г. Самара |
|
16 апреля 2013 г. |
Дело N А55-34028/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 10 апреля 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 16 апреля 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Марчик Н.Ю., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Лесняковская А.С., доверенность от 06.07.2012 г.,
от ответчика - извещен, не явился,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области на решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2013 г. по делу N А55-34028/2012 (судья Холодкова Ю.Е.),
по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Аргумент", г. Самара,
к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным решения, обязании совершить определенные действия,
УСТАНОВИЛ:
ООО "Аргумент" (далее заявитель, Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным решения Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее ответчик, регистрирующий орган) об отказе в государственной регистрации прекращения права собственности ООО "Аргумент" от 25.09.2012 г. N 01/186/2012-298 на объект недвижимого имущества - здание N 15, склад-сарай инвентаря, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д.191 и обязании совершить действия по регистрации.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2013 г. по делу N А55-34028/2012 заявленные требования удовлетворены полностью.
Ответчик в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и отказать в удовлетворении заявленных требований, считает. что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Заявитель считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Дело рассмотрено в отсутствие ответчика, извещенного надлежащим образом о времени и месте судебного заседания.
Проверив материалы дела, выслушав представителя заявителя, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела, ООО "Аргумент" являлось собственником объекта недвижимого имущества - здание N 15 склад-сарай для инвентаря, площадью 351, 5 кв.м., расположенного по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д. 191.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленной копией свидетельства о государственной регистрации права N 63-АЖ 409336 и не оспариваются сторонами.
Из материалов дела усматривается, что указанный объект прекратил свое существование, что подтверждается справкой, подписанной заместителем директора Самарского филиала ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ", а также Уведомлением органа кадастрового учета от 27.04.2012 г. N 63-00-102/12-155371 об отсутствии в реестре запрашиваемых сведений.
07.08.2012 г. заявитель обратился в Управление Росреестра по Самарской области с заявлением о прекращении права собственности на указанный объект.
Вместе с заявлением, Обществом, в том числе, были приложены: справка от 13.07.2012 г., выданная ФГУП "Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ", подтверждающая снесение спорного объекта; уведомление об отсутствии в Реестре запрашиваемых сведений от 27.04.2012 г.
По результатам рассмотрения указанного заявления, сообщением от 25.09.2012 г. N 01/186/2012-298 заявителю было отказано в государственной регистрации прекращения права на основании абзаца 10 пункта 1 статьи 20 ФЗ N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним".
Из содержания оспариваемого отказа следует, что Общество не представило на государственную регистрацию справку, установленной формы, выданную уполномоченным органом и содержащую сведения о прекращении существования указанного выше объекта.
В соответствии с ч. 4 статьи 200 и ч. 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Пунктом 1 статьи 131 Гражданского кодекса РФ, статьями 2 и 4 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" установлено, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Основанием для государственной регистрации, согласно абзацу 8 пункта 1 статьи 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ являются документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.
Эти документы, представляемые на государственную регистрацию прав, в силу пункта 1 статьи 18 названного Федерального закона должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и отражать информацию, необходимую для государственной регистрации прав на недвижимое имущество в Едином государственном реестре прав.
Государственная регистрация прав проводится на всей территории Российской Федерации по установленной настоящим Федеральным законом системе записей о правах на каждый объект недвижимого имущества в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним (пункт 2 статьи 2 Закона о государственной регистрации).
Из положений пункта 5 статьи 12 Закона следует, что Правила ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (далее также - ЕГРП) определяются органом нормативно-правового регулирования в сфере государственной регистрации прав.
Такие Правила утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.1998 N 219 (далее - Правила).
ЕГРП прав состоит из разделов, содержащих записи о каждом объекте недвижимого имущества. Каждый раздел реестра содержит описание объекта, записи о праве собственности и иных вещных правах на этот объект, имя (наименование) правообладателя, записи об ограничениях (обременениях) этих прав и наличии сделок с этим объектом.
Подраздел I ЕГРП содержит краткое описание объекта недвижимого имущества на основании документов, удостоверенных организацией (органом) по учету объектов недвижимого имущества на территории регистрационного округа. Записи в подраздел I могут вноситься на основании иных документов в случаях, установленных Федеральным законом "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (пункт 23 Правил).
В силу пункта 36 Правил с прекращением существования объекта недвижимого имущества связанный с ним раздел Единого государственного реестра прав закрывается.
В графу "Запись о ликвидации (преобразовании) объекта" заносятся реквизиты документов, на основании которых происходит закрытие раздела. На лицевой стороне листа проставляется штамп о ликвидации объекта.
В соответствии с пунктом 9 Положения об организации в Российской Федерации государственного технического учета и технической инвентаризации объектов капитального строительства (утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.12.2000 N 921) в случае изменения технических или качественных характеристик объекта капитального строительства, в частности, при его разрушении, сносе проводится техническая инвентаризация изменений характеристик объекта капитального строительства на основании заявления заинтересованного лица о проведении такой инвентаризации.
