г. Казань |
|
11 июля 2013 г. |
Дело N А55-27824/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 04 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 11 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хайруллиной Ф.В.,
судей Ананьева Р.В., Муравьева С.Ю.,
при участии представителей:
истца - Лобанова В.М., доверенность от 09.01.2013 N 1, Михиной Е.А., доверенность от 10.07.2012 N 1653,,
третьего лица - Кажметьева А.В., доверенность от 01.07.2013 N 040/2013, Бусаровой Н.В., доверенность от 06.12.2012 N 051/2012,
в отсутствие:
ответчика - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2012 (судья Коршикова Е.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 (председательствующий Кузнецов В.В.,
судьи Засыпкина Т.С., Рогалева Е.М.)
по делу N А55-27824/2012
по заявлению открытого акционерного общества "Волжско-Уральская транспортная компания", г. Самара (ИНН 6317023248, ОГРН 1026301416723), ФГБУ "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области, г. Самара, о признании незаконными действий, третье лицо: закрытое акционерное общество "Самарский гипсовой комбинат", г. Самара,
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "ВолгаУралТранс" (далее -заявитель) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением, уточненным в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, к Федеральному государственному бюджетному учреждению "Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии" по Самарской области (далее - ответчик) о признании незаконным решения от 30.03.2102 о постановке на кадастровый учет железнодорожной ветки с кадастровым номером 63:01:0741001:2371 протяженностью 1867 м, расположенной по адресу: г. Самара, ул. Береговая, 9.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2012, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013, в удовлетворении заявленных требований отказано.
Не согласившись с решением суда первой и постановлением апелляционной инстанций, заявитель обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить и принять новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального права.
Проверив законность решения и постановления апелляционного суда, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа не находит предусмотренных статьей 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации оснований для их отмены.
Как установлено судом, в Едином государственном реестре объектов капитального строительства (далее - ЕГРОКС) содержатся сведения об объекте - железнодорожной ветке (литера 1) с кадастровым номером 63:01:0741001:2371, инвентарным номером 0000299, протяженностью 1867 м, расположенном: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая, д. 9.
Первоначальные сведения о данном объекте недвижимости (ранее присвоенный кадастровый номер 63:01:0741001:0:171) внесены в ЕГРОКС на основании заявления о внесении в единый государственный реестр объектов капитального строительства сведений об объекте капитального строительства от 12.12.2011 N 63-01-111/11-31420 и представленных документов: свидетельства о собственности от 03.06.1992 N 4; договора купли-продажи от 27.05.1992 N 13; решения Комитета по управлению государственным имуществом Самарской области от 08.05.1992 N 161 "Об утверждении плана приватизации корпорации "Волгостром"; дополнительного соглашения от 14.02.2001 к договору купли-продажи от 27.05.1992 N 13; технического паспорта от 02.11.2011, подготовленного ГУП Самарской области "Центр технической инвентаризации".
Решением от 30.03.2012 ФГБУ "ФКП Росреестра" по Самарской области учло изменения объекта учета.
Заявитель ссылается на то, что железнодорожная ветка с кадастровым номером 63:01:0741001:2371 налагается на три самостоятельных объекта недвижимости с кадастровыми номерами 63:01:0741001:2236, 63:01:0739001:644 и 63:01:0000000:0:4564.
Право собственности на объект права ЗАО "Самарский гипсовый комбинат": железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371 зарегистрировано 19.04.2012, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 19.04.2012 серия 63-АЖ N 298896.
Судебными актами по делу N А55-15921/2012, по иску ЗАО "Самарский гипсовый комбинат" к ОАО "ВолгаУралТранс" о признании права собственности, установлено, что в соответствии с разделительным балансом на 01.01.1993 утвержденным протоколом конференции учредителей Самарского гипсового комбината, железнодорожная ветка протяженностью 1867 м, инв. N 0000299, кадастровый номер 63:01:0741001:0:171, литера 1, адрес объекта Самарская область, г. Самара, Промышленный район, ул. Береговая, 9, передана Самарскому гипсовому комбинату. Оспаривая право ответчика на железнодорожный путь гипсового комбината вытяжка на "Гипсовый завод", от НРР стрелки N 9 до границы с п/п "Гипсового завода" назначение: сооружение, протяженностью истец указывает, что данный объект является частью объекта, принадлежащего на праве собственности истцу, а именно железнодорожной ветки протяженностью 1867 м.
