г. Самара |
|
22 марта 2013 г. |
Дело N А55-33370/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена: 18 марта 2013 г.
Постановление в полном объеме изготовлено: 22 марта 2013 г.
Одиннадцатый арбитражный апелляционный суд в составе: председательствующего Кузнецова В.В.,
судей Засыпкиной Т.С., Холодной С.Т.,
при ведении протокола секретарем судебного заседания Вдовиной И.Е.,
с участием:
от заявителя - Городничева Е.И., доверенность от 04.10.2012 г. N 1690,
от административного органа - Работин С.С., доверенность от 03.08.2012 г. N 7102-2-1,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда дело по апелляционной жалобе Администрации муниципального района Приволжский Самарской области, п. Приволжье, Самарская обл., на решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2013 г. по делу N А55-33370/2012 (судья Корнилов А.Б.),
по заявлению Администрации муниципального района Приволжский Самарской области, п. Приволжье, Самарская обл.,
к Главному управлению МЧС России по Самарской области, г. Самара,
о признании незаконным и отмене постановления,
УСТАНОВИЛ:
Администрации муниципального района Приволжский Самарской области (далее заявитель) обратилась в Арбитражный суд Самарской области с заявлением к Главному управлению МЧС России по Самарской области (далее административный орган) о признании незаконным и отмене постановления N 85 от 19.10.2012 г. вынесенное заместителем начальника УНД ГУ МЧС России по Самарской области, о назначении административного наказания Администрации муниципального района Приволжский Самарской области за совершение правонарушений, предусмотренных ч.1 и 4 ст. 20.4 КоАП РФ.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2013 г. по делу N А55-33370/2012 в удовлетворении заявленного требования отказано.
Заявитель в апелляционной жалобе просит отменить решение суда и удовлетворить заявленное требование, считает, что выводы суда в решении не соответствуют обстоятельствам дела.
Административный орган считает, что решение суда является законным и обоснованным и просит оставить его без изменения.
Проверив материалы дела, выслушав представителей лиц, участвующих в деле, оценив в совокупности имеющиеся в деле доказательства, арбитражный апелляционный суд считает решение арбитражного суда первой инстанции законным и обоснованным по следующим основаниям.
Оспариваемым постановлением, заявитель привлечен к ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных ч. 1 и 4 ст.20.4 КоАП РФ в виде штрафа в сумме 150 000 руб.
Указанные нормы, предусматривает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, за исключением случаев, предусмотренных статьями 8.32, 11.16 настоящего Кодекса и частями 3 - 8 настоящей статьи (часть 1 ст.20.4 КоАП РФ), нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений (часть 4 ст.20.4 КоАП РФ).
Основанием для вынесения указанного постановления, явилось выявление в ходе проверки, проводившейся в период с 26.09.2012 г. по 05.10.2012 г. нарушений требований пожарной безопасности в зданиях, расположенных по адресам: с. Приволжье, ул. Парковая, д. 14, с. Спасское ул. Шоссейная, д.23.
Не оспаривая фактических сведений, которые приводятся административным органом в качестве оснований для привлечения к административной ответственности, т.е. не оспаривая самих фактов выявленных нарушений, администрация в обоснование признания постановления незаконным приводит следующие доводы.
По данным администрации муниципального района Приволжский Самарской области здание, расположенное по адресу: с. Приволжье, ул. Парковая, 14; здание, расположенное по адресу: с. Спасское, ул. Шоссейная, 23 не числятся на балансе администрации по состоянию на 01.08.2011 г. Указанные здания являются собственность муниципального района Приволжский Самарской области. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Приволжский Самарской области, осуществляющий функции собственника, в соответствии с договором на использование муниципального имущества на праве оперативного управления от 26.07.2011 г. N 25 передал МБУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения" в оперативное управление имущество, а именно: здание администрации, расположенное по адресу: с. Приволжье, ул. Парковая, 14; здание военного комиссариата, расположенное по адресу: с. Спасское, ул. Шоссейная, 23.
