г. Казань |
|
07 августа 2013 г. |
Дело N А55-29662/2012 |
Резолютивная часть постановления объявлена 31 июля 2013 года.
Полный текст постановления изготовлен 07 августа 2013 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Федоровой Т.Н.,
судей Сибгатуллина Э.Т., Махмутовой Г.Н.,
при участии представителей:
истца - Грициненко Е.В., доверенность от 28.12.2012,
ответчика - Радаевой Л.В., доверенность от 29.12.2012 N 7; Мешкановой Е.А., доверенность от 29.12.2012 N 5,
в отсутствие:
третьего лица - извещено надлежащим образом,
рассмотрел в открытом судебном заседании кассационную жалобу открытого акционерного общества энергетики и электрификации "Самараэнерго"
на решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2013 (судья Разумов Ю.М.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 (председательствующий судья Каплин С.Ю., судьи Александров А.И., Карпов В.В.)
по делу N А55-29662/2012
по исковому заявлению открытого акционерного общества "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" (ИНН 7704726225, ОГРН 1097746264230) к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (ИНН 6315222985, ОГРН 1026300956131) о взыскании 24 692 136,63 руб., третье лицо - открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт",
УСТАНОВИЛ:
открытое акционерное общество "Оборонэнерго" в лице филиала "Приволжский" (далее - ОАО "Оборонэнерго", истец) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с исковым заявлением к открытому акционерному обществу энергетики и электрификации "Самараэнерго" (далее - ОАО "Самараэнерго", ответчик) о взыскании 24 585 089,05 руб. стоимости фактически оказанных услуг по передаче электроэнергии в мае-декабре 2011 года и 107 047,58 руб. процентов за пользование чужими денежными средствами за период с 28.08.2012. по 17.09.2012.
К участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено открытое акционерное общество "Оборонэнергосбыт" (далее - ОАО "Оборонэнергосбыт", третье лицо).
Решением Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2013, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013, исковые требования ОАО "Оборонэнерго" удовлетворены.
В кассационной жалобе и дополнении к ней ОАО "Самараэнерго" просит отменить названные решение и постановление судов и отказать в удовлетворении исковых требований ОАО "Оборонэнерго", считая, что судами неправильно применены нормы материального права, а выводы судов не соответствуют фактическим обстоятельствам дела. По мнению заявителя жалобы, ОАО "Оборонэнерго" не оказывало ОАО "Самараэнерго" услуги по передаче электрической энергии потребителю ОАО "Самараэнерго" - ОАО "Оборонэнергосбыт", поэтому ОАО "Самараэнерго" не обязано оплачивать ОАО "Оборонэнерго" стоимость услуг по передаче энергии потребителю ОАО "Оборонэнергосбыт". Доводы ответчика подробно изложены в кассационной жалобе, дополнении к ней и поддержаны его представителями в судебном заседании.
ОАО "Оборонэнерго" в отзыве на кассационную жалобу и его представитель в судебном заседании доводы жалобы отклонили и просили оставить принятые по делу судебные акты без изменения, считая их законными и обоснованными.
Третье лицо надлежащим образом извещено о месте и времени судебного разбирательства, однако явку своего представителя в судебное заседание не обеспечило.
25 июля 2013 года судебное заседание в соответствии со статьей 153-1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) проведено с использованием системы видеоконференц-связи при содействии Арбитражного суда Самарской области. В данном судебном заседании на основании статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 часов 00 минут 31.07.2012.
После объявленного перерыва судебное заседание проведено без использования системы видеоконференц-связи по причине отсутствия технической возможности по ее организации.
Законность обжалуемого судебного акта проверена Федеральным арбитражным судом Поволжского округа в порядке, установленном в статьях 274, 284 и 286 АПК РФ.
Как видно из материалов дела, в соответствии с приказом Министра обороны Российской Федерации от 23.12.2009 N 1446 "Об условиях приватизации федерального государственного унитарного предприятия "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации", федеральное государственное унитарное предприятие "28 Электрическая сеть Военно-Морского Флота" Министерства обороны Российской Федерации (далее - ФГУП "28 ЭС ВМФ") преобразовано в открытое акционерное общество "28 Электрическая сеть" (далее - ОАО "28 ЭС").
Имущество, закрепленное за ФГУП "28 ЭС ВМФ" было передано ОАО "28 ЭС" в соответствии с передаточным актом.
Приказом Федеральной службы по тарифам от 27.08.2010 N 410-Э "О включении организаций в Реестр субъектов естественных монополий, в отношении которых осуществляется регулирование и контроль" ОАО "28 ЭС" включено в Реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении которых осуществляется государственное регулирование и контроль, в раздел "Услуги по передаче электрической и (или) тепловой энергии" под регистрационным N 77.1.33.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.2010 N 81 на территории Самарской области на 2011 год определена котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) (схема - котел "снизу") и установлены единые котловые тарифы на передачу, электрической энергии по электрическим сетям.