Пунктом 11 Положения определено, что на основе сведений, полученных в результате технической инвентаризации, формируется и ведется в установленном порядке Единый государственный реестр. Реестр ведется на бумажных и магнитных носителях. При наличии расхождения в сведениях, записанных на бумажных и магнитных носителях, используются сведения на бумажных носителях, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Пунктом 12 Положения предусмотрено, что сведения об объектах капитального строительства, полученные от организаций (органов) по государственному техническому учету и (или) технической инвентаризации объектов капитального строительства, используются, в том числе при осуществлении государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
Таким образом, для осуществления государственной регистрации прекращения права собственности на объект недвижимости в связи с его ликвидацией необходимо представить документ органа технической инвентаризации, подтверждающий факт отсутствия объекта недвижимости в натуре и его исключение из Единого реестра объектов капитального строительства.
Материалами дела подтверждается, что для государственной регистрации прекращения права заявителем была представлена справка органа технической инвентаризации от 13.07.2012 г.
Из справки следует, что орган технического учета сообщает, что согласно сведениям архивного фонда, относящегося к государственной части Архивного фонда Российской Федерации, имеется инвентарное дело на объект недвижимого имущества, находящийся по адресу: г. Самара, Кировский район, ул. Сквозная, д.191. Согласно данным технической инвентаризации по состоянию на 20.06.2012 года объект капитального строительства - нежилое здание (здание N 15 склад-сарай для инвентаря, лит.В) площадью 351,50 кв.м., располагавшийся по вышеуказанному адресу, числится снесенным.
Таким образом, указанным документом подтверждается прекращение существования спорного объекта капитального строительства.
Данное обстоятельство подтверждается так же представленным обществом Уведомлением ФГБУ "ФКП Росреестра" об отсутствии сведений в отношении спорного объекта в ЕГРОКС.
Указанные документы арбитражный суд апелляционной инстанции признает достаточными, составленными уполномоченными органами и дающими основание для проведения заявленных регистрационных действий, так как подтверждают прекращение существования объекта права.
Довод ответчика об отсутствии документа, а именно справки по установленной форме является не обоснованным.
Из представленных ответчиком выписки из реестра, выданной Самарским филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация" от 20.12.2006 г. N РИ-05498гп следует, что спорный объект, расположенный по выше названному адресу поставлен на технический учет, ему присвоен инвентарный номер 36:401:001:000469490.
Из пояснений представителя заявителя следует, что спорный объект недвижимого имущества не был передан в порядке инвентаризации в ЕГРОКС, несмотря на то, что прежним уполномоченным органом - ФГУП "Ростехинвентаризация" сведения о данном объекте были внесены в реестр, что подтверждается указанной выпиской из реестра от 20.12.2006 г. На спорный объект имеется технический паспорт с отметкой органа технической инвентаризации от 15.12.2006 г.
Ссылка ответчика на необходимость представления соответствующей справки, предусмотренной пунктом 91 Порядка осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства, утвержденного Приказом Министерства экономического развития РФ N 577 от 14.10.2011 г., арбитражным судом первой инстанции обоснованно отклонена.
Указанная норма Порядка регламентирует предоставление сведений об объектах учета, включенных в Единый государственный реестр.
Вместе с тем, как указывалось выше, спорный объект не был включен в реестр в порядке взаимодействия с предыдущим органом, ведущим реестр.
Ответчиком указанные обстоятельства не были выяснены в ходе проведения регистрации, и соответствующие запросы в органы кадастра не направлялись.
Кроме того Федеральный закон N 122-ФЗ не предусматривает представление конкретного документа по определенной форме, подтверждающего факт прекращения существования объекта, указанного в сообщении об отказе.
Пункт 91 Порядка является подзаконным нормативным актом, определяющим процедуру осуществления учета объектов недвижимого имущества, и не устанавливает конкретных обязанностей для юридических лиц по получению соответствующей справки.
Как предусмотрено статьей 235 ГК РФ, право собственности прекращается в случае гибели или уничтожения имущества.
Таким образом, прекращение права собственности, относящегося к вещным правам, связано с прекращением физического существования самой вещи, поскольку право не может существовать без вещи.
Поскольку факт сноса объекта подтвержден документально и не оспаривается регистрирующим органом, у последнего не имелось оснований для отказа в государственной регистрации прекращения права собственности на здание, которое фактически не существует и, следовательно, не может выступать объектом гражданских прав.
При указанных обстоятельствах, представленные документы подтверждают факт прекращения существования объекта права и позволяли ответчику зарегистрировать прекращение права собственности на спорный объект.
Согласно пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" непредставление документов, необходимых в соответствии с данным Законом для государственной регистрации прав, является одним из оснований для отказа в государственной регистрации прав.
Выше изложенное свидетельствует о том, что заявителем были представлены все необходимые документы для государственной регистрации прекращения права собственности, в связи с чем, оспариваемый отказ не соответствует положениям статьи 20 Федерального закона N 122-ФЗ и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской деятельности.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст. ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 19 февраля 2013 г. по делу N А55-34028/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Н.Ю. Марчик |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-34028/2012
Истец: ООО "Аргумент"
Ответчик: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области
Хронология рассмотрения дела:
30.01.2014 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-23352/13
02.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-5572/13
16.04.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-3651/13
19.02.2013 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-34028/12