г. Казань |
|
05 августа 2013 г. |
Дело N А55-30406/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 05 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Ананьева Р.В.,
судей Вильданова Р.А., Фатхутдиновой А.Ф.,
при ведении протокола судебного заседания с использованием системы видеоконференц-связи помощником судьи Шамсутдиновой Р.Р.,
при участии в судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи присутствующего в Арбитражном суде Самарской области представителя:
Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области - Устинова О.В., доверенность от 28.12.2012 N 12-9367,
в отсутствие иных лиц, участвующих в деле, извещенных надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара,
на решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2013 (судья Стенина А.В.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (председательствующий судья Кузнецов В.В., судьи Засыпкина Т.С., Холодная С.Т.)
по делу N А55-30406/2012
по заявлению Департамента управления имуществом городского округа Самара, г. Самара, к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, о признании незаконным решений и понуждении совершить определенные действия, с участием третьих лиц: Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Самарской области, г. Самара; Министерства имущественных отношений Самарской области, г. Самара; муниципального дошкольного общеобразовательного учреждения детский сад общеразвивающего вида N 318 городского округа Самара", г. Самара (ИНН 6311028539, ОГРН 1026300533181),
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом городского округа Самара (далее - Департамент, заявитель) обратился в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконными решений Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 24.07.2012 N 01/138/2012-58 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м, от 24.07.2012 N 01/138/2012-59 об отказе в государственной регистрации перехода права и права собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м, от 24.07.2012 N 01/138/2012-60 об отказе в государственной регистрации перехода права и права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м, о возложении на Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее - Управление Росреестра по Самарской области) обязанности зарегистрировать право собственности Российской Федерации на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м; зарегистрировать переход права и право собственности Самарской области на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м; зарегистрировать переход права и право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м.
Решением Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, заявленные требования удовлетворены.
Не согласившись с принятыми судебными актами, Управление Росреестра по Самарской области обратилось в Федеральный арбитражный суд Поволжского округа с кассационной жалобой, в которой просит обжалуемые судебные акты отменить, принять по делу новый судебный акт об отказе в удовлетворении заявленных требований.
Заявитель кассационной жалобы указал на неправильное применение судами норм материального права, а также несоответствие выводов судов фактическим обстоятельствам дела.
В соответствии со статьей 153N Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебное заседание проведено с использованием систем видеоконференц-связи, организованной Арбитражным судом Самарской области.
Представитель Управления Росреестра по Самарской области в судебном заседании поддержал доводы, изложенные в кассационной жалобе.
Иные лица, участвующие в деле, о времени и месте судебного разбирательства уведомлены, явку представителей в судебное заседание не обеспечили, что в силу статьи 284 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является препятствием к рассмотрению кассационной жалобы.
Судебная коллегия, изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы и проверив в соответствии со статьей 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации правильность применения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, пришла к выводу о том, что судебные акты подлежат изменению.
Как следует из материалов дела и установлено судами, согласно Положению "Об определении пообъектного состава федеральной, государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности", утвержденным распоряжением Президента Российской Федерации от 18.03.1992 N 114-рп, издано постановление главы г. Самара от 23.10.1998 N 410 "О включении в состав муниципальной собственности г. Самары объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, являющихся федеральной собственностью" и находящихся на балансе государственного производственного предприятия "Завод им. Масленникова" (далее - ГПП "ЗИМ").
На основании постановления главы г. Самара от 23.10.1998 N 410 принято постановление губернатора Самарской области от 18.08.2000 N 265.
Постановлением губернатора Самарской области от 18.08.2000 N 265 "Об объектах социально-культурного и коммунально-бытового назначения филиала федерального государственного унитарного предприятия "Государственный научно-производственный ракетно-космический центр "ЦСКБ-Прогресс" Самарский завод "Прогресс", Государственного научно-производственного ракетно-космического центра "ЦСКБ-Прогресс", ГПП "ЗИМ" было постановлено передать в муниципальную собственность городского округа Самара объекты согласно приложениям N 1-3.
