г. Казань |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А55-33370/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 09 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 16 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Баширова Э.Г.,
судей Закировой И.Ш., Мосунова С.В.,
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального района Приволжский Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2013 (судья Корнилов А.Б.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судья Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-33370/2012
по заявлению администрации муниципального района Приволжский Самарской области к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания администрации муниципального района Приволжский Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
УСТАНОВИЛ:
администрация муниципального района Приволжский Самарской области обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области о признании незаконным и отмене постановления от 19.10.2012 N 85, вынесенного заместителем начальника управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, о назначении административного наказания администрации муниципального района Приволжский Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных частью 1 и 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А55-33370/2012 в удовлетворении требования о признании незаконным и отмене постановление от 19.10.2012 N 85 о назначении административного наказания администрации муниципального района Приволжский Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ отказано.
В кассационной жалобе администрация муниципального района Приволжский Самарской области просит судебные акты отменить. Принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований в полном объеме.
В отзыве Главное управление Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области просит обжалуемые судебные акты оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Стороны о дате, времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Федерального арбитражного суда Поволжского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", однако явку своих представителей в суд не обеспечили.
Принимая во внимание наличие надлежащего уведомления лиц, участвующих в деле, основываясь на положениях части 3 статьи 284 АПК РФ, суд счел возможным рассмотреть кассационную жалобу в отсутствие сторон.
Арбитражный суд кассационной инстанции, изучив материалы дела, доводы кассационной жалобы, проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, считает кассационную жалобу подлежащей удовлетворению в связи со следующим.
Как следует из материалов деле, основанием для вынесения оспариваемого постановления, явилось выявление в ходе проверки, проводившейся административным органом в период с 26.09.2012 по 05.10.2012 нарушений требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресам: с. Приволжье, ул. Парковая, д. 14, с. Спасское ул. Шоссейная, д. 23.
Не оспаривая самих фактов выявленных нарушений, администрация в обоснование признания постановления незаконным указывает на то, что администрация муниципального района Приволжский Самарской области является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Отклоняя доводы заявителя, суды сослались на статьи 32, 43 Устава муниципального района Приволжский Самарской области, в соответствии с которыми администрация входит в состав структуры органов местного самоуправления, являясь исполнительно-распорядительным органом муниципального района. Кроме того, согласно пункту 10 статьи 44 Устава к компетенции администрации Приволжского района относится управление и распоряжение собственностью Приволжского района в порядке, установленном собранием представителей муниципального района. Решение о проведении любых изменений в указанных зданиях, в том числе проведении строительных работ, в целях обеспечения пожарной безопасности зданий, а также монтаж систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления людей, обеспечение нормативным количеством первичных средств пожаротушения, может принять только администрация муниципального района Приволжский, как исполнительно-
распорядительный орган муниципального района Приволжский Самарской области. Как указали суды, именно администрацией представляется в представительный орган власти проект бюджета района. Учитывая изложенное, а также, принимая во внимание то, что администрация является собственником зданий, в которых выявлены нарушения требований пожарной безопасности, оспариваемое постановление вынесено в отношении надлежащего лица.
Кассационная инстанция считает выводы судов сделанными при неправильном применении норм права, регулирующим спорные правоотношения.
В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение правил пожарной безопасности несут граждане, должностные лица и юридические лица.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не относят муниципальное образование как публично-правовое образование к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения.
Системный анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления.
В силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда.
Таким образом, как обоснованно указывает заявитель кассационной жалобы, у административного органа отсутствовали полномочия для привлечения к ответственности администрации за нарушения, связанные с ненадлежащим исполнением полномочий, отнесенных законом к вопросам местного значения муниципального образования.
Аналогичная правовая позиция нашла отражение в постановлениях Федерального арбитражного суда Поволжского округа N А55-16071/12 от 16.02.2012, N А55-17672/12 от 21.02.2013, N А55-15800/12 от 05.02.2013, N А55-15162/12 от 22.01.2013, N А55-18933/12 от 07.01.2013 и др.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 287 АПК РФ арбитражный суд кассационной инстанции отменяет решение суда первой инстанции полностью и, не передавая дело на новое рассмотрение, принимает новый судебный акт, если фактические обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены судом первой инстанции на основании полного и всестороннего исследования имеющихся в деле доказательств, но этим судом неправильно применена норма права.
Учитывая, что обстоятельства, имеющие значение для дела, установлены полно, однако, судом неправильно применены нормы права, суд кассационной инстанции считает возможным, не передавая дело на новое рассмотрение, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении заявленных требований.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 04.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 22.03.2013 по делу N А55-33370/2012 отменить.
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным и отменить постановление от 19.10.2012 N 85, вынесенное заместителем начальника управления надзорной деятельности Главного управления Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по Самарской области, о назначении административного наказания администрации муниципального района Приволжский Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных частями 1, 4 статьи 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Э.Г. Баширов |
Судьи |
И.Ш. Закирова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Ни КоАП РФ, ни Федеральный закон от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" не относят муниципальное образование как публично-правовое образование к субъектам ответственности за совершение административного правонарушения.
Системный анализ названных правовых норм позволяет сделать вывод о том, что за несоблюдение первичных мер пожарной безопасности на территории муниципального образования (статья 63 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности") к ответственности может быть привлечено только должностное лицо - руководитель органа местного самоуправления.
В силу статьи 72 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" ответственность органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления перед государством в случае нарушения ими Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов и в случае ненадлежащего осуществления указанными органами и должностными лицами переданных им отдельных государственных полномочий наступает исключительно на основании решения соответствующего суда."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2013 г. N Ф06-5188/13 по делу N А55-33370/2012