ОАО "28 ЭС" определено в качестве "котлодержателя".
В соответствии с пунктом 7 Правил государственного регулирования и применения тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26.02.2004 N 109, на розничных рынках электрической энергии в отношении организации, которая в порядке правопреемства приобретает в текущем периоде регулирования права и обязанности территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, применяются тарифы, установленные для реорганизованной территориальной сетевой организации, энергосбытовой (энергоснабжающей) организации, без открытия дела об установлении тарифов, до утверждения для указанной организации тарифов в установленном порядке.
08 июня 2011 года внеочередным общим собранием акционеров ОАО "28 ЭС" (протокол от 08.06.2011 N 2) было принято решение о реорганизации ОАО "28 ЭС" в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго", о чем 31.08.2011 в Единый государственный реестр юридических лиц внесена запись о прекращении деятельности юридического лица - ОАО "28 ЭС" путем реорганизации в форме присоединения к ОАО "Оборонэнерго".
Таким образом, все имущество, права и обязательства ОАО "28 ЭС" перешли к ОАО "Оборонэнерго" в порядке универсального правопреемства (пункт 2, статьи 8, пункт 2 статьи 218 ГК РФ).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 21.02.2012 N 104-э истец включен в реестр субъектов естественных монополий в топливно-энергетическом комплексе, в раздел 1 "Услуги по передаче электрической и тепловой энергии" под регистрационным N 77.1.78, соответственно, является территориальной сетевой организацией.
Между ОАО "28 ЭС" (Исполнитель) и ОАО "Самараэнерго" (Заказчик) был заключен договор оказания услуг по передаче электрической энергии от 01.01.2011 N 0012У, по условиям которого Исполнитель обязуется оказывать Заказчику услуги по передаче электрической энергии и мощности до точек поставки электроэнергии потребителей Заказчика, с которыми Заказчиком заключены договоры энергоснабжения и технологически присоединенными к электрическим сетям Исполнителя, путем осуществления комплекса организационно и технологически связанных действий, обеспечивающих передачу электроэнергии через технические устройства электрических сетей, принадлежащих Исполнителю на праве собственности или ином установленном федеральным законом основании, а Заказчик обязуется оплачивать оказанные Исполнителем услуги.
В целях урегулирования договорных отношений истец направлял в адрес ответчика дополнительные соглашения от 02.08.2011 N 4, от 12.09.2011 N 6, в которые были включены точки поставки ОАО "Оборонэнергосбыт". Ответчик данные дополнительные соглашения не подписал.
Как указал истец, несмотря на отсутствие в договоре от 01.01.2011 N 0012У точек поставки, определенных договорами энергоснабжения от 15.03.2010 N 0030э, 2455э, 3040э, 8380э, 1000э, 2464э, 0862э, заключенными между ОАО "Оборонэнергосбыт" и ОАО "Самараэнерго", им ответчику были оказаны в мае 2011 года услуги по передаче электрической энергии в объеме 1012,318 МВт.ч. стоимостью 2 256 296,27 руб., в июне 2011 года - в объеме 904,973 МВт.ч. стоимостью 2 278 837,75 руб., в июле 2011 года - в объеме 880,727 МВт.ч. стоимостью 2 258 649,87 руб., в августе 2011 года - в объеме 895,556 МВт.ч. стоимостью 2 270 682,60 руб., в сентябре 2011 года - в объеме 1095,625 МВт.ч. стоимостью 2 856 079,31 руб., в октябре 2011 года - в объеме 1460,410 МВт.ч. стоимостью 3 936 098,41 руб., в ноябре 2011 года - в объеме 1395,132 МВт.ч. стоимостью 3 776 598,14 руб., в декабре 2011 года - в объеме 1776,176 МВт.ч. стоимостью 4 951 846,70 руб.
В подтверждение оказанных услуг истец представил акты первичного учета электрической энергии за май-декабрь 2011 года, подписанные со стороны конечного потребителя; сводные ведомости количества электроэнергии, потребленной ОАО "Оборонэнергосбыт"; акты расчета стоимости оказанных услуг по передаче электрической энергии.
Неоплата ответчиком оказанных ему истцом услуг по передаче электрической энергии в размере 24 585 089,05 руб. послужила основанием для обращения истца в арбитражный суд с настоящим иском.
Согласно пункту 42 Правил недискриминационного доступа к услугам по передаче электрической энергии и оказании этих услуг, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27.12.2004 N 861 (далее - Правила N 861), при установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии ставки тарифов определяются с учетом необходимости обеспечения равенства тарифов на услуги по передаче электрической энергии для всех потребителей услуг, расположенных на территории соответствующего субъекта Российской Федерации и принадлежащих к одной группе (категории) из числа тех, по которым законодательством Российской Федерации предусмотрена дифференциация тарифов на электрическую энергию (мощность).