В приложении N 3 "Перечень передаваемых в муниципальную собственность г. Самары объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения ГПП "ЗИМ" к данному постановлению указано здание учреждения дошкольного образования - ясли-сад N 318 по адресу: ул. Волгина, д. 126.
Согласно письму Департамента управления государственным имуществом от 10.09.2002 N 12-17/1239 ясли-сады фактически были переданы с баланса ГПП "ЗИМ" районным отделам народного образования г. Самары в 1994-1995 гг., в том числе ясли-сад N 318, расположенный по адресу: ул. Волгина, д. 126. Между тем указанный объект недвижимости был включен в постановление губернатора Самарской области от 18.08.2000 N 265 как объекты недвижимости ГПП "ЗИМ", подлежащие передаче в муниципальную собственность г. Самары.
05 июня 2010 года Департамент обратился к Управлению Росреестра по Самарской области с заявлениями N /01/138/2012-058, N 01/138/2012-059, N 01/138/2012-060 о регистрации права собственности Российской Федерации, перехода права и права собственности Самарской области, перехода права и права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание, образовательное учреждение, расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м.
Для государственной регистрации права собственности Российской Федерации, перехода права и права собственности Самарской области, муниципальной собственности были предоставлены следующие документы: выписка из реестра муниципального имущества от 31.05.2012 N 15-07-16/21413; кадастровый паспорт здания, сооружения, объекта незавершенного строительства от 11.08.2011; письмо от 26.04.2012 N Д05-01-01/3948-0-1.
Кроме того, ранее для проведения государственной регистрации права муниципальной собственности объектов, переданных на основании постановления губернатора Самарской области от 18.08.2000 N 265, в Управление Росреестра по Самарской области Департаментом была направлена заверенная надлежащим образом копия данного распорядительного акта.
Из выписки следует, что согласно постановлению губернатора Самарской области от 18.08.2000 N 265 объект недвижимости - нежилое здание площадью 943 кв. м, расположенный по адресу: г. Самара, Железнодорожный районе, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, является муниципальной собственностью городского округа Самара, 18.08.2000 включен в реестр муниципального имущества за номером 007933. Указанный объект составляет имущество казны.
Управлением Росреестра по Самарской области сообщениями от 24.07.2012 N 01/138/2012-58, 01/138/2012-59, 01/138/2012-60 в проведении заявленных регистрационных действий отказано на основании абзацев 6, 8, 9, 10 пункта 1 статьи 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" (далее - Федеральный закон от 21.07.1997 N 122-ФЗ).
Департамент, полагая, что указанные отказы противоречат действующему законодательству, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В силу постановления Верховного Совета Российской Федерации от 27.12.1991 N 3020-1 "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" (далее - постановление ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1) объекты согласно приложению N 3 относятся к муниципальной собственности в силу Закона независимо от оформления их приема-передачи.
В пункте 2 приложения N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 содержится перечень объектов государственной собственности, находящихся в ведении органов государственной власти и управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов и находящихся на территории соответствующих городов, а именно: учреждения и объекты народного образования (кроме спецшкол для детей, страдающих хроническими заболеваниями, которые относятся к муниципальной собственности).
На основании пункта 2 постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 объекты государственной собственности, указанные в приложении N 3, независимо от того, на чьем балансе они находятся, передаются в муниципальную собственность.
Указом Президента Российской Федерации от 22.12.1993 N 2265 "О гарантиях местного самоуправления в Российской Федерации" установлено, что органы местного самоуправления самостоятельно утверждают перечень объектов (имущества), составляющих муниципальную собственность в соответствии с приложением N 3 к постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1.
