г. Казань |
|
01 августа 2013 г. |
Дело N А65-22548/2012 |
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Хабибуллина Л.Ф.,
судей Гатауллиной Л.Р., Мухаметшина Р.Р.,
при участии представителей:
ответчика - Саляхова Р.И., доверенность от 29.12.2012 N АГ-02/18053,
в отсутствие:
заявителя - извещен надлежащим образом,
третьих лиц - извещены надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани
на решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2013 (судья Кириллов А.Е.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 (председательствующий судья Филиппова Е.Г., судьи Юдкин А.А.. Кувшинов В.Е.)
по делу N А65-22548/2012
по заявлению муниципального казенного учреждения "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан о признании незаконными решения и предписаний, при участии третьих лиц: Татарстанского территориального (регионального) союза Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, муниципального унитарного предприятия "Казанский энергосервисный центр", начальника муниципального казенного учреждения "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" Гарипова А.Д., исполнительного комитета муниципального образования города Казани,
УСТАНОВИЛ:
муниципальное казенное учреждение "Финансовое управление исполнительного комитета муниципального образования города Казани" (далее - финансовое управление исполкома) обратилось в Арбитражный суд Республики Татарстан с заявлением о признании незаконными решения и предписаний Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан (далее- антимонопольный орган, управление) от 28.06.2012 по делу N 06-334/2011.
К участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены Татарстанский территориальный (региональный) союз Объединения профсоюзов России СОЦПРОФ, муниципальное унитарное предприятие "Казанский энергосервисный центр" (далее - предприятие "КЭЦ"), начальник финансового управления исполкома Гарипов А.Д., исполнительный комитет муниципального образования города Казани (далее - исполнительный комитет города Казани).
Решением Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2013 заявленные требования удовлетворены частично, пункты 2 и 5 решения антимонопольного органа от 28.06.2012 и предписаний от 28.06.2012 N 06-334/2011-1, N 06-334/2011-2 в части, касающейся указания участвующим в согласованных действиях финансового управления исполкома, признаны незаконными, не соответствующими требованиям Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции). В удовлетворении остальной части требований отказано.
Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
В кассационной жалобе исполнительный комитет города Казани просит отменить принятые по делу судебные акты, ссылаясь на неправильное применение судами норм материального права.
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
В адрес антимонопольного органа через аппарат Президента Республики Татарстан, прокуратуру Приволжского района города Казани, а также напрямую поступили обращения Татарского территориального (регионального) союза объединения Профсоюзов России СОЦПРОФ в связи с действиями мэра города Казани по созданию преимущественного положения предприятия "КЭЦ" в сфере технического обслуживания приборов учета в городе Казани. К обращению приложена служебная записка первого заместителя руководителя исполнительного комитета города Казани Нигматуллина Р.К., адресованная мэру города Казани, следующего содержания:
"В настоящее время более 1000 приборов учета тепловой энергии и воды, установленных на объектах социально-культурной сферы города Казани, обслуживается предприятием "КЭЦ". В текущем году на обслуживание приборов учета в бюджете муниципального образования предусмотрены средства в размере 11,37 млн. рублей.
Финансирование указанных работ осуществляется через структурные подразделения исполнительного комитета города Казани путем заключения договоров на обслуживание с каждым из бюджетных учреждений. В рамках заключенных договоров обеспечивается ежемесячное снятие, анализ и сдача в энергоснабжающие организации, работоспособность всех конструктивных элементов узлов, при необходимости проводится их ремонт и наладка.
В текущем году возникли случаи, когда учреждения заключили договоры с другими организациями (приложение N 1), что идет в нарушение единой метрологической политики по городу Казани, а также срывает функционирование единой городской автоматизированной системы сбора показаний с приборов учета, которая внедрена на базе предприятия "КЭЦ". Кроме того, имеются учреждения, которые до сих пор не заключили договора на обслуживание приборов учета в 2011 году (приложение N 2).
В связи с вышеизложенным, в целях эффективного расходования бюджетных средств, выделяемых на оплату работ по техническому обслуживанию приборов учета, прошу Вас дать соответствующие поручения структурным подразделениям исполнительного комитета города Казани по заключению договоров на техническое обслуживание приборов учета с предприятием "КЭЦ".
В связи с поступившим заявлением антимонопольным органом предприятию "КЭЦ" направлен запрос о представлении информации по существу рассматриваемого обращения.
