г. Казань |
|
18 июля 2013 г. |
Дело N А06-2726/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 11 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 18 июля 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Салиховой З.И., Филимонова С.А.,
при участии представителя:
истца (до перерыва) - Чагаровой А.Ш. (доверенность от 30.12.2012 N 34),
в отсутствие лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания", г. Астрахань,
на постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 (председательствующий судья Дубровина О.А., судьи Камерилова В.А., Шалкин В.Б.)
по делу N А06-2726/2012
по исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "ЛУКОЙЛ-Теплотранспортная компания", г. Астрахань (ИНН 3445102073, ОГРН 1093460001095) к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания "Радуга", г. Астрахань (ИНН 3016028381, ОГРН 1023000855745) о взыскании задолженности за потери в теплосетях в размере 261 599 руб. 78 коп., с участием третьего лица: Управления по коммунальному хозяйству и благоустройству администрации г. Астрахани,
УСТАНОВИЛ:
общество с ограниченной ответственностью "Лукойл-Теплотранспортная компания" (далее - истец, ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК") обратилось в Арбитражный суд Астраханской области с иском, уточнённым в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ), к обществу с ограниченной компанией управляющая компания "Радуга" (далее - ответчик, ООО УК "Радуга"), о взыскании задолженности за потери в теплосетях в сумме 261 599 руб. 78 коп.
Решением арбитражного суда Астраханской области от 15.11.2012 с ООО УК "Радуга" в пользу ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" взыскана задолженность за потери в тепловых сетях в сумме 261 599 руб. 78 коп, в возмещение судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 8231 руб. 99 коп. В части взыскания 1 955 475 руб. 40 коп. производство по делу прекращено в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.11.2012 в части взыскания с ответчика задолженности за потери в тепловых сетях в сумме 261 599 руб. 78 коп., возмещения судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 8231 руб. 99 коп. отменено.
В отмененной части принят новый судебный акт. Исковые требования ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" о взыскании задолженности за потери в теплосетях в сумме 261 599 руб. 78 коп., возмещении судебных расходов по уплате государственной пошлины в размере 8231 руб. 99 коп. оставлены без удовлетворения.
В остальной части решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.11.2012 оставлено без изменения.
Не согласившись с постановлением Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 истец обратился в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просил отменить постановление суда апелляционной инстанции, решение Арбитражного суда Астраханской области от 15.11.2012 оставить без изменения.
Заявитель кассационной жалобы указал, что постановление суда апелляционной инстанции было принято без учета фактических обстоятельств дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) в судебном заседании от 04.07.2013 судом кассационной инстанции был объявлен перерыв до 08 часов 50 минут 11.07.2013, после которого судебное заседание продолжено.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа, проверив законность обжалуемых судебных актов в соответствии с главой 35 АПК РФ, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и отзыва на нее, заслушав представителя истца (до перерыва), не находит оснований для отмены обжалуемого судебного акта.
Как следует из материалов дела, между ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" (энергоснабжающая организация) и ООО УК "Радуга" (абонент) был заключён договор энергоснабжения тепловой энергии в горячей воде 01.07.2009 N 1064.
В Приложении N 3 к данному договору определен перечень объектов абонента, потребляющих тепловую энергию, а именно: дом N 46 по ул. Куликова, дома N 20, N22, 224 по ул. 4-я Черниговская в г. Астрахани.
Полагая, что у ответчика имеется задолженность по оплате потерь в тепловых сетях за период с июня 2010 года по декабрь 2011 года в сумме 261 599 руб. 78 коп., истец обратился в арбитражный суд с настоящим иском.
Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд первой инстанции руководствовался статьями 426, 541 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), пунктом 3 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 (далее - Правила N 307), и исходил из следующего.
Согласно постановлению администрации г. Астрахани от 19.07.2011 N 6360 ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" переданы бесхозяйные тепловые сети, непосредственно соединенные с тепловыми сетями филиала ООО "ЛУКОЙЛ-ТТК" в г. Астрахани, в том числе, частично по ул. Куликова, д. 46.
Данное обстоятельство послужило основанием для заключения между истцом и ответчиком дополнительного соглашения N 2 к договору от 01.07.2009 N 1064 о внесении изменений в расчёт потерь тепловой сети и утечек сетевой воды.
Также вышеназванным постановлением администрации г.Астрахани сняты точки учёта по потерям тепловой сети и утечек тепловой сетевой воды, находящиеся по адресу: ул. Куликова, д. 46, с исключением трубопровода надземного 20800 Lсети =124-м., с утверждением схемы границ раздела.
