г. Казань |
|
16 июля 2013 г. |
Дело N А55-12623/2011 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Альмашевой Г.Д.,
судей Карповой В.А., Ананьева Р.В.,
при участии представителей:
ответчика - Воропаева И.В. (доверенность от 23.08.2012),
в отсутствие:
истца - извещен надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства строительства Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 (судья Пономарева О.Н.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 (председательствующий судья Балакирева Е.М., судьи Николаева С.Ю., Пышкина Н.Ю.)
по делу N А55-12623/2011
по иску Министерства строительства Самарской области, г. Самара, к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани", г. Самара, о взыскании задолженности по арендной плате и пени,
УСТАНОВИЛ:
Министерство строительства Самарской области (далее - Министерство, истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с иском к обществу с ограниченной ответственностью "ИмпексКомпани" (далее - ООО "ИмпексКомпани", ответчик) о взыскании задолженности по арендной плате в сумме 71 226 929,73 руб. по договору аренды земельного участка от 15.04.2005 N 020068з за период с 01.01.2008 по 15.12.2010, пени в сумме 84 096 748,20 руб. за период с 11.01.2007 по 15.12.2010.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 09.11.2011, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.04.2012, исковые требования оставлены без удовлетворения.
Постановлением Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 22.08.2012 вышеуказанные судебные акта отменены, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 в иске отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 данное решение суда оставлено без изменения.
Апелляционный суд указал, что поскольку земельный участок предоставлен ответчику в аренду для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта, то размер арендной платы следует исчислять в размере 2-х процентов от кадастровой стоимости земельного участка и учитывая наличие платежей, в большем размере, чем положено, в иске отказано правомерно.
В кассационной жалобе Министерство строительства Самарской области просит принятые судебные акты отменить в связи с нарушением судами двух инстанций норм процессуального и материального права.
Заявитель кассационной жалобы указывает на не применение судами постановления Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308, которым утвержден Порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена на территории Самарской области, поскольку в указанном постановлении были учтены все положения постановления Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582.
Изучив материалы дела, заслушав представителя ответчика, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, коллегия находит, что она подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Как следует из материалов дела и установлено судами, 15.04.2005 между Комитетом по управлению имуществом г. Самары (арендодатель) и ООО "ИмпексКомпани" (арендатор) заключен договор аренды земельного участка N 020068з, согласно которому ответчику (арендатору) передан в аренду земельный участок с кадастровым номером 63:01:07 15 003:0020, площадью 28 586,30 кв. м, расположенный по адресу: Самарская область, г. Самара, Промышленный район, Московское шоссе/Проспект Киров, под строительство многофункционального торгового комплекса.
Договор аренды зарегистрирован Управлением Федеральной регистрационной службы по Самарской области 14.10.2005.
Срок действия договора установлен с 30.07.2004 по 29.07.2014.
С 01.07.2006 Комитет по управлению имуществом г. Самары утратил правомочие действовать от имени государства при распоряжении государственной землей.
Согласно постановлению Правительства Самарской области от 13.06.2006 N 67, постановлению Правительства Самарской области от 21.06.2006 N 74, в соответствии с Законом Самарской области "О земле" в целях обеспечения эффективного управления и распоряжения земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена, в городском округе Самара, Министерство строительства и жилищно-коммунального хозяйства Самарской области (ныне - Министерство строительства Самарской области) с 01.07.2006 наделено полномочиями по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена в городском округе Самара, предназначенных для целей строительства.
По мнению истца, условия договора относительно срока внесения арендной платы и полноты её внесения ответчик не исполнил, в связи с этим у него за период с 01.01.2008 по 15.12.2010 образовалась задолженность по арендной плате в размере 71 226 929,73 руб.
Также истцом в соответствии с пунктом 7.2. договора за период с 11.01.2007 по 15.12.2010 начислены пени в размере 84 096 748,20 руб.
Министерством в адрес арендатора направлено письмо о необходимости подписать акты приема-передачи земельного участка по договору и погасить имеющуюся задолженность по арендной плате и пеням.
Поскольку требования Министерства удовлетворены в добровольном порядке ООО "ИмпексКомпани" не были, истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Отказывая в удовлетворении иска в полном объеме, суд первой инстанции указал, что увеличение размера арендных платежей обусловлено применением новых коэффициентов, без заключения дополнительного соглашения и, кроме того, постановление Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 не является нормативно-правовым актом, непосредственно регулирующим отношения, возникшие на основании договора аренды земельного участка от 15.04.2005.