Согласно п. 2.1.2 Договора от 26.07.2011 г. N 25 МБУ ""Центр административно-хозяйственного обеспечения" обязуется обеспечивать сохранность полученного имущества и содержать его в исправном состоянии в соответствии с правилами технической эксплуатации.
По договору безвозмездного пользования недвижимого муниципального имущества от 28.07.2011 г. N 2 Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Приволжский Самарской области, МБУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения" предоставили администрации муниципального района Приволжский Самарской области в безвозмездное пользование здание администрации, расположенное по адресу: с. Приволжье, ул. Парковая, 14.
В силу п. 2.2.2 Договора от 28.07.2011 г. N 2 МБУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения" обязуется содержать имущество и прилегающие к нему территории в соответствии с нормами технической эксплуатации, правилами пожарной безопасности и санитарными нормами, осуществлять текущий и капитальный ремонт по согласованию сторон.
Статьей 37 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" установлены обязанности организаций в области пожарной безопасности, к числу которых относится обязанность руководителя организации соблюдать требования пожарной безопасности, выполнять предписания, постановления и иные законные требования должностных лиц пожарной охраны; разрабатывать и осуществлять меры по обеспечению пожарной безопасности; содержать в исправном состоянии системы и средства противопожарной защиты, включая первичные средства тушения пожаров.
В соответствии со ст. 38 Федерального закона от 21.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности, в соответствии с действующим законодательством, несут собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Согласно Правилам противопожарного режима в Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.04.2012 N 390, ответственным лицом за соблюдением указанных правил является руководитель организации.
В силу действующих договоров (от 28.07.2011 г. N 2; 26.07.2011 г. N 25) заключенных между администрацией муниципального района Приволжский Самарской области и МБУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения" обязанности по содержанию имущества, осуществлению капитального ремонта возложены на МБУ "Центр административно-хозяйственного обеспечения".
В связи с этим, заявитель считает, что администрация муниципального района Приволжский Самарской области является ненадлежащим субъектом вмененного административного правонарушения.
Администрация муниципального района Приволжский Самарской области привлекается к административной ответственности, предусмотренной ч.ч. 1, 4 ст. 20.4. КоАП РФ.
Частью 1 ст. 20.4 КоАП РФ установлена административная ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Часть 4 ст. 20.4 КоАП РФ устанавливает ответственность за нарушение требований пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам либо системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации, системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях, сооружениях и строениях или системам противодымной защиты зданий, сооружений и строений.
Данные нарушения относятся к нарушениям требований технических регламентов пожарной безопасности к объектам защиты при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, реконструкции, техническом перевооружении, изменении функционального назначения, техническом обслуживании, эксплуатации и утилизации объектов защиты, установленным Федеральным законом от 22.07.2008 N 123-ФЗ "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" (далее - Закон о техническом регламенте). С принятием данного закона ранее принятые нормативные акты министерств и ведомств, устанавливающие требования технического регулирования в области пожарной безопасности, в том числе и Строительные нормы и правила СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений" (приняты постановлением Минстроя РФ от 13.02.1997 N 18-7) действуют в части, не противоречащей техническому регламенту пожарной безопасности, установленному Законом о техническом регламенте (статья 3 Закона о техническом регламенте, а также пункт 2 статьи 4, пункта 4 статьи 10 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании").
В постановлении от 19.10.2012 N 85 указано на нарушение администрацией Строительных норм и правил СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", которые, не могут применяться с момента вступления в силу Закона о техническом регламенте в части устанавливающей технические требования к пожарной безопасности объектов защиты.
Указанные заявителем обстоятельства не могут служить основанием для признания постановления незаконным.
Администрация не оспаривает как факт нахождения проверяемых зданий в собственности муниципального района Приволжский, так и то, что указанные здания непосредственно используются самой администрацией.
Как указывает административный орган, в ходе проведения проверки, свидетельства о регистрации государственного права на здания расположенные по адресам: с. Приволжье, ул. Парковая, д. 14 и с. Спасское, ул. Шоссейная, д. 23 представлены не были.
