г. Казань |
|
31 мая 2013 г. |
Дело N А12-19554/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 28 мая 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 31 мая 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Махмутовой Г.Н.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Промышленно-Торговое Предприятие "МАКАРНА", г. Волгоград,
на решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2012 (судья Сотникова М.С.) и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 (председательствующий судья Клочкова Н.А., судьи Волкова Т.В., Тимаев Ф.И.)
по делу N А12-19554/2012
по исковому заявлению муниципального унитарного предприятия "Городской водоканал г. Волгограда", г. Волгоград (ИНН 3446002106, ОГРН 1033400546156) к открытому акционерному обществу "Промышленно-Торговое Предприятие "МАКАРНА", г. Волгоград (ИНН 3446003149, ОГРН 1023404237625) о взыскании задолженности и процентов за пользование чужими денежными средствами,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное унитарное предприятие "Городской водоканал г. Волгограда" (далее - истец, МУП "Городской водоканал г. Волгограда") обратилось в Арбитражный суд Волгоградской области с иском к открытому акционерному обществу "Промышленно-Торговое Предприятие "МАКАРНА" (далее - ответчик, ОАО "ПТП "МАКАРНА") о взыскании задолженности в размере 67 107 руб. 39 коп., образовавшейся по договору на отпуск воды и прием сточных вод от 01.06.2009 N 003630 за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, и процентов за пользование чужими денежными средствами в размере 1297 руб. 41 коп., судебных издержек в размере 28 руб. 50 коп.
Решением Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2012, оставленным без изменения постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013, исковые требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, ответчик обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013, принять новый судебный акт об отказе в удовлетворении исковых требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на несоответствие выводов судов, изложенных в обжалуемых судебных актах, обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам, на неправильное применение норм материального права
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее- АПК РФ), изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, не находит оснований для отмены обжалуемых судебных актов в силу следующего.
Как следует из материалов дела и установлено судами, между истцом (предприятие) и ответчиком (абонент) был заключен договор от 01.06.2009 N 003630, по условиям которого истец обязался обеспечивать абонента питьевой (технической) водой в соответствии с имеющимися производственными мощностями предприятия; принимать от абонента сточные воды в соответствии с расчетом водохозяйственного баланса, техническими условиями; контролировать соблюдение абонентом нормативов водоотведения по составу сточных вод путем выполнения анализов проб сточных вод, отбираемых в контрольных канализационных колодцах в любое время без предварительного уведомления абонента, но не реже 1 раза в 3 месяца, а абонент обязался своевременно производить оплату истцу за полученную воду, сброшенные сточные воды и сброс загрязняющих веществ в систему канализации.
Согласно пункту 4.1. договора от 01.06.2009 N 003630 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "Условиями приема" на основе постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606) в систему канализации с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
Дополнительным соглашением от 07.09.2009 о внесении изменений в договор от 01.06.2009 N 003630 стороны согласовали перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентом в системы канализации Волгограда (приложение N 4 к договору) и акт об установлении контрольных канализационных колодцев (приложение N 7 к договору).
Согласно пункту 2.1.3 договора от 01.06.2006 N 003630 факт отбора проб удостоверяется актом, который подписывается представителями предприятия и абонента. В случае не выделения абонентом представителя или отказа от подписания акта отбора сточных вод проба считается действительной в одностороннем порядке до следующего отбора. При отборе представителем предприятия контрольной пробы абонент может одновременно в присутствии представителя предприятия отобрать параллельную пробу и провести ее анализ в аттестованной и (или) аккредитованной организации (лаборатории) за счет собственных средств.
Из материалов дела следует, что 12.01.2012 истцом в присутствии представителя абонента - Левого В.В., указанного в договоре от 01.06.2006 N 003630, был проведен отбор проб сточной воды в контрольном канализационном колодце ответчика, что подтверждается актом N 6.
По результатам отбора проведен анализ проб сточной воды, в результате чего обнаружено превышение допустимых концентраций загрязняющих веществ по следующим показателям: БПК полн., сульфиды и ХПК, что подтверждается протоколом количественного химического анализа сточных вод от 27.01.2012 N 18.
Телефонограммой от 08.02.2012 N 34 истец уведомил ответчика о результатах контрольной проверки сточных вод.
Согласно расчету от 17.04.2012 N 111, представленному истцом, плата за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ за период с 01.01.2012 по 31.03.2012 составляет 67 107 руб. 39 коп.
Истцом в адрес ответчика 23.04.2012 был направлен счет на оплату от 18.04.2012 N 3.12.04.18.0081, который получен ответчиком 24.04.2012.
Учитывая, что в установленные сроки ответчик не произвел оплату за сверхнормативный сброс загрязняющих веществ, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 395, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 61,64, 65, 66, 68, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее- Правила N 167), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и правомерно исходили из следующего.
Постановлением администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 утвержден "Порядок приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" (далее - Порядок).
Согласно пункту 23.1 указанного Порядка при сбросе абонентами в системы канализации загрязняющих веществ в концентрациях, превышающих допустимые концентрации или временно допустимые концентрации, но не превышающих концентраций, допустимых для сетей канализации и (или) биологической очистки, расчет платы производится исходя из базовых нормативов платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные или подземные водные объекты в пределах установленных лимитов, примененных к разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющих веществ, эффективности очистки (задержания) загрязняющих веществ на сооружениях биологической очистки; базовых нормативов платы (в пределах установленных лимитов) за размещение осадка, примененных к разности между удельными величинами фактического и нормативного размещения осадка на один куб. м сточных вод; коэффициентов экологической ситуации и значимости состояния водных объектов и почвы региона; пятикратного повышения коэффициента за сверхлимитное загрязнение окружающей природной среды и размещение осадка, а также коэффициентов индексации базовых нормативов платы для населенных пунктов.
