г. Казань |
|
27 мая 2013 г. |
Дело N А55-20477/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Фатхутдиновой А.Ф., Карповой В.А.,
при участии представителя:
истца - Денисовой Л.В., доверенность от 01.02.2013 N 7/4, Шикуновой С.А., доверенность от 01.02.2013 N 7/4,
в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства имущественных отношений Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2012 (судья Шабанов А.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 (председательствующий судья Пышкина Н.Ю., судьи Николаева С.Ю., Терентьев Е.А.)
по делу N А55-20477/2012
по иску общества с ограниченной ответственностью "Сладкий мир", г. Самара (ОГРН 1026303512718, ИНН 6367036796) к Министерству имущественных отношений Самарской области, г. Самара (ОГРН 1066315051824) об урегулировании разногласий возникших при заключении договора,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Сладкий мир" (далее - ООО "Сладкий мир", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к Министерству имущественных отношений Самарской области об урегулировании разногласий возникших при заключении договора купли-продажи земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пос. Чкалова, б/н., площадью 76 237 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253010:527, приняв редакцию, предложенную ООО "Сладкий мир" в протоколе разногласий от 14.05.2012, а именно:
- пункт 2.1 Цена участка составляет 2 013 152 руб. 34 коп. без НДС;
- пункт 2.4 Оплата производится в рублях. Оплата стоимости земельного участка производится в безналичной форме - путем перевода установленной пунктом 2.1 суммы в размере 2 013 152 (два миллиона тридцать тысяч сто пятьдесят два) рубля 34 копейки без НДС на счет УФК по Самарской области (Министерство имущественных отношений Самарской области) ИНН 6315800964 КПП 631601001, расчетный счет 40101810200000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Самарской области, БИК 043601001, код бюджетной классификации 70511406012040000430, ОКАТО 36401000000.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с вынесенными судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт, об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований.
Судебное заседание, назначенное по ходатайству Министерства имущественных отношений Самарской области с применением систем видео-конференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области согласно статье 153.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, проведено в обычном режиме в связи с неявкой Министерства имущественных отношений Самарской области, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа, ни в Арбитражный суд Самарской области, ни в суд кассационной инстанции.
На основании части 3 статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассматривается в их отсутствие в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании в помещении Федерального арбитражного суда Поволжского округа представители истца возражали против удовлетворения кассационной жалобы, просили обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав представителей истца и ответчика, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судом, ООО "Сладкий мир" на праве собственности принадлежат следующие объекты недвижимости, расположенные по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пос. Чкалова, б/н: нежилое административное здание, площадью 697,50 кв. м, склад площадью 1534,30 кв. м, утепленная стоянка площадью 1524,40 кв. м, мастерская площадью 273,30 кв. м, проходная площадью 44,20 кв. м, бытовое обслуживание площадью 72,70 кв. м, склад площадью 543,70 кв. м, гараж площадью 516,20 кв. м, склад площадью 449,70 кв. м, станция технического обслуживания площадью 60,00 кв. м, котельная площадью 191,40 кв. м, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности, а также выписками из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - ЕГРП).
Данные объекты недвижимого имущества были приобретены заявителем на основании договора купли-продажи от 28.07.2006 N 438 у ООО "Арт Хайзер".
Судом установлено, что спорные объекты недвижимого имущества расположены на земельном участке площадью 76 237 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253010:527, сформированном в установленном законом порядке, поставленным на государственный кадастровый учет, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 02.02.2011 N 63-00-102/11-17674.
Согласно абзацу 2 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", распоряжение землями до разграничения государственной собственности на землю осуществляется органами местного самоуправления в пределах их полномочий, если законодательством не предусмотрено иное.
В соответствии с постановлением Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67 "Об органах исполнительной власти Самарской области, уполномоченных на распоряжение земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара" полномочия по распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, с 01.07.2006 возложены на Министерство имущественных отношений Самарской области.
На основании заявления истца и приказа ответчика от 12.04.2012 N 1047 о предоставлении в собственность земельного участка, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пос. Чкалова, б/н, между Министерством имущественных отношений Самарской области (продавец) и ООО "Сладкий мир" (покупатель) был подписан договор купли-продажи земельного участка, государственная собственность на который не разграничена, в городском округе Самара для целей, не связанных со строительством, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пос. Чкалова, площадью 76 237,00 кв. м с кадастровым номером 63:01:0253010:527, занимаемый базой. Истцом в адрес ответчика 14.05.2012 был направлен протокол разногласий по пунктам 2.1, 2.4 договора. Письмом от 31.05.2012 N 12/9884 ответчик отклонил направленный в его адрес протокол разногласий.
При заключении договора стороны не пришли к согласию.
Указанные обстоятельства явились основанием для обращения истца в суд с настоящим иском.
Суды первой и апелляционной инстанций, удовлетворяя заявленные требования, правомерно исходили из следующего.
В силу части 1 статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации юридические лица, имеющие в собственности здания, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с названным Кодексом.
В соответствии с пунктом 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 N 11 "О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства" суды правильно указали на то, что определяя цену земельного участка по договору купли-продажи, заключаемому в соответствии со статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, стороны должны руководствоваться Законом о введении в действие данного Кодекса, содержащим императивную норму о конкретных условиях определения стоимости земельного участка.