Из представленных документов управлением установлено, что предприятие "КЭЦ" создано постановлением исполнительного комитета города Казани от 22.03.2010 N 2697 для решения социальных задач, осуществляет деятельность по удовлетворению потребности в услугах по энергоснабжению и учету энергоресурсов по минимальным ценам. Предприятие является коммерческой организацией, занимается деятельностью, приносящей ей доход. В соответствии с вышеназванной служебной запиской бюджетным учреждениям поручено заключать договора именно с этой организацией, что привело к значительному увеличению общего числа заключенных договоров на техническое обслуживание приборов учета, к увеличению объема услуг, оказываемых этим предприятием.
Антимонопольным органом возбуждено дело N 06-334/2011 по признакам нарушения исполнительным комитетом города Казани части 1 статьи 15 Закона о защите конкуренции, по установлению для приобретателей товаров ограничений выбора хозяйствующих субъектов, которые предоставляют такие товары, а также предоставления преимущества отдельному хозяйствующему субъекту (предприятию "КЭЦ"), что приводит или может привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Решением управления финансовое управление исполкома города Казани в части осуществления согласованных действий, выразившихся в создании предприятия "КЭЦ", разработке и согласовании финансовым управлением исполкома города Казани, с последующим доведением лимитов финансирования на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии до бюджетных учреждений города Казани, даче поручений должностными лицами исполнительного комитета муниципального образования города Казани о заключении договоров на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями города Казани с предприятием "КЭЦ", которые привели к значительному увеличению договоров между бюджетными учреждениями и указанным предприятием, и ограничили доступ на данный рынок услуг иных хозяйствующих субъектов, признано нарушающим статью 16 Закона о защите конкуренции.
Данным решением антимонопольный орган признал исполнительный комитет города Казани и предприятие "КЭЦ" также нарушившим статью 16 Закона о защите конкуренции.
Полагая, что решение и предписания антимонопольного органа не соответствует действующему законодательству, финансовое управление исполкома города Казани обратилось в арбитражный суд.
Удовлетворяя заявленное требование в части, суд первой инстанции исходил из того, что финансовое управление не разрабатывало и не согласовывало тарифы на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии в бюджетных учреждениях города Казани, не участвовало в создании предприятия "КЭЦ", не давало поручений должностными лицами исполнительного комитета муниципального образования города Казани о заключении договоров на техническое обслуживание узла учета расхода тепловой энергии бюджетными учреждениями города Казани с предприятием "КЭЦ". Суд указал на недоказанность антимонопольным органом нарушения финансовым управлением исполкома города Казани статьи 16 Закона о защите конкуренции.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции.
В вышеуказанной части принятые судебные акты в порядке кассационного производства не обжалуется.
В удовлетворении оставшейся части требований судами отказано на том основании, что заявителем не представлено доводов, обосновывающих нарушение его прав оспариваемым решением. Финансовым управлением исполкома не указана норма права, уполномочивающая его на совершение признанных не соответствующим антимонопольному законодательству действий от имени других лиц, участвующих в деле.
Что касается заявителя жалобы (исполнительный комитет города Казани), то будучи извещенным о рассмотрении дела, своей самостоятельной правовой позиции по оспариваемому решению и предписаниям он не изложил, каким образом оспариваемое решение нарушает его права и законные интересы не указал, в суд с заявлением не обращался.
Доводы жалобы сводятся на неисследованность вопроса создания предприятия "КЭЦ" и согласованности его действий, то есть касаются иного лица. Однако норм права, уполномочивающих его на совершение действий от имени этого лица, суду не представлено.
Что касается довода о непривлечении к участию в деле учредителя предприятия "КЭЦ" - комитета земельных и имущественных отношений города Казани, то как правильно отмечено судом апелляционной инстанции, оспариваемым решением антимонопольного органа на комитет земельных и имущественных отношений города Казани никаких обязанностей не возложено. В решении антимонопольного органа отсутствуют выводы о правах и обязанностях данного лица. В связи с этим необходимость привлечения к участию в деле учредителя отсутствовала.
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Республики Татарстан от 31.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 по делу N А65-22548/2012 оставить без изменения, а кассационную жалобу исполнительного комитета муниципального образования города Казани - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Л.Ф. Хабибуллин |
Судьи |
Л.Р. Гатауллина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 08.04.2013 решение суда первой инстанции оставлено без изменений.
...
Проверив законность обжалуемых актов в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд кассационной инстанции не находит оснований для их отмены.
...
Дело рассмотрено судами первой и апелляционной инстанций полно и всесторонне, нормы материального и процессуального права не нарушены. Поэтому оснований для удовлетворения жалобы и отмены принятых по данному делу судебных актов у кассационной инстанции не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа"
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 1 августа 2013 г. N Ф06-6230/13 по делу N А65-22548/2012