Не представлены они и в материалы настоящего дела, однако представлены выписки из реестра муниципальной собственности.
Согласно статье 32 Устава муниципального района Приволжский Самарской области Администрация муниципального района входит в состав структуры органов местного самоуправления Приволжского муниципального района и является исполнительно-распорядительным органом муниципального района.
Согласно статьи 43 Устава, исполнительно-распорядительным органом муниципального района Приволжский Самарской области является Администрация района.
В соответствии с договором на использование муниципального имущества на праве оперативного управления от 26.07.2011 г. N 25 муниципальный район Приволжский, в лице руководителя Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации муниципального района Приволжский, передает муниципальному бюджетному учреждению муниципального района Приволжский Самарской области "Центр административно-хозяйственного обеспечения" (далее Учреждение) имущество. Но в договоре не определены обязанности сторон за обеспечение пожарной безопасности зданий расположенных по адресам: с. Приволжье, ул. Парковая, д. 14 и с. Спасское, ул. Шоссейная, д. 23.
Согласно пункту 1.6 Устава Учреждения, утвержденного Постановлением Главы муниципального района Приволжский Самарской области от 07.06.2011 г. N 511/1.2, Администрация является главным распорядителем средств бюджета муниципального района Приволжский Самарской области в отношении Учреждения и действует в соответствии с законодательством Российской Федерации, Самарской области, правовыми актами муниципального района Приволжский.
В соответствии с подпунктом 8) пункта 5.1. Устава Учреждения к компетенции Администрации в отношении Учреждения относится осуществление функций и полномочий собственника имущества Учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации, Самарской области, правовыми актами муниципального района Приволжский.
Вместе с тем, согласно пункту 10 статьи 44 Устава к компетенции Администрации Приволжского района относится управление и распоряжение собственностью Приволжского района, в порядке установленном Собранием представителей муниципального района.
Таким образом, решение о проведении любых изменений в указанных зданиях, в том числе проведении строительных работ, в целях обеспечения пожарной безопасности зданий, а также монтаж систем пожарной сигнализации и систем оповещения и управления людей, обеспечение нормативным количеством первичных средств пожаротушения, может принять только Администрация муниципального района Приволжский, как исполнительно-распорядительный орган муниципального района Приволжский Самарской области.
Отказывая в удовлетворении требований, арбитражный суд первой инстанции обоснованно исходил также из того, что именно администраций представляется в представительный орган власти проект бюджета района. Настоящая проверка имела целью контроль за ранее выданным предписанием N 114/1/1 от 30.8.2011 г.
Из материалов дела следует, что никаких действий, направленных на устранение выявленных нарушений, администрацией м.р. Приволжский не предпринималось.
По ранее проведенной проверке, администрация была также привлечена к ответственности. Постановление было обжаловано, решением Арбитражного суда Самарской области по делу А55-21251/2011 постановление было отменено, однако только по причине признания совершенного правонарушения малозначительным.
В соответствии со статьей 20.4 КоАП РФ ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут граждане, должностные лица, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, без образования юридического лица и юридические лица.
В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 24.12.1994 N 69-ФЗ "О пожарной безопасности" ответственность за нарушение требований пожарной безопасности несут: собственники имущества; руководители федеральных органов исполнительной власти; руководители органов местного самоуправления; лица, уполномоченные владеть, пользоваться или распоряжаться имуществом, в том числе руководители организаций; лица, в установленном порядке назначенные ответственными за обеспечение пожарной безопасности; должностные лица в пределах их компетенции.
Так как Администрация является юридическим лицом (свидетельство о внесении записи в Единый государственный реестр юридических лиц серия 63 N 004654503, ОГРН 1026303885300 от 23.01.2006 года) и является исполнительно-распорядительным органом муниципального района Приволжский Самарской области, кому и принадлежат вышеуказанные здания, то в соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" в случае выявления при проведении проверки нарушений юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля, проводившие проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязаны: выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, обеспечению безопасности государства, предупреждению возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также меры по привлечению лиц, пустивших выявленные нарушения, к ответственности.