Между тем судом первой инстанции не были приняты во внимание доводы ответчика о том, что тепловые сети, расположенные по ул. 4-я Черниговская, дома N 20, 22, 24, являются бесхозяйными.
Суд первой инстанции указал, что ответчиком в материалы дела не представлен правовой акт органа местного самоуправления об отнесении указанных тепловых сетей к бесхозяйным.
Суд апелляционной инстанции, частично отменяя решение суда первой инстанции, руководствовался статьей 544 ГК РФ, пунктом 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, и правомерно исходил из следующего.
Согласно пункту 3.19 Методических рекомендаций по регулированию отношений между энергоснабжающей организацией и потребителями, утвержденными Министерством энергетики Российской Федерации 19.01.2002, потери тепловой энергии в сетях от границы балансовой принадлежности до места установки расчетных приборов учета относятся на владельца сетей.
В Методических указаниях по расчету тарифов (цен) на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2 (с изменениями от 21.10.2008), определено, что энергоснабжающая организация не вправе включить в тариф на тепловую энергию расходы на оплату тепловых потерь в сетях сторонних организаций.
Наличие либо отсутствие у ответчика обязанности оплатить задолженность за потери в тепловых сетях зависит от своевременного и правильного определения владельца тепловых сетей, связывающих его как потребителя тепловой энергии и ответчика как поставщика тепловой энергии.
В данном случае орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей.
Факт наделения органа местного самоуправления соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (с учётом изменений от 12.11.2004).
Из материалов дела следует, что согласно письмам, направленным в адрес ответчика управлением муниципального имущества администрации города Астрахани от 20.12.2010 N 15-4626/10, комитетом по жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани от 09.12.2010 N 01-08/10904, тепловые сети по адресу ул. Куликова, 46 (диаметр - 100 мм., протяжённость 32 м.) включены в перечень ранее неучтённых бесхозяйных тепловых сетей.
Постановлением администрации города Астрахани от 19.07.2011 N 6360 истец определён тепловой организацией, тепловые сети которой непосредственно соединены с бесхозяйными тепловыми сетями (пункт 1.2).
Пунктом 1.4 Приложения к данному постановлению определены бесхозяйные тепловые сети, к числу которых отнесены тепловые сети по адресу: г. Астрахань, ул. Куликова,46.
Кроме того, из ответа управления по капительному строительству и жилищно-коммунальному хозяйству администрации города Астрахани (без номера и без даты), направленного ответчику, следует, что тепловые сети по ул. 4-я Черниговская, д. 20, д. 22, д.24, подлежат включению в перечень ранее неучтённых (бесхозяйных) сетей, для последующей передачи на обслуживание соответствующей организации.
Вывод суда первой инстанции о согласовании сторонами в Приложении N 4 к договору N 1064 объёмов потерь в тепловых сетях, правомерно не был принят судом апелляционной инстанции, поскольку указанный расчёт не представляет возможности определить включение в него потерь тепловой энергии в бесхозяйных сетях.
Учитывая, что администрацией города Астрахани не выполнены в полной мере обязанности по решению вопроса в отношении спорных тепловых сетей, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что у ответчика отсутствует обязанность оплаты за потери в бесхозяйных тепловых сетях в сумме 261 599 руб. 78 коп., тем более, что денежные средства, оплачиваемые ответчиком, являются средствами граждан.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, подлежат отклонению, поскольку они фактически направлены на переоценку установленных судом апелляционной инстанции обстоятельств и имеющихся в материалах дела доказательств, что не входит в полномочия суда кассационной инстанции в силу статьи 286 АПК РФ.
Судебная коллегия считает, что оснований, предусмотренных статьей 288 АПК РФ, для отмены обжалуемого судебного акта не имеется, нарушений норм материального и процессуального права судом апелляционной инстанции не допущено, в связи с этим кассационная жалоба удовлетворению не подлежит.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 по делу N А06-2726/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
З.И. Салихова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Наличие либо отсутствие у ответчика обязанности оплатить задолженность за потери в тепловых сетях зависит от своевременного и правильного определения владельца тепловых сетей, связывающих его как потребителя тепловой энергии и ответчика как поставщика тепловой энергии.
В данном случае орган местного самоуправления, на котором лежит обязанность по решению вопросов теплоснабжения в силу статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" мог и должен был принять меры по своевременному включению в состав муниципальной собственности спорных тепловых сетей.
Факт наделения органа местного самоуправления соответствующими полномочиями подтверждается постановлением Верховного Совета РСФСР от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность", Положением об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности, утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, Положением о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2003 N 580 (с учётом изменений от 12.11.2004)."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 18 июля 2013 г. N Ф06-5458/13 по делу N А06-2726/2012