В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. При этом зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке.
В абзаце 4 пункта 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.04.2010 N 10/22 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" разъяснено, что в случаях, когда запись в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения, оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Согласно пункту 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявление может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда организации стало известно о нарушении ее прав и законных интересов.
Заявителем по делу оспаривается решение ФГБУ "ФКП Росреестра" от 30.03.2012, имеющиеся в деле материалы подтверждают, что согласно квитанциям от 06.06.2012 N 17276 и от 06.06.2012 N 17277 ЗАО "СГК" направлено заявителю исковое заявление по делу N А55-15921/2012 с указанием на то, что объект недвижимости - железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371, является собственностью "ЗАО "СГК" к исковому заявлению был приложен кадастровый паспорт на объект - Железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371.
Предметом рассмотрения по делу N А55-15921/2012 являлись обстоятельства наложения железнодорожной ветки КН 63:01:0741001:2371 протяженностью 1867 м на иные объекты недвижимости.
Согласно подпункта б пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения 2 дня. Таким образом, заявителю стало известно о кадастровом учете объекта не позднее 11.06.2012.
Заявление в Арбитражный суд Самарской области о признании незаконным решения ответчика об учете объекта права - железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371, поступило в Арбитражный суд Самарской области 28.09.2012 нарочным.
Изложенное опровергает доводы заявителя о соблюдении им установленных сроков на обращение в суд с рассматриваемым заявлением.
Таким образом, заявитель обратился в арбитражный суд за пределами срока, установленного частью 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при этом ходатайства о восстановлении пропущенного срока не заявил.
Пропуск указанного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии с частью 2 статьи 27 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражные суды разрешают экономические споры и рассматривают иные дела с участием организаций, являющихся юридическими лицами, граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица и имеющих статус индивидуального предпринимателя, приобретенный в установленном законом порядке (далее - индивидуальные предприниматели), а в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и иными федеральными законами, с участием Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, образований, не имеющих статуса юридического лица, и граждан, не имеющих статуса индивидуального предпринимателя (далее - организации и граждане).
Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей, рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным настоящим Кодексом, с особенностями, установленными в настоящей главе (часть 1 статьи 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).
Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200, частям 2 и 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемых ненормативного правового акта, решений и действий (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Заявителем не указаны права и законные интересы в сфере предпринимательской и экономической деятельности, нарушенные оспариваемым решением.
Объекты заявителя, которые накладываются на объект - железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371, поставлены на кадастровый учет и права на эти объекты зарегистрированы, что подтверждают представленные заявителем свидетельства о государственной регистрации права на указанные объекты: железнодорожный путь гипсового комбината вытяжка на "гипсовый завод", от НРР стрелки N 9 до границы с п/п "Гипсового завода", кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:4418, кадастровый паспорт от 19.03.2009, свидетельство о государственной регистрации права от 29.04.2009 серии 63-АГ N 094563; железнодорожный путь станции Самарка, верхнее строение пути станция Самарка, кадастровый (или условный) номер: 63:01:0000000:0:4564, кадастровый паспорт от 19.05.2009, свидетельство о государственной регистрации права от 15.06.2010 серии 63-АЕ N 023147.
Доказательств наличия препятствования для осуществления заявителем деятельности по эксплуатации, содержанию, пользованию указанными объектами, в связи с постановкой на учет объекта права - железнодорожная ветка, кадастровый номер 63:01:0741001:2371 заявителем не представлено.
До 01.01.2013 государственный учет объектов капитального строительства осуществляется в соответствии с Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 14.10.2011 N 577 "О порядке осуществления государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства в переходный период применения Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" к отношениям, возникающим в связи с осуществлением государственного учета зданий, сооружений, помещений, объектов незавершенного строительства" (далее - порядок).
Пунктом 10 порядка предусмотрено, что постановка на учет и снятие с учета, учет в связи с изменением уникальных характеристик объекта учета или любых указанных в подпунктах 6-16 пункта 14 порядка сведений, а также учет адреса правообладателя осуществляются на основании представляемых в орган кадастрового учета заявления о государственном учете (далее - заявление) и необходимых в соответствии с порядком для осуществления такого учета документов (далее - необходимые для учета документы).
Согласно пункту 21 порядка необходимыми для постановки объекта не учет документами являются: технический план объекта учета; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета (при постановке на учет образуемого объекта учета, при учете изменений объекта учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Аналогичный порядок постановки объектов на государственный технический учет был предусмотрен Правилами ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.09.2006 N 268 (далее - правила).