Во исполнение указанного положения Федеральной службой по тарифам разработаны изменения и дополнения в Методические указания по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденное приказом от 06.08.2004 N 20-э/2, которые определяют порядок расчета тарифов на услуги по передаче электрической энергии котловым методом. Указанные изменения и дополнения утверждены приказом Федеральной службы по тарифам от 31.07.2007 N 138-э/6.
Согласно этому приказу на 2008 год и последующие годы во всех субъектах Российской Федерации должен быть рассчитан и утвержден единый (котловой) тариф на услуги по передаче электрической энергии. При этом в целях обеспечения каждой сетевой организации средствами в размере ее необходимой валовой выручки обеспечивается перераспределение полученных по единому (котловому) тарифу средств между сетевыми организациями в соответствии с названными Методическими указаниями.
Таким образом, при "котловом методе" на территории субъекта Российской Федерации устанавливается единый (дифференцированный по группам потребителей) тариф на услуги по передаче электрической энергии. Покупатели и продавцы электрической энергии оплачивают услуги по передаче электрической энергии на основании указанного единого тарифа, независимо от того, через какие сети осуществлялась передача электрической энергии и сколько сетевых организаций участвовало в оказании услуги.
Приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 27.12.2010 N 81 на территории Самарской области на 2011 год определена котловая схема расчетов за услуги по передаче электрической энергии (мощности) - "Котел снизу" и установлены единые котловые тарифы на передачу электрической энергии по электрическим сетям Самарской области.
Согласно приказу Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.2011 N 27 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области" приказ от 27.12.2010 N 81 утратил силу.
В соответствии с указанной котловой схемой истец является "держателем котла", то есть непосредственным получателем средств от ОАО "Самараэнерго", осуществляющего приобретение электрической энергии для последующей ее продажи потребителям.
В соответствии с пунктом 11 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.08.2006 N 530 (далее - Основные положения), обязательным условием оказания услуг по передаче электрической энергии является наличие заключенного покупателем и продавцом электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии.
Как следует из материалов дела, 15.03.2010 между ответчиком и третьим лицом заключены договоры энергоснабжения N 0030э, 1000э, 2455э, 3040э, N8380э, 2464э, 0862э, по условиями которых ответчик обязался обеспечить поставку электрической энергии третьему лицу в объемах, указанных в приложениях N 1 к договорам (пункт 2.21).
Согласно пунктам 5 и 6 Основных положений гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии. Для надлежащего исполнения договоров энергоснабжения гарантирующий поставщик урегулирует в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, отношения, связанные с оперативно-диспетчерским управлением в отношении точек поставки на розничном рынке обслуживаемых этим гарантирующим поставщиком покупателей электрической энергии, а также урегулирует отношения, связанные с передачей электрической энергии, путем заключения договоров оказания услуг по передаче электрической энергии с сетевыми организациями, к электрическим сетям которых присоединены соответствующие энергопринимающие устройства.
Таким образом, обязанность по урегулированию отношений по передаче электрической энергии в точках поставки в отношении потребителя лежит на гарантирующем поставщике.
В силу пункта 82 Основных положений гарантирующий поставщик в течение 3 рабочих дней с даты заключения с покупателем электрической энергии договора купли-продажи (поставки) электрической энергии (изменения условий ранее заключенного договора), по условиям которого покупатель самостоятельно урегулирует отношения по передаче электрической энергии, а также не позднее чем за 15 рабочих дней до даты прекращения обязательств по договору с покупателем электрической энергии обязан направить соответствующее уведомление с указанием сведений о покупателе электрической энергии, включающих наименование и место нахождения юридического лица (фамилию, имя, отчество и место жительства физического лица), точки поставки, платежные реквизиты:
собственнику или иному законному владельцу электрической сети, к которой присоединено энергопринимающее устройство покупателя электрической энергии либо лица, для которого он приобретает электрическую энергию;
территориальной сетевой организации, на которую в соответствии с пунктом 51 настоящего документа может быть возложено осуществление функций гарантирующего поставщика.
В случае если гарантирующий поставщик после заключения договора купли-продажи (поставки) с покупателем электрической энергии не представил указанную информацию или не обратился в сетевую организацию для заключения договора оказания услуг по передаче электрической энергии в целях исполнения своих обязательств по договору энергоснабжения и приступил к их исполнению, он несет в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и настоящим документом ответственность за пользование услугами по передаче электрической энергии без договора оказания соответствующих услуг. В этом случае сетевая организация вправе взыскать с гарантирующего поставщика стоимость услуг по передаче электрической энергии покупателю, обслуживаемому на основании указанного договора. Объем потребленных таким образом услуг определяется в соответствии с порядком осуществления коммерческого учета, установленным разделом XII настоящего документа.
