г. Казань |
|
02 июля 2013 г. |
Дело N А55-34028/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Афанасьева И.Н.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителя:
заявителя - Лесняковской А.С. (доверенность от 14.06.2013),
в отсутствие:
заинтересованного лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2013 (судья Холодкова Ю.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Марчик Н.Ю., Холодная С.Т.)
по делу N А55-34028/2012
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аргумент", г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Аргумент" (далее - ООО "Аргумент") обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности ООО "Аргумент" от 25.09.2012 N 01/186/2012-298 на объект недвижимого имущества - здание N 15, склад-сарай инвентаря, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д.191 и обязании совершить действия по регистрации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013, заявленные требования удовлетворены полностью.
В кассационной жалобе Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области, регистрирующий орган) просит решение и постановление отменить, в удовлетворении заявленных требований отказать. Заявитель жалобы ссылается на нарушение судами норм материального права.
Законность обжалуемых судебных актов проверена в порядке, предусмотренном главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, ООО "Аргумент" являлось собственником объекта недвижимого имущества - здание N 15 склад-сарай для инвентаря, площадью 351,5 кв. м, расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д. 191.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией свидетельства о государственной регистрации права N 63-АЖ 409336 и не оспариваются сторонами.
Из материалов дела усматривается, что указанный объект прекратил свое существование, что подтверждается справкой, подписанной заместителем директора Самарского филиала федерального государственного унитарного предприятия "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" (далее - ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ"), а также Уведомлением органа кадастрового учета от 27.04.2012 N 63-00-102/12-155371 об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений.
07 августа 2012 года заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о прекращении права собственности на указанный объект.
Вместе с заявлением, обществом, в том числе, были приложены: справка от 13.07.2012, выданная ФГУП "Ростехинвентаризация -Федеральное БТИ", подтверждающая снесение спорного объекта; уведомление об отсутствии в Реестре запрашиваемых сведений от 27.04.2012.
По результатам рассмотрения указанного заявления, сообщением от 25.09.2012 N 01/186/2012-298 заявителю было отказано в государственной регистрации прекращения права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из содержания оспариваемого отказа следует, что общество не представило на государственную регистрацию справку, установленной формы, выданную уполномоченным органом и содержащую сведения о прекращении существования указанного выше объекта.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что вышеуказанный объект недвижимого имущества прекратил свое существование и заявителем на государственную регистрацию прекращения права собственности на данный объект были представлены все необходимые документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного Закона, пришли к выводу, что у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на спорный объект недвижимого имущества.
Довод заявителя кассационной жалобы о том, что в нарушение пункта 91 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" от 24.07.2007 N 221-ФЗ к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577, обществом не была предоставлена справка установленной формы, выданная уполномоченным органом, в связи с чем оспариваемый отказ является законным, судебной коллегией отклоняется.
Согласно пункту 5 статьи 12 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в том числе состав номера регистрации и номера регистрационных округов, включаемые в состав такого номера, а также правила ведения книг учета документов и дел правоустанавливающих документов определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 утверждены Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее - Правила), пунктом 5 которых предусмотрено, что Единый государственный реестр прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел реестра содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на этот объект, имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.
Пунктом 36 Правил предусмотрено, что с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государственного реестра прав закрывается. В графу "Запись о ликвидации (преобразовании) объекта" заносятся реквизиты документов, на основании которых происходит закрытие раздела. На лицевой стороне листа проставляется штамп о ликвидации объекта.
В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение), в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, в частности, при его разрушении, сносе, проводится техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
В силу пункта 11 Положения на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Из пункта 12 Положения следует, что сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются, в том числе при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, как правильно указали суды, для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости в связи с его уничтожением необходимо представить документ органа технической инвентаризации, подтверждающий факт отсутствия объекта недвижимости в натуре и его исключение из Единого реестра объектов капитального строительства.
Обществом к заявлению о прекращении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним были представлены в Управление Росреестра по Самарской области справка от 13.07.2012, выданная ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", подтверждающая снесение спорного объекта; уведомление об отсутствии в Реестре запрашиваемых сведений от 27.04.2012.
Из справки следует, что согласно сведениям архивного фонда, относящегося к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, имеется инвентарное дело на объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д.191. Согласно данным технической инвентаризации по состоянию на 20.06.2012 объект капитального строительства - нежилое здание (здание N 15 склад-сарай для инвентаря, литера В) площадью 351,50 кв. м, располагавшийся по вышеуказанному адресу, числится снесенным.
В соответствии с пунктом 91 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 122-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577, сведения об объектах учета, включенные в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте учета включены в Единый государственный реестр; 2) кадастрового паспорта объекта учета; 3) справки, содержащей внесенные в Единый государственный реестр сведения о прекращении существования такого объекта учета.
Как установлено судами, спорный объект недвижимого имущества не был передан в порядке инвентаризации в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, несмотря на то, что прежним уполномоченным органом сведения о данном объекте были внесены в Единый государственный реестр объектов капитального строительства.
Таким образом, спорный объект не был включен в реестр в порядке взаимодействия с предыдущим органом, осуществлявшим ведение указанного реестра, в связи с чем у заявителя отсутствует возможность предоставления запрашиваемой Управлением Росреестра по Самарской области справки уполномоченного органа, осуществляющего в настоящее время ведение Единого государственного реестра объектов капитального строительства.
Между тем, обществом были представлены документы, выданные уполномоченными органами, подтверждающие прекращение существования спорного объекта, которые, как правильно указали суды первой и апелляционной инстанций, позволяли Управлению Росреестра по Самарской области сделать вывод о том, что данный объект права прекратил свое существование, и наличие представленных заявителем документов является достаточным основанием для государственной регистрации прекращения права.
При таких обстоятельствах судебная коллегия считает, что суды пришли к обоснованному выводу о том, что отказ Управления Росреестра по Самарской области, выраженный в сообщении от 25.09.2012 N 01/186/2012-298, является незаконным, в связи с чем правомерно удовлетворили требования общества.
Учитывая изложенное суды первой и апелляционной инстанций полно, всесторонне исследовали все обстоятельства дела, дали надлежащую правовую оценку всем представленным в деле документальным доказательствам.
Переоценка установленных судами фактических обстоятельств дела и принятых ими доказательств недопустима в суде кассационной инстанции в силу требований, предусмотренных статьей 286, частью 2 статьи 287 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Поскольку при вынесении обжалуемых судебных актов нормы материального права применены правильно, нормы процессуального права не нарушены, суд кассационной инстанции не усматривает оснований для их отмены и удовлетворения кассационной жалобы.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.04.2013 по делу N А55-34028/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
И.Н. Афанасьев |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921 (далее - Положение), в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, в частности, при его разрушении, сносе, проводится техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
...
В соответствии с пунктом 91 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона от 24.07.2007 N 122-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного приказом Министерства экономического развития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577, сведения об объектах учета, включенные в Единый государственный реестр объектов капитального строительства, предоставляются в виде: 1) копии документа, на основании которого сведения об объекте учета включены в Единый государственный реестр; 2) кадастрового паспорта объекта учета; 3) справки, содержащей внесенные в Единый государственный реестр сведения о прекращении существования такого объекта учета."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 2 июля 2013 г. N Ф06-5572/13 по делу N А55-34028/2012