В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения относятся владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности городского округа; сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности городского округа, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории городского округа, а также организация предоставления общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории городского округа.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 5 информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.06.1997 N 15 "Обзор практики разрешения споров, связанных с приватизацией государственных и муниципальных предприятий" объекты, указанные в приложении N 3 к указанному постановлению ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 являются объектами муниципальной собственности непосредственно в силу положений названного выше постановления Верховного Совета Российской Федерации и должны рассматриваться как объекты муниципальной собственности независимо от того, оформлено ли это в установленном порядке. Отсутствие утвержденного перечня объектов муниципальной собственности само по себе не свидетельствует о том, что спорные объекты не являются объектами муниципальной собственности.
В силу пункта 1 статьи 6 Закона о регистрации права на недвижимое имущество, возникшие до момента вступления в силу настоящего Федерального закона, признаются юридически действительными при отсутствии их государственной регистрации, введенной настоящим Федеральным законом. Государственная регистрация таких прав проводится по желанию их обладателей.
Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что право муниципальной собственности на нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м возникло в силу закона на основании постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, является ранее возникшим, в связи с чем правовая экспертиза, предоставленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Таким образом, суды, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного закона, пришли к правильному выводу о том, что и у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2012 по делу N А55-27369/2011.
Между тем, суды, установив, что спорный объект недвижимости является муниципальной собственностью, признали незаконными отказы Управления Росреестра по Самарской области в государственной регистрации права собственности Российской Федерации, государственной регистрации перехода права и права собственности Самарской области, регистрации перехода права муниципальной собственности на данный объект недвижимости и обязали Управление Росреестра по Самарской области зарегистрировать право собственности Российской Федерации, зарегистрировать переход права и право собственности Самарской области, зарегистрировать перехода права муниципальной собственности.
Таким образом, поскольку спорный объект недвижимого имущества в силу постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1 является муниципальной собственностью, коллегия считает необходимым изменить обжалуемые судебные акты, удовлетворив заявленные требования в части признания незаконным решения Управления Росреестра по Самарской области от 24.07.2012 N 01/138/2012-60 об отказе Департаменту в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества и понуждении Управления Росреестра по Самарской области зарегистрировать право муниципальной собственности на указанный объект. В остальной части обжалуемые судебные акты отменить, в отменной части в удовлетворении требований отказать.
На основании изложенного и руководствуясь 2 части 1 статьи 287, статьями 286, 288, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А55-30406/2012 изменить.
Признать незаконным решение Управления Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области от 24.07.2012 N 01/138/2012-60 об отказе в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м.
Обязать Управление Федеральной государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области по вступлении решения в законную силу зарегистрировать право муниципальной собственности на объект недвижимого имущества - нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м.
В остальной части решение Арбитражного суда Самарской области от 18.01.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А55-30406/2012 отменить.
В отмененной части Департаменту управления имуществом городского округа Самара в удовлетворении заявленных требований отказать.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Р.В. Ананьев |
Судьи |
Р.А. Вильданов |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"Суды первой и апелляционной инстанций, в совокупности оценив доказательства, имеющиеся в материалах дела, в соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пришли к обоснованному выводу, что право муниципальной собственности на нежилое здание (образовательное учреждение), расположенное по адресу: г. Самара, Железнодорожный район, ул. Волгина, д. 126, внутренние литеры А, А1, А2, общей площадью 943 кв. м возникло в силу закона на основании постановления ВС РФ от 27.12.1991 N 3020-1, является ранее возникшим, в связи с чем правовая экспертиза, предоставленных в регистрирующий орган документов должна быть ограничена только идентификацией объекта недвижимости по правоустанавливающим документам.
Таким образом, суды, установив, что заявителем на государственную регистрацию были предоставлены все документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, которые соответствуют требованиям, указанным в статье 18 данного закона, пришли к правильному выводу о том, что и у Управления Росреестра по Самарской области отсутствовали законные основания, предусмотренные статьей 20 Федерального закона от 21.07.1997 N 122-ФЗ, для отказа в государственной регистрации права муниципальной собственности на объект недвижимого имущества.
Аналогичные выводы изложены в постановлении Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 05.10.2012 по делу N А55-27369/2011."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 5 августа 2013 г. N Ф06-6303/13 по делу N А55-30406/2012