Пунктом 7 правил было установлено, что при внесении в реестр объектов капитального строительства сведений об объектах учета организация технической инвентаризации предоставляет в соответствующий учетный орган технический паспорт объекта учета в бумажном виде в 3 экземплярах и в электронном виде, изготовленный при помощи специализированного программного обеспечения, и копии правоустанавливающих документов.
Изложенное подтверждает, что постановка на государственный учет объекта капитального строительства с кадастровым номером 63:01:0741001:2371 была осуществлена на основании представленных документов, в соответствии с требованиями действовавшего на тот момент законодательства.
Пунктом 13 порядка предусмотрено внесение в Единый государственный реестр сведений об уникальных характеристиках объекта учета, в том числе описание местоположения здания, сооружения, объекта незавершенного строительства на земельном участке. Местоположение объекта учета на земельном участке устанавливается посредством определения координат характерных точек контура соответствующего объекта учета на земельном участке.
Выявление пересечений местоположений объектов недвижимости возможно только при наличии координат характерных точек контура соответствующего объекта учета на земельном участке.
Согласно пункту 16 правил в реестровое дело по объекту учета (здание, сооружение) помещаются формы кадастрового плана земельного участка Bl - В6, если земельный участок учтен в Государственном земельном кадастре. Если земельный участок не учтен в Государственном земельном кадастре, то в реестровое дело подлежит включению план земельного участка (ситуационный план), определяющий местоположение объекта учета, изготовленный ОТИ.
В представленном по заявлению 20.10.2008 N 63-01-111/08-30939 техническом паспорте содержался ситуационный план размещения объекта недвижимости в границах земельного участка, однако, координаты характерных точек контура соответствующего объекта учета на земельном участке в данном документе отсутствовали, в связи с чем, у органа кадастрового учёта отсутствовала возможность выявления пересечений местоположений объектов недвижимости, указанных заявителем.
Согласно пункту 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решении и действии (бездействия) незаконными.
В силу статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации имеющиеся в деле доказательства суд оценивает во взаимосвязи и совокупности по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном их исследовании.
Тщательно проверив и оценив представленные сторонами в материалы дела доказательства, судебные инстанции пришли к обоснованному выводу о недоказанности заявителем наличия совокупности условий для признания недействительными оспариваемых действий (ненормативных актов) и об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Данные обстоятельства документально подтверждены, проверены судами обеих инстанций, что нашло отражение в обжалуемых судебных актах.
Переоценка доказательств, исследованных арбитражным судом, не входит в полномочия суда кассационной инстанции, проверяющего правильность применения судом норм материального и процессуального права.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, противоречат приведенным правовым нормам и не опровергают выводов судов.
При таких обстоятельствах суд кассационной инстанции приходит к выводу, что дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права применены правильно, поэтому оснований для отмены обжалуемых судебных актов не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 25.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.03.2013 по делу N А55-27824/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Ф.В. Хайруллина |
Судьи |
Р.В. Ананьев |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно подпункта б пункта 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.03.2006 N 160 "Об утверждении нормативов частоты сбора из почтовых ящиков, обмена, перевозки и доставки письменной корреспонденции, а также контрольных сроков пересылки письменной корреспонденции", контрольные сроки пересылки письменной корреспонденции (без учета дня приема) составляют на внутригородской территории городов федерального значения 2 дня. Таким образом, заявителю стало известно о кадастровом учете объекта не позднее 11.06.2012.
...
Согласно пункту 21 порядка необходимыми для постановки объекта не учет документами являются: технический план объекта учета; документ, подтверждающий соответствующие полномочия представителя заявителя (если с заявлением обращается представитель заявителя); копия документа, устанавливающего или удостоверяющего право заявителя на соответствующий объект учета (при постановке на учет образуемого объекта учета, при учете изменений объекта учета или снятии с учета объекта учета и отсутствии сведений о зарегистрированном праве данного заявителя на такой объект учета в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним).
Аналогичный порядок постановки объектов на государственный технический учет был предусмотрен Правилами ведения Единого государственного реестра объектов капитального строительства, утвержденными Приказом Минэкономразвития Российской Федерации от 08.09.2006 N 268 (далее - правила)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 11 июля 2013 г. N Ф06-5085/13 по делу N А55-27824/2012