Оставляя без изменения решение суда первой инстанции, апелляционный суд применил абзац 2 подпункта "д" пункта 3 Постановления N 582 и пришел к выводу о том, что размер арендной платы в год составляет 6 084 702,60 руб. и, поскольку арендатор оплатил большую сумму, чем следовало оплатить за спорный период, то в иске отказано правомерно.
Между тем судами не учтено следующее.
Согласно статье 424 Гражданского кодекса Российской Федерации в предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления. Изменение цены после заключения договора допускается в случаях и на условиях, предусмотренных договором, законом либо в установленном законом порядке.
В соответствии с пунктом 3 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации порядок определения размера арендной платы, порядок, условия и сроки внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации или муниципальной собственности, устанавливаются соответственно Правительством Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Регулирование арендной платы за указанные земельные участки осуществляется в нормативном порядке, поэтому принятие уполномоченными органами государственной власти и местного самоуправления нормативных правовых актов, изменяющих нормативно установленные ставки арендной платы или методику их расчета, влечет изменение условий договоров аренды таких земельных участков независимо от воли сторон договоров аренды и без внесения в текст договоров подобных изменений.
Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 29.05.2012 N 17475/11 новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период действия договора аренды) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Судом первой инстанции отклонен довод истца о том, что в период действия договора аренды порядок определения размера арендной платы за земельные участки на территории Самарской области, государственная собственность на которые не разграничена, был установлен постановлением правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308. тогда как данный правовой акт, а также изменяющие его правовые акты официально опубликованы.
Постановление правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 было предметом проверки на признание его недействующим по заявлениям общества с ограниченной ответственностью "ПромТехСтейт", закрытого акционерного общества "Отрадненский газоперерабатывающий завод".
Решениями Самарского областного суда от 09.02.2011 и от 20.06.2011 было отказано в удовлетворении заявлений о признании противоречащими федеральному законодательству и недействующими отдельных положений постановления правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308.
Суд исходил из того, что оспариваемое заявителями региональное постановление принято в рамках компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и прав заявителей не нарушает, положений, нарушающих принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не содержит.
Определениями Верховного суда Российской Федерации от 27.04.2011 N 46-Г11-13 и от 07.09.2011 N 46-Г11-24 решения Самарского областного суда от 09.02.2011 и от 20.06.2011 оставлены без изменения.
С учетом изложенного судом первой инстанции не правомерно отказано в удовлетворении требования Министерства о взыскании задолженности по арендной плате.
Вывод апелляционного суда о неправильном расчете размера арендных платежей при указанных обстоятельствах также основан на неправильном толковании норм права, условий договора и является неправомерным.
Суды обеих инстанций не применили нормативно-правовой акт, непосредственно регулирующий порядок определения размера арендной платы, условий и сроков ее внесения за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, находящихся на территории Самарской области и не проверили расчет иска с учетом указанного нормативного правового акта, поэтому подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение.
При новом рассмотрении суду следует проверить расчет иска на соответствие его постановлению Правительства Самарской области от 06.08.2008 N 308 и принять законное решение с учетом всех обстоятельств по делу.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 19.12.2012 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.02.2013 по делу N А55-12623/2011 отменить, дело направить на новое рассмотрение в Арбитражный суд Самарской области.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Г.Д. Альмашева |
Судьи |
В.А. Карпова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Согласно правовой позиции Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, выраженной в Постановлениях Президиума от 17.04.2012 N 15837/11, от 15.03.2012 N 15117/11 и от 29.05.2012 N 17475/11 новый размер арендной платы подлежит применению с даты вступления в силу соответствующего нормативного акта.
В соответствии с абзацем 5 пункта 10 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" (в редакции, действовавшей в период действия договора аренды) порядок определения размера арендной платы, а также порядок, условия и сроки внесения арендной платы за использование земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
...
Суд исходил из того, что оспариваемое заявителями региональное постановление принято в рамках компетенции высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации и прав заявителей не нарушает, положений, нарушающих принцип предсказуемости расчета размера арендной платы, закрепленный постановлением Правительства Российской Федерации от 16.07.2009 N 582, не содержит."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 16 июля 2013 г. N Ф06-4878/13 по делу N А55-12623/2011
Хронология рассмотрения дела:
17.09.2013 Определение Высшего Арбитражного Суда России N ВАС-13552/13
16.07.2013 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-4878/13
26.02.2013 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-17024/12
19.12.2012 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11
22.08.2012 Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа N Ф06-6372/12
12.04.2012 Постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда N 11АП-2316/12
09.11.2011 Решение Арбитражного суда Самарской области N А55-12623/11