технологии Волгограда" (ИНН 7708642054,ОГРН 1077757496530), г. Волгоград, к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области о признании незаконным и недействующим с момента принятия нормативного правового акта, с участием прокуратуры Волгоградской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Волгоградской области обратилось открытое акционерное общество "Коммунальные технологии Волгограда" (далее - общество) с заявлением к Министерству топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (далее - административный орган) о признании незаконным и недействующим с момента принятия постановления Управления региональных тарифов администрации Волгоградской области от 04.03.2008 года N 7/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО "Коммунальные технологии Волгограда".
По ходатайству административного органа, в соответствии с частью 1 статьи 47 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), в связи переименованием Управления по региональным тарифам администрации Волгоградской области в Министерство топлива, энергетики и тарифного регулирования Волгоградской области (постановление губернатора Волгоградской области от 08.06.2012 N 453) произведена замена на надлежащего ответчика.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 в удовлетворении требований общества отказано.
Не согласившись с принятым по делу решением суда, общество обратилось с кассационной жалобой, в которой просит решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 отменить, дело направить на новое рассмотрение в суд первой инстанции. Заявитель кассационной жалобы полагает, что решение об установлении тарифов было принято в отсутствие надлежащего экспертного исследования обоснованности указанных тарифов, ссылается на то, что объем необходимой валовой выручки, заложенный при установлении тарифов, не покрыл экономически обоснованных затрат организации.
В отзыве на кассационную жалобу прокуратура Волгоградской области просит оставить обжалуемый судебный акт без изменения как законный и обоснованный, принятый в соответствии с действующим законодательством.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) правильность применения судом первой инстанции норм права, установила следующее.
Согласно материалам дела 08.02.2008 общество обратилось с заявлением об установлении тарифа для потребителей ОАО "КТВ" в размере 587,61 руб/Гкал в административный орган.
Административным органом принято постановление от 04.03.2008 N 7/1 "Об установлении тарифов на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии для потребителей ОАО "Коммунальные технологии Волгограда", которым для потребителей ОАО "Коммунальные технологии Волгограда" установлен тариф на тепловую энергию и услуги по передаче тепловой энергии в размере 587,61 руб/Гкал.
Не согласившись с принятым постановлением административного органа, общество обратилось с заявлением в арбитражный суд.
Согласно части 1 статьи 192 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействующим нормативного правового акта, принятого государственным органом, органом местного самоуправления, иным органом, должностным лицом, если полагают, что оспариваемый нормативный правовой акт или отдельные его положения не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности или создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Отказывая обществу в удовлетворении требований, руководствуясь нормами Федерального закона от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", нормами "Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109 (далее - Правила), суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии в материалах дела доказательств произвольного установления тарифа административным органом.
Правовые основы экономических отношений, связанных с государственным регулированием тарифов на электрическую и тепловую энергию, а также полномочия органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов определены Федеральным законом от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации" (далее - Закон N 41-ФЗ), действовавшим на период принятия обжалуемого постановления.
Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 4 Закона N 41-ФЗ закреплены принципы государственного регулирования тарифов, одними из которых являются: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что установление тарифов производится регулирующим органом путем рассмотрения дела об установлении тарифов.
Пунктами 10, 11 Правил установлен перечень документов и расчетных материалов, которые организации, осуществляющие регулируемую деятельность, представляют в соответствующий регулирующий орган.
Согласно пункту 16 Правил регулирующий орган проводит экспертизу предложений об установлении тарифов. Регулирующий орган назначает экспертов из числа своих сотрудников, экспертное заключение приобщается к делу об установлении тарифов.
В материалах дела имеется экспертное заключение административного органа на предложение общества по определению экономически обоснованного тарифа на услуги теплоснабжения. Руководствуясь проведенным административным органом оценками, в том числе анализом экономической обоснованности расходов, экспертами предлагается утвердить для потребителей, оплачивающих производство и передачу тепловой энергии (из сетей), тариф в размере 587,61 руб.
Суд первой инстанции пришел к выводу о соответствии оспариваемого тарифа нормативным правовым актам в сфере государственного регулирования, а также установленным на основе анализа представленных обществом материалов.
Суд кассационной инстанции не находит оснований не согласиться с выводом суда первой инстанции об экономической обоснованности указанного тарифа.
Таким образом, предусмотренных статьей 288 АПК РФ оснований для отмены обжалуемого решения не имеется.
На основании изложенного и статьями 286, 287, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 25.01.2013 по делу N А12-8516/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно статье 2 Закона N 41-ФЗ государственное регулирование тарифов на электрическую и тепловую энергию осуществляется на основе принципов, изложенных в Федеральном законе от 14.04.1995 N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации", посредством установления экономически обоснованных тарифов (цен, платы за услуги) на электрическую и тепловую энергию и (или) их предельных уровней.
Статьей 4 Закона N 41-ФЗ закреплены принципы государственного регулирования тарифов, одними из которых являются: определение экономической обоснованности планируемых (расчетных) себестоимости и прибыли при расчете и утверждении тарифов; обеспечение экономической обоснованности затрат коммерческих организаций на производство, передачу и распределение электрической и тепловой энергии; определение размера средств, направляемых на оплату труда, в соответствии с отраслевыми тарифными соглашениями; учет результатов деятельности энергоснабжающих организаций по итогам работы за период действия ранее утвержденных тарифов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22 мая 2013 г. N Ф06-2495/13 по делу N А12-8516/2012
Хронология рассмотрения дела:
22.05.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-2495/13
25.01.2013 Решение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8516/12
30.10.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-7897/12
01.08.2012 Определение Арбитражного суда Волгоградской области N А12-8516/12