Также, согласно пункта 59 приказа МЧС России от 28.06.2012 N 375 "Об утверждении Административного регламента Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий исполнения государственной функции по надзору за выполнением требований пожарной безопасности" (зарегистрирован в Минюсте РФ 13.07.2012 г., регистрационный N 24901) (далее Административный регламент) в случае выявления при проведении проверки нарушений требований пожарной безопасности должностное лицо (должностные лица) органа ГПН, проводивший (проводившие) проверку, в пределах полномочий, предусмотренных законодательством Российской Федерации, обязан (обязаны): с учетом разграничения ответственности и полномочий за обеспечение пожарной безопасности каждому уполномоченному должностному лицу органа власти или объекта защиты, в отношении которого проводится проверка, и (или) лицу (лицам), осуществляющему (осуществляющим) деятельность на проверяемом объекте защиты, а также органу власти выдать предписание (предписания) об устранении нарушения (нарушений) и (или) предписание по устранению несоответствия с указанием сроков их устранения; принять меры по контролю за устранением выявленных нарушений, их предупреждению, предотвращению возможного причинения вреда жизни, здоровью граждан, а также меры по привлечению лиц, допустивших выявленные нарушения, к ответственности.
В данном случае, при проведении проверки были выявлены нарушения требований пожарной безопасности, которые подтверждаются протоколами об административных правонарушениях от 05.10.2012 г. N 85, N 86 и N 87, а также актом проверки от 05.10.2012 г. N 137.
Как указывает административный орган, в ходе проверки был запрошен проект на здание, расположенное по адресу: Самарская область, с. Приволжье, ул. Парковая, д. 14. Проект представлен не был. Однако, был представлен акт государственной приемочной комиссии, утвержденный 30.03.1969 г.
Согласно разъяснениям управления стандартизации, технического нормирования и сертификации Госстроя России от 14 октября 1998 года "О применении требований СНиП 21-01-97*", разделы 6, 7 и 8 СНиП 21-01-97* "Пожарная безопасность зданий и сооружений", напрямую не привязаны к измененной классификации зданий и являются общими (унифицированными) принципами и подходами к обеспечению безопасности людей, мероприятиям по ограничению распространения пожара и его тушению. То есть требования данных разделов распространяются на все существующие здания.
Также, в соответствии с частью 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в случае, если положениями настоящего Федерального закона (за исключением положений статьи 64, части 1 статьи 82, части 7 статьи 83, части 12 статьи 84, частей 1.1 и 1.2 статьи 97 настоящего Федерального закона) устанавливаются более высокие требования пожарной безопасности, чем требования, действовавшие до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, в отношении объектов защиты, которые были введены в эксплуатацию либо проектная документация на которые была направлена на экспертизу до дня вступления в силу соответствующих положений настоящего Федерального закона, применяются ранее действовавшие требования. При этом в отношении объектов защиты, на которых были проведены капитальный ремонт, реконструкция или техническое перевооружение, требования настоящего Федерального закона применяются в части, соответствующей объему работ по капитальному ремонту, реконструкции или техническому перевооружению.
Согласно части 1 статьи 6 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности" пожарная безопасность объекта защиты считается обеспеченной при выполнении одного из следующих условий: в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и пожарный риск не превышает допустимых значений, установленных настоящим Федеральным законом; в полном объеме выполнены требования пожарной безопасности, установленные техническими регламентами, принятыми в соответствии с Федеральным законом "О техническом регулировании", и нормативными документами по пожарной безопасности, (часть 1 в ред. Федерального закона от 10.07.2012 N 117-ФЗ).
Вместе с тем, согласно пункту 34 Сборника противопожарных норм и технических условий "Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест" Н 102-54 (введен с 01.01.1955 г.) число эвакуационных выходов из производственных, вспомогательных и общественных зданий или помещений должно быть не менее двух.