Кроме того, необходимо учитывать долю сточных вод абонентов на выпуске в систему канализации, по которому зафиксировано нарушение, компенсационный коэффициент, учитывающий дополнительные затраты организаций водопроводно-канализационного хозяйства по вынужденному приему сверхнормативного сброса сточных вод в систему канализации, а также объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
В соответствии с пунктом 23.2 Порядка при сбросе абонентами загрязняющих веществ, превышающих не только установленные допустимые концентрации и (или) временно допустимые концентрации, но и концентрации, допустимые для сетей канализации и (или) биологической очистки, а также в случае сброса веществ, по которым не установлены базовые нормативы платы за сброс загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, расчет платы производится исходя из отношений разности между фактической и допустимой (или временно допустимой) концентрациями загрязняющего вещества к допустимым концентрациям и (или) временно допустимым концентрациям того же вещества, с учетом доли сточных вод абонента на выпуске в системы канализации, по которому зафиксировано нарушение. Полученный результат (сумма по всем загрязняющим веществам) делится на число загрязняющих веществ, по которым зафиксировано нарушение, умножается на понижающий коэффициент, учитывающий дифференцированную систему установления тарифов для различных групп потребителей, на действующий тариф за услуги по приему сточных вод и загрязняющих веществ и на объем фактически сброшенных абонентом сточных вод за период не более трех месяцев от обнаружения нарушения до очередного отбора проб организациями водопроводно-канализационного хозяйства. При этом объем сточных вод учитывается с начала расчетного периода, в котором зафиксировано нарушение, независимо от даты отбора проб.
Во исполнение постановления администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606 "Об утверждении Порядка приема сточных вод и взимания с предприятий (организаций) платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов Волгоградской области" администрацией Волгограда было принято постановление от 24.10.2011 N 3229 "Об утверждении условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" (опубликовано 27.10.2011), согласно которому признано утратившим силу постановление администрации Волгограда от 26.02.2002 N 141 "Об условиях приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда" и утверждены новые.
Разделом 3 "Условий приема загрязняющих веществ в сточных водах, отводимых абонентами в системы канализации Волгограда", утвержденных постановлением администрации Волгограда от 24.10.2011 N 3229, установлен перечень и нормативы допустимых концентраций загрязняющих веществ, принимаемых в системы канализации Волгограда.
Как следует из материалов дела, акт отбора проб, представленный истцом, содержит подробные сведения о месте отбора проб, вида пробы, описание емкостей и типа пробоотборного устройства.
Со стороны ответчика указанный акт подписан без замечаний, каких-либо возражений в отношении акта или процедуры отбора проб ответчиком не заявлено.
Кроме того, ответчик не воспользовался правом отбора параллельных проб сточных вод, предоставленным ему пунктом 68 Правил N 167.
Между тем материалами дела подтверждается превышение лимита сброса сточных вод, а также предельно допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах абонента (ответчика).
Расчет взыскиваемой суммы проверен судами предыдущих инстанций и признан верным.
Доказательств обоснования иного размера задолженности, а также доказательств оплаты суммы задолженности ответчиком в материалы дела не представлено.
При таких обстоятельствах судебная коллегия находит обоснованными выводы судов предыдущих инстанций об удовлетворении заявленных исковых требований.
Доводы ответчика о применении нормативов допустимых концентраций загрязняющих веществ в сточных водах, согласованных сторонами в приложении N 4 к договору от 01.06.2006 N 003630, были исследованы судами предыдущих инстанций и отклонены со ссылкой на постановление администрации Волгоградской области от 24.10.2011 N 3229.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, также подлежат отклонению, поскольку они направлены на переоценку установленных судами предыдущих инстанций обстоятельств и имеющихся в деле доказательств, что не входит в компетенцию суда кассационной инстанции.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемых судебных актов не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судами первой и апелляционной инстанций не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Волгоградской области от 01.11.2012 и постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 04.02.2013 по делу N А12-19554/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно пункту 4.1. договора от 01.06.2009 N 003630 за превышение нормативов сброса загрязняющих веществ (устанавливаются "Условиями приема" на основе постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 и постановления главы администрации Волгоградской области от 05.11.1996 N 606) в систему канализации с абонента взимается повышенная плата. Сумма платы определяется исходя из объема общего водоотведения и фактических концентраций загрязняющих веществ, количества превышений (кратности), определяемых путем выполнения анализов проб сточных вод.
...
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды первой и апелляционной инстанций руководствовались статьями 309, 310, 395, 544, 548 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктами 61,64, 65, 66, 68, 70 Правил пользования системами коммунального водоснабжения и канализации в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1999 N 167 (далее- Правила N 167), пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 31.12.1995 N 1310 "О взимании платы за сброс сточных вод и загрязняющих веществ в системы канализации населенных пунктов" и правомерно исходили из следующего."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 31 мая 2013 г. N Ф06-3936/13 по делу N А12-19554/2012