Пунктом 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции Федерального закона от 27.12.2009 N 342-ФЗ) (далее - Федеральный закон N 137-ФЗ) установлен субъектный состав лиц, которым до 01.01.2012 осуществляется продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.
К этим лицам относятся, в том числе, коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся собственниками расположенных на таких земельных участках зданий, строений, сооружений, если эти здания, строения, сооружения были отчуждены из государственной или муниципальной собственности, в том числе в случае, если на таких земельных участках возведены или реконструированы здания, строения, сооружения.
При приобретении указанными лицами таких земельных участков их цена устанавливается субъектами Российской Федерации в пределах двадцати процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в городах с численностью населения свыше 3 миллионов человек и двух с половиной процентов кадастровой стоимости земельного участка, расположенного в иной местности.
Из содержания приведенной нормы следует, что ее действие распространяется на собственников строений, зданий, сооружений, находившихся ранее в государственной или муниципальной собственности.
Критерием применения льготных цен при выкупе указанных в данном пункте земельных участков является факт отчуждения здания, строения, сооружения из государственной или муниципальной собственности.
Таким образом, в случае перехода прав на такие здания, строения, сооружения от лиц, ставших их собственниками в результате отчуждения из государственной или муниципальной собственности, к другим лицам, ставшим их собственниками по договору купли-продажи или в результате иных видов сделок, данные лица также имеют право выкупить указанные земельные участки по льготной цене.
Арбитражные суды, установив, что объекты недвижимого имущества, принадлежащие ООО "Сладкий мир" и расположенные на спорном земельном участке, ранее приобретены в процессе приватизации государственных предприятий, пришли к правомерному выводу об отнесении истца к категории собственников, для которых действует льготная цена выкупа земельного участка из расчета два с половиной процента от его кадастровой стоимости в силу пункта 1 статьи 2 Федерального закона N 137-ФЗ.
В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости", подпунктом 7 пункта 8 раздела II Приказа Минэкономразвития Российской Федерации от 04.02.2010 N 42 "Об утверждении Порядка ведения государственного кадастра недвижимости" сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости вносятся в государственный кадастр недвижимости и образуют на ряду с другими состав сведений государственного кадастра недвижимости об объекте недвижимости.
Постановлением Правительства Самарской области от 10.12.2008 N 473 "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земельных участков в составе земель населенных пунктов Самарской области" утверждена кадастровая стоимость земельных участков в составе населенных пунктов Самарской области.
Как установлено судом, данным постановлением не утверждалась и не изменялась кадастровая стоимость земельного участка с кадастровым номером 63:01:0253010:527, расположенного по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, пос. Чкалова.
Довод департамента, приведенный в кассационной жалобе о том, что выкупаемая цена земельного участка должна быть рассчитана исходя из ставки земельного налога, умноженной на среднее значение удельного показателя по кадастровому кварталу г.о. Самара, равного 2506 руб. 95 коп., признается судом кассационной инстанции необоснованным, поскольку такой порядок выкупа земельных участков установлен лишь для лиц, не указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так как обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ), суд первой инстанции, установив, что в государственный кадастр недвижимости не вносились изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и размера кадастровой стоимости, произвел расчет выкупной стоимости в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в сведениях государственного кадастра (недвижимости) на дату подачу соответствующего заявления в уполномоченный орган.
Доводы заявителя кассационной жалобы об обратном были предметом исследования в суде апелляционной инстанции и получили надлежащую правовую оценку в соответствии с установленными по делу фактическими обстоятельствами, в связи с чем они подлежат отклонению как направленные на переоценку исследованных судом доказательств, что в силу статьи 286 АПК РФ в полномочия суда кассационной инстанции не входит.
Учитывая, что неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе, являющихся в силу части 4 статьи 288 АПК РФ основаниями для отмены судебных актов в любом случае, судами не допущено, правовые основания для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы отсутствуют.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.12.2012 по делу N А55-20477/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
А.Ф. Фатхутдинова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Довод департамента, приведенный в кассационной жалобе о том, что выкупаемая цена земельного участка должна быть рассчитана исходя из ставки земельного налога, умноженной на среднее значение удельного показателя по кадастровому кварталу г.о. Самара, равного 2506 руб. 95 коп., признается судом кассационной инстанции необоснованным, поскольку такой порядок выкупа земельных участков установлен лишь для лиц, не указанных в пункте 1 статьи 2 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации".
Так как обязанность подготовить и направить проект договора купли-продажи земельного участка возникает у уполномоченного органа с момента подачи заинтересованным лицом заявления о выкупе земельного участка, соответствующего требованиям закона (пункт 6 статьи 36 ЗК РФ), суд первой инстанции, установив, что в государственный кадастр недвижимости не вносились изменения в части удельного показателя кадастровой стоимости земельного участка и размера кадастровой стоимости, произвел расчет выкупной стоимости в размере 2,5 % от кадастровой стоимости земельного участка, содержащейся в сведениях государственного кадастра (недвижимости) на дату подачу соответствующего заявления в уполномоченный орган."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 мая 2013 г. N Ф06-1797/13 по делу N А55-20477/2012