Пункт 108 Основных положений устанавливает, что плата за услуги по передаче электрической энергии включена в размер стоимости электрической энергии. Соответственно, ответчик получает от третьего лица плату за услуги по передаче электрической энергии.
Доводы ответчика о том, что акты разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон не согласованны третьим лицом, правильно не приняты во внимание судами, так как наличие или отсутствие данных актов в силу приведенных выше норм не освобождает ответчика от обязанности произвести оплату за фактически оказанные услуги в полном объеме, тем более, что истцом представлены акты, подписанные непосредственно конечными потребителями.
Из писем смежных сетевых организаций следует, что точки поставки по ОАО "Оборонэнергосбыт" у них отсутствуют, следовательно, потребитель подключен только к сетям истца.
В соответствии с пунктом 136 Основных положений оплата потребленной электрической энергии, предоставленных услуг по передаче электрической энергии, а также оплата потерь электрической энергии в электрических сетях осуществляется на основании данных, полученных с помощью приборов учета и (или) расчетного способа в соответствии с правилами коммерческого учета электрической энергии на розничных рынках электрической энергии, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики в сфере топливно-энергетического комплекса, и настоящим разделом.
Стороны не лишены возможности установить расчетный способ определения стоимости оказанных услуг. Третьим лицом и истцом была согласованна схема расчетов объемов потребления электрической энергии с использованием норматива потерь, утвержденного приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 04.08.2010 N 351. Из анализа положений пунктов 50-54 Правил N 861, пунктов 120, 121 Основных положений следует, что общий объем фактических потерь включает в себя нормативные потери электроэнергии.
При расчете истцом применен тариф по уровню напряжения НН, установленный приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.11 N 27 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области" (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Из актов разграничения балансовой принадлежности сетей следует, что конечные потребители получают электрическую энергию по уровню напряжения 0,4 кВ, что в соответствии с Пунктом 44 Методических указаний по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденных приказом Федеральной службы по тарифам от 06.08.2004 N 20-э/2, является низким уровнем напряжения.
В нарушение статей 9, 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период конечным потребителям фактически поставлялась электроэнергия среднего, высокого, а не низкого напряжения, а также доказательств того, что примененный истцом тариф был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
При указанных обстоятельствах дела и в соответствии со статьями 309, 310, 395, 779, 781, 1102, 1105 ГК РФ, пунктом 82 Основных положений суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований истца как в части оплаты фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии, так и в части начисленных процентов.
Изложенные в дополнении к кассационной жалобе доводы ответчика о том, что в спорный период электрическая энергия поставлялась потребителям ОАО "Оборонэнергосбыт", в том числе населению, и объем переданной населению энергии определялся истцом в соответствии с пунктами 143, 145 Основных положений, тогда как в целях определения объема переданной населению электрической энергии должны применяться нормативы потребления, установленные в соответствии с жилищным законодательством, являются голословными, поскольку не подтверждены материалами дела. Кроме того, ранее при рассмотрении спора в судах первой и апелляционной инстанций ответчик указанные доводы не заявлял, они не были предметом оценки и исследования судов нижестоящих инстанций.
На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287 и статьей 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа
ПОСТАНОВИЛ:
решение Арбитражного суда Самарской области от 08.02.2013 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.04.2013 по делу N А55-29662/2012 оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.
Председательствующий судья |
Т.Н. Федорова |
Судьи |
Э.Т. Сибгатуллин |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
"При расчете истцом применен тариф по уровню напряжения НН, установленный приказом Управления по государственному регулированию и контролю в электроэнергетике Самарской области от 28.04.11 N 27 "Об установлении единых котловых тарифов на услуги по передаче электрической энергии по сетям Самарской области" (статья 424 Гражданского кодекса Российской Федерации).
...
В нарушение статей 9, 65 АПК РФ ответчик не представил доказательств, свидетельствующих о том, что в спорный период конечным потребителям фактически поставлялась электроэнергия среднего, высокого, а не низкого напряжения, а также доказательств того, что примененный истцом тариф был отменен, изменен или признан недействующим по заявлениям заинтересованных лиц.
При указанных обстоятельствах дела и в соответствии со статьями 309, 310, 395, 779, 781, 1102, 1105 ГК РФ, пунктом 82 Основных положений суды правомерно пришли к выводу об удовлетворении требований истца как в части оплаты фактически оказанных услуг по передаче электрической энергии, так и в части начисленных процентов."
Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 7 августа 2013 г. N Ф06-6307/13 по делу N А55-29662/2012