г. Казань |
|
27 июня 2013 г. |
Дело N А55-25773/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 20 июня 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 27 июня 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Гильмановой Э.Г.,
судей Баширова Э.Г., Мосунова С.В.,
при участии представителя:
конкурсного управляющего общества с ограниченной ответственностью "Транс-Мегалайн" - Елуферьевой Н.Г. (доверенность от 15.08.2012)
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства финансов Российской Федерации
на решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2012 (судья Зафран Н.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 (председательствующий судья Туркин К.К., судьи Балашева В.Т., Морозов В.А.)
по делу N А55-25773/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Транс-Мегалайн" (ОГРН 1056312001800) к Министерству управления финансами Самарской области, Министерству финансов Российской Федерации о взыскании 4 359 161, 45 руб., с участием третьих лиц: Департамента транспорта администрации городского округа Самара, Министерства транспорта и автомобильных дорог Самарской области, федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" в лице обособленного подразделения Самарский почтамт Управления федеральной почтовой связи Самарской области,
УСТАНОВИЛ:
в Арбитражный суд Самарской области обратилось общество с ограниченной ответственностью "Транс-Мегалайн" (далее - общество, ООО "Транс-Мегалайн", истец) к Министерству управления финансами Самарской области, Министерству финансов Российской Федерации с исковым заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), о взыскании с Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца убытки в размере 1 352 294, 98 руб., с Самарской области за счет казны Самарской области убытки в размере 2 934 526, 28 руб.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2013 заявленные требования удовлетворены.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменения.
В кассационных жалобах Министерство управления финансами Самарской области и Министерство финансов Российской Федерации просят отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
В соответствии со статьей 121 АПК РФ все лица, участвующие в деле, о месте и времени судебного разбирательства надлежащим образом извещены.
Судебная коллегия кассационной инстанции, изучив материалы дела, рассмотрев доводы кассационных жалоб, проверив в соответствии со статьей 286 АПК РФ правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм права, считает кассационные жалобы не подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Как усматривается из материалов дела, между Департаментом транспорта администрации городского округа Самара и обществом заключен договор от 01.01.2008 N 36-08 "Об организации перевозок пассажиров автомобильным транспортом по установленному маршруту регулярных перевозок на территории городского округа Самара". На период 2010 года срок действия настоящего договора был пролонгирован дополнительным соглашением.
Согласно указанному договору Заказчик Департамент транспорта городского округа Самара поручает, а Исполнитель - ООО "Транс-Мегалайн" обязуется осуществлять перевозки пассажиров по маршруту городского округа Самара по установленным администрацией городского округа Самара тарифам по оплате проезда и провоза багажа на городском пассажирском транспорте в городском округе Самара, со всеми видами льгот, действующими на территории городского округа Самара.
В связи с неполным возмещением расходов по предоставлению льгот, истец обратился с настоящим иском в суд о взыскании убытков, причиненных в результате неисполнения обязанности по возмещению выпадающих доходов общества в связи с осуществлением перевозок отдельных категорий граждан, в отношении которых оказываются меры социальной поддержки по единым социальным проездным билетам из казны публично-правовых образований - Российской Федерации и Самарской области.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суды обеих инстанций обоснованно исходили из следующего.
С принятием Федерального закона от 22.08.04 N 122-ФЗ "О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" произведена замена натуральных льгот денежными компенсациями.
Постановлением Правительства Самарской области от 02.02.2005 N 15 "Об организации городских и внутрирайонных перевозок в Самарской области для отдельных категорий граждан" установлено, что с 01.07.2008 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области установлена в размере, не превышающем 270 руб.
Указанная льгота была установлена в отношении лиц попадающих под действие Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", Закона Российской Федерации от 15.05.1991 N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", Федеральным законом от 09.06.1993 N 5142-1 "О донорстве крови и ее компонентов".
С 01.03.2005 стоимость единого социального проездного билета на городские и внутрирайонные перевозки всеми видами общественного транспорта на территории Самарской области в пределах ежемесячной денежной выплаты с компенсацией разницы между ежемесячной денежной выплатой и ценой единого социального проездного билета в порядке, определенном Соглашением между Правительством Российской Федерации и Самарской области, для следующих категорий граждан:
- военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22.06.1941 по 03.09.1945 не менее шести месяцев; военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;
- члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий;
- лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, на строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на при фронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств.
Постановлением администрации городского округа Самара от 16.12.2009 N 1391 "Об установлении тарифов на городских пассажирских маршрутных перевозках, осуществляемых муниципальными предприятиями пассажирского транспорта городского округа Самара" с 01.01.2010 стоимость одной поездки в автобусе установлена в размере 15 руб.
Недополученная провозная плата при осуществлении перевозок по единому социальному проездному билету возмещалась истцу органами местного самоуправления в форме перечисления выручки в федеральное государственное унитарное предприятие "Почта России" от реализации единого социального проездного билета. Органами государственной власти (Российской Федерации и субъекта Российской Федерации - Самарской области) в 2010 году средства на компенсацию доступности проезда в общественном транспорте не предусматривались, ООО "Транс-Мегалайн" не предоставлялись.
Согласно расчету истца за период с января по декабрь 2010 года расчет убытков произведен с применением следующих показателей: количество проданных единых социальных проездных билетов, процент транспортной работы, количество поездок в месяц, сумма денежных средств полученных от федерального государственного унитарного предприятия "Почта России".
Согласно статьям 16, 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Пунктом 5 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.
В постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 разъяснено, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005), статьи 26.3 Федерального закона от 06.10.1999 N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот (пункты 1, 19).
Согласно разъяснениям, данным в Постановлении Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации" следует, что в случае предъявления юридическим лицом требований о возмещении убытков, причиненных в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, необходимо иметь в виду, что ответчиком по такому делу должны признаваться Российская Федерация, соответствующий субъект Российской Федерации или муниципальное образование в лице соответствующего финансового или иного уполномоченного органа (статья 16).
Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.
При таких обстоятельствах, суды обеих инстанций, оценив представленные сторонами документы с позиции статьи 71 АПК РФ, учитывая разъяснения Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, правомерно удовлетворили заявленные исковые требования о взыскании ущерба.
Доводы кассационных жалоб, фактически повторяют аргументы, изложенные в апелляционных жалобах, и по существу направлены на переоценку доказательств и фактических обстоятельств дела, установленных судами, что в соответствии со статьями 286, 287 АПК РФ недопустимо в силу установленных законом пределов рассмотрения дела судом кассационной инстанции.
При таких обстоятельствах при правильном применении судами норм материального и процессуального права, полном и всестороннем исследовании имеющихся в деле документов и обстоятельств дела принятые по делу судебные акты являются законными и обоснованными и не подлежат отмене.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 30.11.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.03.2013 по делу N А55-25773/2012 оставить без изменения, кассационные жалобы Министерства управления финансами Самарской области, Министерства финансов Российской Федерации - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Гильманова |
Судьи |
Э.Г. Баширов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 27 июня 2013 г. N Ф06-3672/13 по делу N А55-25773/2012
Хронология рассмотрения дела:
26.08.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10863/13
31.07.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-10863/13
27.06.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-3672/13
30.11.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-25773/12