Также согласно пункта 4.6 СНиП II-A.5-62 "Противопожарные требования основные положения проектирования" (введен в действие 01.07.1963 г.) количество эвакуационных выходов из зданий и помещений должно быть не менее двух, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП. Эвакуационные выходы должны располагаться рассредоточено.
Согласно пункту 4.5 СНиП II-A.5-70* "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" (утвержден и введен в действие с 01.01.1979 г.) число эвакуационных выходов из зданий должно быть не менее двух, за исключением случаев, указанных в соответствующих главах СНиП.
Согласно подпункта 2 примечания к пункту 31 Сборника противопожарных норм и технических условий "Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест" Н 102-54 (введен с 01.01.1955 г.) высота дверей и проходов, используемых для эвакуации как в помещениях, так и в лестничных клетках, должна быть в чистоте не менее 2 м. (требования пункта 6.16 СНиП 21-01-97* не менее 1,9 м).
Согласно подпункта 2 примечания к пункту 4.2 СНиП II-A.5-62 "Противопожарные требования основные положения проектирования" (введен в действие 01.07.1963 г.) высота дверей и проходов, на путях эвакуации должна быть в чистоте не менее 2 м.
Согласно подпункта 2 примечания к пункту 4.2 СНиП II-A.5-70* "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" (утвержден и введен в действие с 01.01.1979 г.) высота дверей и проходов, на путях эвакуации должна быть в чистоте не менее 2 м.
Согласно подпункта 8 примечания к пункту 40 Сборника противопожарных норм и технических условий "Противопожарные нормы строительного проектирования промышленных предприятий и населенных мест" Н 102-54 (введен с 01.01.1955 г.) допускается устройство в общественных зданиях открытых лестниц из вестибюля до второго этажа, если стены и перекрытия вестибюля выполнены из несгораемых материалов, пределом огнестойкости не менее 1 часа, а помещения вестибюлей отделены от коридоров несгораемыми перегородками с дверьми.
Согласно подпункта б) пункта 4.1 СНиП II-A.5-70* "Противопожарные нормы проектирования зданий и сооружений" (утвержден и введен в действие с 01.01. 1979 г.) на случай возникновения пожара должна быть обеспечена возможность безопасной эвакуации людей, находящихся в здании, через эвакуационные выходы. Выходы считаются эвакуационными, если они ведут из помещений любого этажа, кроме первого, в коридор или проход, ведущий к лестничной клетке, или в лестничную клетку, имеющую выход наружу или через вестибюль, отделенный от коридоров перегородками с дверями (включая остекленные).
Таким образом, в ранее действовавших нормах устанавливались идентичные требования, либо более высокие к количеству эвакуационных выходов из зданий, высоте эвакуационных выходов и дверей, а также к отделению вестибюлей от коридоров, что позволяет применять требования части 4 статьи 4 Федерального закона от 22.07.2008 N 123-ФЗ (ред. от 10.07.2012) "Технический регламент о требованиях пожарной безопасности", в том числе разделов 6 и 7 СНиП 21-01-97*.
Заявителем не представлено никаких доказательств принятия мер к устранению одних и тех же нарушений, выявляемых в ходе проверки требований пожарной безопасности при контроле ранее выдававшихся предписаний, а поэтому арбитражный суд первой инстанции обоснованно отказал в удовлетворении заявленного требования.
Решение арбитражного суда первой инстанции является законным и обоснованным, а поэтому его следует оставить без изменения, а апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Руководствуясь ст.ст. 268-271 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный апелляционный суд
ПОСТАНОВИЛ:
Решение Арбитражного суда Самарской области от 04 февраля 2013 г. по делу N А55-33370/2012 оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в двухмесячный срок в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа через суд первой инстанции.
Председательствующий |
В.В. Кузнецов |
Судьи |
Т.С. Засыпкина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Номер дела в первой инстанции: А55-33370/2012
Истец: Администрация муниципального района Приволжский Самарской области
Ответчик: Главное управление МЧС России по Самарской области